Общая характеристика русской литературы 1848 -1855-х гг

Условия, в которых приходилось жить и работать русским писателям второй половины XIX столетия, были очень трудными. В обстановке политического гнета литература «сосредотачивала», по выражению Н.Г. Чернышевского, «почти всю умственную жизнь народа». Как бы ни были различны взгляды русских художников слова, их объединило стремление разрешить острые вопросы, стоявшие перед русским обществом. В поисках ответа писатели обращались к самой действительности и создавали произведения, в которых чрезвычайно глубоко, верно изображалась жизнь во всей ее сложности и противоречивости. То есть в литературе второй половины доминирует реализм, но все же элементы романтизма еще выражены, например, у Тургенева и Тютчева.

Если в первой половине в центре фигура Пушкина. Во второй половине образуются различные общества, созданные на идейной основе.

Революционные принципы: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский.

Либеральные взгляды: Тургенев, Анненков, Дружинин, Гончаров.

В 1848-1849 годах по Европе прокатилась волна революций, среди которых французская революция 1848 г. имела принципи­альные последствия для русского общества: с нее «начинается царство мрака в России» (П. Анненков). В стране насту­пил период, получивший название «мрачное семилетие» и длившийся до 1855 г. (смерть императора Николая I).

Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начи­нает реагировать на обстоятельства внутри России. Главными объектами, на которых сосредоточено государствен­ное «око», являются литература и журналистика. Учреждается особый комитет во главе с князем А.С. Меншиковым для проверки упущений цен­зуры в периодической печати с целью искоренения «вредного направле­ния» в литературе. Спустя некоторое время создается постоянный коми­тет по делам печати, известный как «бутурлинский» (по имени его пред­седателя).

В российских журналах этого времени запрещалось даже упоминать о чем-нибудь французском — всюду мерещилась связь с революцией.

По традиции преследованиям подвергались писатели, публицисты, журналисты. За повести «Противоречия» и «Запутанное дело» сослан в Вятку (1848) М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1852 г. за некролог о Гоголе (но главная причина состояла в публикации «Записок охотника») высылается в свое имение Спасское-Лутовиново И.С. Тургенев. В связи с анонимным «пашквилем» по поводу высочайшего манифеста, посвященного европейс­ким событиям, на подозрении у III Отделения находятся Н.А. Некрасов и умирающий от чахотки В.Г. Белинский.

Однако, как и в эпоху николаевского террора, наступившего после вос­стания на Сенатской площади, в «мрачное семилетие» еще более активи­зируется духовная жизнь русского общества. Вынужденное молчание, за­ключает в 1849 г. Н.В. Гоголь, заставляет людей мыслить. Одним из подтверждений глубокой интеллектуально-нравственной жизни русской нации тяжелой семилетней поры является состояние литературного про­цесса 1848-1855 гг.

«Мрачное семилетие» не стало «паузой» в литературном развитии. Это был период поисков новой дороги в литературе, новых художественных принципов изображения действительности и человека. Многие писатели уже отчетливо осознавали недостаточность объяснения человеческого ха­рактера исключительно влиянием среды. Все более заметно взаимопроникновение социального и психологичес­кого начал в изображении характера героя.

К 50-м годам относятся дебюты или «второе рождение» почти всех русских писателей второй половины XIX в.

Период с 1846 по 1853 год дал небывалое явление в истории литературы. Ведущие журналы вообще перестают печатать стихи. По этому поводу очень точно сказал А.И. Герцен, что после смерти Лермонтова и Кольцова «русская поэзия онемела». Однако постепенно отношение к поэзии меняется, о чем свидетельствует содержание некрасовского «Современ­ника». Здесь начинает печататься цикл статей под общим названием «Рус­ские второстепенные поэты», реабилитирующие поэзию. Одна из причин преодоления «равнодушия» к поэзии в 50-е годы состояла в интересе ли­тературы этого времени к индивидуальной психологии, к человеческим переживаниям. Уже набирают силу такие поэты, как Н. Некрасов, И. Ни­китин, Н. Огарев, А. Майков, Я. Полонский, А. Толстой, А, Фет.

В 50-е годы в течение всего лишь нескольких лет был создан ряд перво­классных драматических произведений Островского. Тургенева, Сухово-Кобылина, Писемского.

Выводы: С точки зрения жанровой картины это время господства романа и прозы в целом (ее очер­кового типа), идущего от «натуральной школы». Основные сочинения 50-х годов — «очерковые книги» самого разного плана: «Записки охотника» Тургенева, «Фрегат "Паллада"» Гончарова, севастопольские и кавказские очерки Толстого, «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, «Очерки народного быта» Н.Успенского, «Очерки из крестьянского быта» Писем­ского, «Очерки и рассказы» Кокорева. Поэзия ориентирована на прозу (3сложные рифмы, отделение автора от персонажа, яркое идейное содержание). Возрастает роль диалога,в ряде произведений появляется образ читателя («Что делать?»)

- Основной образ – образ народа. Под народом понимали крестьян. Детальное изучение внутреннего мира человека, представителей разных сословий.

- Обращение к жизни разных народов (географическое и этнографическое расширение литературы).

- Огромную роль стала играть критика. Критик – посредник между писателем и читателем, в какой-то мере соавтор. Критики приравнивали литературу к реальному миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: