Изображение народа в русской литературе 1860-х гг

В1861году отменено крепостное право, это событие, несомненно, нашло свое отражение в литературе. Образ народа отчетливо проявляется в поэме Некрасова «Коробейники», написанной в 1861г. Главным ее достоинством явилась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Сюжет поэмы выхвачен из народной жизни Г. Я. Захаровым и рассказан автору. Но содержание произведения не ограничивается трагической судьбой коробейников. Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. В поэме отразились события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию.

Исключительное место в изображении народной жизни занял крупнейший представитель некрасовской школы – И. С. Никитин. Никитин, как и Некрасов, ввел в поэзию частную жизнь крестьянина, мужика, человека из народа. Судьба частного человека находит выражение в частном случае, в его истории. Лирическое стихотворение уже не удовлетворяется средствами лирики и все чаще избирает в качестве своего предмета эпический сюжет. В лирике Никитина появляется жанровая сцена, бытовая картинка, новелла в стихах. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.).

Своеобразный апофеоз народного мира - поэма "Мороз, Красный нос" Некрасова. В ней перед читателем предстает некий идеальный образ крестьянской жизни, почти лишенной социально-бытовых зол, в которых критика 60-х годов находила единственно достоверную "жизненную правду". В центре произведения женщина. Начав рассказ о жене умершего крестьянина, Некрасов уходит от деталей, от быта, переводя наши мысли в область глубоких раздумий о жизни, о судьбе русской. Отсюда многообразие характеристик, насыщенность определениями и их контрастность: бытовое «баба» и высокое – «красивая и мощная славянка».

Не просто житейский рассказ ведет поэт, а живописует национальный тип. В предельной, в последней правде проходит перед глазами замерзающей женщины ее жизнь в работе, в заботах, в радостях и скорбях. Такая жизнь, формирующая цельные и героические характеры, выдвигает на первый план идею семьи. Семья поддерживает человека в битве-сотрудничестве с природой, позволяет ему преодолеть ограниченность своего "я", дает счастье продолжиться в другом. И смерть Прокла ужасна для Дарьи не тем, что теперь ей труднее будет управиться с хозяйством, а тем, что нанесен смертельный удар семье как миру, распалось целое, утеряна почва для полноценного бытия. Смерть Дарьи, мыслимая как "уход" ее вслед за мужем в мир природы, оказывается мотивированной не внешне, но внутренне, не бытом, но бытием.

Жизнь крестьянской семьи берется здесь как бы сама по себе, в ее глубинной сущности, очищенной от всего наносного. И смерть здесь тоже трагедия сама по себе, извечная трагедия бытия, а не только социальная драма.

Безусловно, по-настоящему народным произведением можно назвать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев. С вой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.

Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка...

Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.

“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый...” — эти строки из песен говорят сами за себя.

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: