Государственная служба как основополагающий институт системы государственного управления: зарубежный опыт

Государственная служба- это важный политический инструмент реализации государственной власти и функционирования государства в целом. Как наиболее квалифицированная и компетентная часть аппарата государственной власти, государственная служба обеспечивает составление прогноза о возможных путях развития общества, сбор и изучение многосторонней информации об общественной ситуации, связь государства и общества и на этой основе участвует в подготовке и принятии управленческих решений, а также в их реализации.

Известный специалист В. Е. Чиркин предлагает такую концепцию института государственного управления, для которой существенное значение имеют следующие характеристики.

Во-первых, институт государственной службы - это не система норм, как это имеет место в отношении правового института, а фактическое явление, т.е. речь идет о самом институте государственной службы, о ее роли в государственном управлении, определении основных направлений государственной политики и т. д.

Во-вторых, несмотря на то, что значение любого института могут быть полностью поняты только в системе, с учетом всех ее элементов, государственный институт – относительно обособленная часть государственной структуры, которая обладает определенной «автономией».

В-третьих, любой институт государства всегда имеет функциональное назначение. Такие институты и создаются именно для того, чтобы выполнять какие-то задачи по государственному управлению обществом [15, c.97-99].

Для более глубокого понимания содержания деятельности государственной службы в системе государственного управления следует разграничить государственное управление в широком и узком смысле слова. В. С. Нечипоренко и В. П. Мельников считают, что в широком значении слова «государственное управление – это осуществление управленческих функций государства в целом. Его основными субъектами являются полномочные органы государственные органы, сущность действий которых заключаются в осуществлении преимущественно стратегического управления. Государственное управление в узком смысле слова – осуществление управленческих идей, воплощенных в постановлениях, указах, законах и других нормативных правовых актах органов государственной власти. В этом смысле государственная служба играет роль механизма и технологии государственного управления» [16, c.191-192].

Таким образом, если для высших органов государственной власти государственное управление - это только одна из многочисленных функций, то для государственной службы государственное управление составляет основное содержание. Именно институт государственной службы во многом способствует реализации воли государства, оказании определяющего воздействия на деятельность и поведение людей с помощью убеждения, регламентации и санкций.

В теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся направлений развития института государственной службы. Ведущими среди них являются английская, немецкая и американская. Рассмотрим отдельно основные аспекты развития государственной службы в США, Германии и Великобритании.

В Германии понятие «государственная служба» после Первой мировой войны было вытеснено наименованием «публичная служба». Под «публичной службой» понимается деятельность в целях выполнения общественных задач государственного управления, реализуемая определенным кругом лиц, для которых выполнение публичных дел является основой их профессиональной деятельности.

Публичная служба в Германии включает в себя три категории лиц: чиновников, рабочих и служащих. Основным критерием их разделения выступает форма назначения. Например, для чиновника в особом порядке компетентными властями издается акт назначения, для рабочего и служащего соответствующими сторонами заключается договор о поступлении на государственную службу. Чиновники в Германии относятся к группе особо доверенных лиц, которые специально наделены функциями управления, политическим статусом [17, c.27].

Одной из особенностей службы в современной Германии является тесное взаимопроникновение административной и политической сфер, что находит свое отражение в законе о государственной службе. Так, согласно законодательству чиновник имеет право как в участии в деятельности политических партий, так и в достижении парламентской карьеры. В Германии в отличие от многих стран, таких как США, Великобритания, Франция, карьера государственного служащего не является альтернативной политической карьере. Напротив, карьера служащего является предпосылкой для успешной политической деятельности.

Федеральный закон о чиновнике в редакции 1971 года является основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников в Германии. Согласно этому Закону к гражданским служащим можно отнести: чиновников государственного аппарата, военнослужащих, судей, почтовых служащих, сотрудников железнодорожной службы, государственных банков, преподавателей школ и высших учебных заведений. Функционирующий в стране табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Материальное содержание служащих состоит из основного оклада, надбавки за выслугу лет, за звание, территориальной надбавки, надбавки на детей. Структура, динамика и размер выплат чиновникам определяются специальным законом об оплате [18, c.130].

По германской доктрине, государственный служащий рассматривается как слуга и представитель государства, его идеи. На этом постулате основывается вся система обучения чиновников, их подготовки дальнейшего продвижения по службе. В соответствии с п.2 ст.33 Конституции Германии «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией» [19, c.38]. К особенностям, позволяющие претендовать на звание чиновника, прежде всего, является требование быть немцем. Помимо этого, законодательство допускает назначение чиновником иностранца, также претендент должен обладать необходимой профессиональной подготовкой, устанавливаемой соответственно уровню служебной иерархии [20, c.48].

Значительно более строгие требования предъявляются к чиновникам, желающим поступить на службу высшего уровня. Например, к службе на высшем уровне 2 ступени допускаются чиновники с высшим образованием, которые сдали первый государственный экзамен, прошли подготовительную службу в течение 2 лет. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются служащие, имеющие аттестат о среднем образовании, прошедшие специальную 3-х летнюю подготовку и сдавшие экзамен соответствующего уровня [21].

В Германии при занятии различного уровня должности учитывается и возрастные ограничения: от 18 до 30 лет – на высшие должности; от 16 до 32 лет на средние ступени; от 16 до 30 лет – низшие ступени. Основная масса государственных служащих приходится на органы земель- 40%; в общинах занято 22%, на федерацию приходится 10% чиновников.

К основным сферам, в которых рекрутируется основная часть чиновников, относятся юстиция, затем – социальные науки и экономика. Согласно закону 1953 года, высшее юридическое образование признается достаточным для занятия руководящих постов на государственной службе. Как показывают современные социологические исследования, среди высшего руководящего персонала профессия юриста продолжает преобладать – юристы составляют 67%.

Система продвижения по службе в Германии строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах:

- принцип повышения квалификации;

- принцип постепенного продвижения.

Исключения допускаются лишь по разрешению Федеральной комиссии по кадрам Германии. В низших должностных группах при оценке «отлично» повышение в должности осуществляется через 6 лет, а при оценке «удовлетворительно» производится через 8 лет. Также следует отметить, что в средних должностных группах продвижение по службе регламентируется для каждой должности отдельно [22].

В отличие от Германии, в США государственным служащим считается любое лицо, чей труд оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти.

Началом законодательного оформления государственной службы в США послужило принятие закона Пендлтона, получившего название «Закон о гражданской службе». Закон Пендлтона предусматривает открытый конкурсный отбор в виде проведения экзаменов для претендентов на государственные должности и сохраняет силу в США до настоящего времени.

Государственная служба в Соединенных Штатах Америки подразделяется на исключительную и конкурсную. Исключительная гражданская служба подразумевает положение, по которому должности этой категории исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В состав «исключительных» служащих входят сотрудники ЦРУ, Госдепартамента, Агентства по национальной безопасности, ФБР, правительств США в международных организациях. К конкурсной гражданской службе США относятся около 90% всех государственных служащих.

Также в США существует патронажная система и система добычи, что предполагает назначение служащих на высшие должности за политические заслуги и периодическую сменяемость политических чиновников в зависимости от того, сколько времени в Белом доме пребывают представителя партии, сторонниками которого они являются. В нынешний период всего около 5% должностей в США заполняются «патронажными» методами. К ним можно отнести послов, консулов, глав исполнительских ведомств и агентств. Для большинства чиновников карьерное продвижение производится согласно принципам системы заслуг, т.е. производится отбор наилучших претендентов на повышение в должности на конкурсных экзаменах, немаловажным аспектом в отборе является ежегодная оценка их служебной деятельности. Так, до 1979 г. в Соединенных Штатах Америки существовало три методологии оценки работы государственного служащего: неудовлетворительная, удовлетворительная и отличная. В настоящее время в каждом ведомстве существует своя система оценки. Оценка является основанием для принятия решения об обучении, переподготовке, понижении, оставлении на прежней должности, награждении, или смещении сотрудника [23, c.215].

В США определены следующие 4 основных направления работы с государственными служащими:

1) обеспечение достаточной гибкости системы гражданской службыс тем, чтобы она могла приспосабливаться к нуждам правительственной политики и быстро меняющимся социально-экономическим условиям;

2) соблюдение баланса между требованиями и правами служащих и обеспечение эффективности работы государственного аппарата;

3) поддержание конкурентоспособности с частным сектором;

4) пересмотр стандартов и процедур в целях обеспечения государственной службы наиболее квалифицированными кадрами [24, c.107].

Должности профессиональных гражданских служащих распределены в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно ответственности, сложности и степени участия в процессе принятия решений. Характеристика и описание каждой из категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов Соединенных Штатов Америки.

К категории 1-4 относятся служащие низшего персонала административных учреждений, они являются непосредственными исполнителями. По своему материальному положению гражданские служащие данных категорий относятся к низкооплачиваемым работникам: средний размер жалования (6-9 тыс. долл. в год) сопоставимый с заработной платой неквалифицированных рабочих частного сектора.

Категории 5-8 - это исполнительский персонал высшей квалификации, которые имеют дипломы ВУЗов, в целом не выполняют никаких функций по административному руководству, а их профессиональная деятельность проходит под общим наблюдением. По материальному положению служащие являются среднеоплачиваемыми работниками, размер жалования которых составляет 11-15 тыс. долл. в год [18, c.143].

Гражданские служащие, относящиеся к категории 9-14- средний руководящий персонал. Так, например, работники 12-й категории должны уметь выносить решения, служащие 13-й категории в основном представлены помощниками глав небольших подразделений, а 14-й категории – главами подразделений и бюро. Общее число служащих данной группы категорий составляет 46,6% от общего числа чиновников.

15-18 категория представлена высшим руководящим составом государственных учреждений. К основным обязанностям этих гражданских служащих относятся планирование и руководство специальными программами исключительной трудности и ответственности. Сегодня в США служба высших администраторов представлена закрытым корпусом чиновников, формирующегося как из служащих 16-18-й категорий, так и из служащих, занимающих «патронажные» посты [18, c.144].

Таким образом, в отличие от Германии, в США политическая активность большинства гражданских служащих весьма ограничена, причем исключениями являются лишь высшие должностные лица из ближайшего окружения президента.

Отличительной чертой английской системы государственного управления, сложившейся к началу ХХ века, являлось четкое разделение административной и политической сфер. Гражданская служба существовала отдельно от политической службы..

Институт современной гражданской службы Великобритании сложился сравнительно недавно – в 70-е года XXI века. Именно в этот период в Англии были проведены крупные реформы в сфере государственной службы. Первым ее этапом в январе 1971 года стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников.

Первая группа чиновников образует вершину состава гражданской службы. К группе старших политических и административных руководителей отнесли чиновников административного класса, постоянного секретаря, заместителя постоянного секретаря.

Вторая группа состоит из двух ступеней:

1) ученик администратора;

2) старший исполнитель.

Административная группа решает широкий спектр вопросов – от исполнения обычных канцелярских обязанностей до руководства работой министерств и координации деятельности государственного аппарата.

Третья группа объединяет технических специалистов и научно-профессиональных работников. К ней можно отнести архитекторов, ученых, инженеров, занятых проблемой образования и подготовки чиновников [24, c.79-80].

Вместе с тем в Великобритании продолжает существовать концепция «нейтральности» гражданской службы. Известный английский политолог Д.Гарнер в своей книге «Великобритания: центральное и местное управление» сформулировал эту концепцию так: «Гражданские служащие обязаны хранить верность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придерживающимся различных политических убеждений» [25, c.73].

Ответственным органом, в чью компетенцию входит набор на кадровую службу является Комиссия по делам гражданской службы. Основным условием поступления на гражданскую службу считается сдача письменного экзамена общего типа, который разрабатывался на программах Оксфорда и Кембриджа. Вследствие чего в нынешнее время большая часть кандидатов на руководящие посты являются выходцами этих ведущих ВУЗов страны.

Для набора в административный класс осуществляется прием заявлений от претендентов- выпускников ВУЗов в возрасте 20-28 лет, а при наборе служащих в третью группу формально не требуется отвечать каким-либо образовательным цензам, но рассчитывать на успех могут лишь те, кто получил образование, соответствующее программе экзамена.

С 1971 г. в Великобритании экзамен проводится по так называемому «методу II», который включает основных три ступени: 1)письменные доклады по общим предметам; 2)тесты; 3)интервью. Переподготовка служащих проводится в колледже по обучению гражданских служащих, основанном в 1970 г., который осуществляет свою работу под общим руководством министерства по делам гражданской службы [26, c.65].

Продвижение по службе в Великобритании осуществляется в трех основных группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. Непосредственно подотчетным ему органом является специальный отборочный комитет по назначению руководящего состава гражданской службы. При комитете существует специальная группа, занимающаяся рассмотрением вопроса о продвижении по службе высших администраторов.

Система продвижения по службе в Великобритании отличается особой жесткостью на всех уровнях. Ограничена возможность перехода из одного министерства в другое и из одной должностной группы в другую. Вся английская система найма, обучения и продвижения по службе организована таким образом, дл того чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля.

Сегодня в Великобритании 27 % гражданских служащих – это специалисты в различных областях экономики, науки, права и техники. Значение таких специалистов постепенно растет, они составляют около 60% руководителей госаппарата. Достаточно часто используется «интегральная иерархия», которая подразумевает работу специалистов и администраторов рука об руку под единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты, так называемые профессиональные управленцы - их около 75% [26, c. 166-167].

Как видно на Таблице 3 из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле продвижения по службе, политической беспристрастности и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной службы в каждой стране индивидуален, но общей чертой является цель: служение народу, государству, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.

Таблица 3

Особенности организации государственной службы в США, Германии, Великобритании и Казахстане

  Германия США Великобритания Казахстан
Законодательство Федеральный Закон «О чиновнике» Закон «О гражданской службе» единого консолидирующего закона о гражданской службе нет, регулируются лишь наиболее важные аспекты, сформулированные в Кодексе по регулированию гражданской службы Закон «О государственной службе»
Уполномоченные органы Федеральная комиссия по кадрам Федеральная Комиссия гражданской службы; Управление по делам гражданской службы Комиссия по делам гражданской службы; Управление Министра гражданской службы Агентство по делам государственной службы, и его территориальные органы
Должностные категории 16 групп чиновников 18 классов гражданских служащих 3 группы чиновников 2 категории: политические и административные
Требования, предъявляемые к поступающим на государственую службу - наличие гражданства; - мин. допустимый возраст- 16 лет; - гарантия политической благонадежности; - отсутствие долгов - наличие гражданства; - нет возрастных ограничений; - наличие определенной квалификации - наличие гражданства; - нет возрастных ограничений; - наличие диплома - наличие гражданства; - полная дееспособность; -мин. допустимый возраст-18 лет; -законопослушность
Порядок поступления на государственную службу 1) гос. экзамен 2) прохождение испытательного срока 3) сдача итогового экзамена 1) конкурсный экзамен 2) проверка благонадежности 3) прохождение испытательного срока 1) письменный доклад 2) тест 3) интервью назначение или избрание (для политических служащих); конкурс (для административных служащих)
Аттестация -категория служащих, подлежащих аттестации -периодичность проведения - несколько исключений (чиновники в возрасте от 50 до 57 лет, чиновники уровня В3 и выше) -в зависимости от министерств - каждый гражданский служащий - ежегодно - каждый гражданский служащий -нет централизованных положений - все административные госслужащие - 1 раз в 3 года
Продвижение по службе строго регламентировано законами; гарантия медленного продвижения по выслуге лет основано на системе заслуг и ежегодной оценки эффективности деятельности служащих в 3 основных группах по-разному; продвижение по старшинству чиновника в министерской иерархии основано на принципе меритократии (главенство личных заслуг)

Остановимся подробнее на анализе зарубежного опыта организации государственной службы в парламенте, как ярком примере законодательного института государственной службы.

В настоящее время в парламентских структурах зарубежных стран сформировался достаточно профессиональный аппарат, способный решать задачи разной степени сложности и масштабов. Следует отметить, что статус гражданских служащих, представленных в аппаратах парламента, очень часто приравнивается к статусу государственных служащих органов исполнительной власти. Во многих западных странах действуют специальные законы, регламентирующие порядок прохождения государственной службы, структуру и функции аппарата. В США, например, действует Закон «О реорганизации государственной службы в Конгрессе» (1970 г.), в Великобритании - Закон «Об организации палаты общин» (1978 г.) в Германии- Закон «О бундестаге».

Большинство парламентов предусматривает в своей структуре наличие достаточно многочисленного аппарата, который, как правило, имеет двух- или трехуровневую структуру. Аппарат Бундестага состоит из генерального директората, директората и реферантуры. Аппарат конгресса депутатов США строится по схеме «департамент- отдел- служба». В британском парламенте руководящая и координирующая роль принадлежит комиссии палаты общин, которая:

- определяет общее количество штатных единиц;

- структур аппарата;

- смету расходов и систему оплаты труда служащих;

- вырабатывает условия найма на государственную службу;

- организует конкурсный отбор и назначение на должности сотрудников «центрального аппарата»

Его главная задача- профессиональное обеспечение законотворческого процесса.

Аппараты парламентов включают две категории служащих:

1) служащих аппаратов комитетов, фракций, управлений и департаментов «центрального аппарата»;

2) служащих личных офисов депутата - помощников, секретарей, администраторов.

Практически для всех стан высокой парламентской культуры характерен относительно небольшой объем законопроектной работы. Доля законопроектов, вносимых депутатами, не превышает 5-10% их общего количества. Например, Бундестаг ФРГ в среднем за год рассматривает не более 150 законопроектов. Также характерным является и то, что аппараты парламентских фракций и групп не входят в структуру аппарата парламента. Их деятельность финансируется не из государственного бюджета, а в основном за счет соответствующих партий и движений.

Государственная служба в парламентах большинства развитых государств строится на принципах научности, открытости, равного доступа к должности, профессионализма и стабильности кадров, внепартийности. Реализация перечисленных системообразующих принципов государственной службы позволяет обеспечить ориентацию аппарата не столько на количественные, сколько на качественные показатели и главный конечный результат - высокую эффективность работы парламента. Эти же принципы определяют систему управления государственной службой и управления персоналом государственной службой [27, с.75-76].

Как видим, в различных странах существуют различные формы и традиции, регламентирующие статус, организацию и прохождение государственной службы в органах законодательной власти. Четко просматриваются общие тенденции развития: рационализация и повышение эффективности управления человеческими ресурсами аппарата государственной власти, придание государственной службе большей мобильности, слаженности, поиск более совершенных форм ее организации.

Опыт многих парламентов неоценим и в деле укрепления нравственных основ государственной службы, воспитания высококвалифицированных специалистов, для которых государственная служба - не только профессия, но и призвание.

В целом, анализ зарубежного опыта становления и развития государственной службы позволяет выделить его следующие положительные черты:

1. Государственная служба в странах Запада - неотъемлемый компонент, механизм регулирования взаимоотношений между социальными группами, организационными структурами и человеком;

2. Вызывает интерес опыт работы в сфере государственной службы коллегиальных структур, которые участвуют в выработке и реализации решений по государственной службе;

3. Интересна практика зарубежных стран в обеспечении равенства возможностей при поступлении и дальнейшем продвижении на государственную службу. В некоторых странах в органах управления выделены специализированные структуры, которые контролируют реализацию принципа равного доступа на гражданскую службу. Весьма полезно, например, использование в отечественном управлении государственной службой американского опыта создания органов управления, регулирующих и контролирующих карьерное продвижение чиновников, а также защищающих их от «запрещенной» кадровой политики со стороны администрации.

4. Также следует отметить, в отличие от Казахстана зарубежные органы управления государственной службой более структурированы и многочисленны. Они неполитичные и поэтому сохраняют независимость в решении вопросов назначений на должности государственной службы как от политиков, так и от первых лиц государства. Этот опыт представляет научный и практический интерес для современного Казахстана.

В заключение первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Государственная служба - это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства.

2. Дифференциация государственных органов по предмету их ведения, по отраслям и сферам государственной деятельности, по объему и структуре реализуемых полномочий является основанием для разделения государственной службы на виды. Выделяют следующие виды государственной службы:

- по принципу разделения властей: общая или общеадминистративная, специализированная;

- по характеру компетенции и предмету ведения: представительная, исполнительная, законодательная;

3. Основными принципами построения и функционирования государственной службы являются:

– принцип законности;

– принцип приоритета прав и свобод гражданина;

– принцип равного доступа граждан к государственной службе;

– принцип единства организационных и правовых основ государственной службы;

– взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

–принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю;

– компетентность и профессионализм государственных служащих;

– принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

4. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его органов и должностных лиц - главная цель государственной службы.

5. К основным функциям государственной службы относятся: информационное обеспечение деятельности государственных органов, учет, планирование, организация, руководство, координация, контроль, регулирование и прогнозирование развития системы государственной службы.

6. Проанализировав опыт организации государственной службы в таких развитых странах, как Великобритания, США и Германия, можно прийти к выводу, что более жесткие требования в смысле продвижения по службе, политической беспристрастности и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной службы в каждой стране индивидуален, но общей чертой является цель: служение народу, государству. Также необходимо отметить, что в отличие от Казахстана зарубежные органы управления государственной службой более структурированы и многочисленны. Они неполитичные и поэтому сохраняют независимость в решении вопросов назначений на должности государственной службы как от политиков, так и от первых лиц государства. Этот опыт представляет научный и практический интерес для современного Казахстана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: