Задание глубины поиска информации

Глубина поиска информации также во многих случаях определяется целями и задачами научного исследования. Единых подходов к глубине поиска информации не существует. На выбор допустимого "возраста" собираемой информации оказывают влияние многие факторы: масштаб научных исследований (исследования большого коллектива или маленькой группы исследователей); область науки; характер НИР (теоретические или поисковые); дефицит источников информации, времени и средств у исследователя и др.

Считают, что выбор глубины поиска информации важен лишь на начальных стадиях исследования, а в дальнейшем исследователь должен знать информацию по изучаемому вопросу за многие годы. Для ориентировочной оценки глубины поиска начальных стадий научных исследований рекомендуют использовать "полупериод жизни" публикаций, который составляет для [6]: физики - 4,6 года; химии - 8,1 года; математики - 10,5 года.

При создании новых объектов техники глубину поиска информации можно определить в 15 лет (средний возраст обновления техники).

Для планирования научных исследований большому коллективу рекомендуется поиск информации проводить за 50 и более последних лет.

3.2.1.4. Выбор источников информации

На выбор источников информации может оказать влияние "возраст" информации в этих источниках.

Необходимо знать, что "возраст" информации увеличивается в следующем ряду источников (табл. 3).

Зависит выбор источников информации также и от целей и задач научного исследования.

Так, например, если при выполнении научных исследований планируется создать новый объект техники и осуществить его правовую защиту, то необходимо использовать и специальные вторичные источники патентной информации (периодический журнал "Изобретения стран мира", издаваемый ВНИИПИ, и др.). Если в цели научных исследований входит организация промышленного производства нового объекта, то трудно обойтись без специальных источников конъюнктурно-экономической информации.

Таблица 3

Источники информации и ее примерный "возраст"

Источник информации "Возраст" информации (не менее)
Средства оперативной массовой (радио, телевидение, ежедневные и еженедельные газеты и др.) и индивидуальной (почта, телефон, телетайп, телефакс и др.) информации 1 минута
Периодические (ежемесячные, ежеквартальные и др.) издания (газеты, журналы, бюллетени, сборники и др.) 2 месяца
АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы) и БД (базы и банки данных) 3 месяца
Реферативные журналы (РЖ "Химия", "Chemical Abstracts" и др.) 6 месяцев
Непериодические издания (книги, сборники и др.) 1 год

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: