Свойства информации

Как любой объект материального мира, информация обладает бесчисленным множеством свойств, которые, в свою очередь, определяют форму документа и влияют на коммуникативный процесс.

Свойство — это сторона материального объекта, обусловливающая его различие и сходство с другими материальными объектами. Свойства присущи самим объектам, неотделимы от них и определяются их внутренней организацией, структурой. С изменением структуры изменяются и свойства. Классическим примером зависимости свойств от структуры является характеристика алмаза и графита. Как известно, эти вещества имеют одинаковый элементный состав, но разное структурное построение, в соответствии с этим проявляют и разные свойства.

Итак, информации присущи свойства, отличающие ее от других материальных объектов. Они делятся на две группы — атрибутивные и ценностные. Атрибутивные неотторжимы и объективны, т.е. независимы от человека, его воли и желаний. К ним относятся:

• способность множить разнообразие материального мира, а также путем образования информационных связей упорядочивать это многообразие, приводя к качественной определенности;

• неотрывность материального носителя и языковая природа информации;

• дискретность — свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;

• избыточность информации — свойство многократно дублироваться в структуре материальных носителей, гарантирующее ее устойчивость и надежность передачи;

• рассеяние - свойство, способствующее хаотичному, неконтролируемому распространению информации во времени и в пространстве, в силу чего затрудняется ее использование. Это свойство отражает стремление информации расширить поле своего влияния;

• концентрация — это сужение поля возможного распространения. информации, ограничение ее распространения различного рода рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материальных носителей накапливаться, сохраняться во времени.

Рассеяние и концентрация — взаимозависимые свойства информации. Их отношения строятся согласно выявленному исследователями так называемому Матфей-эффекту. Суть его в широко известном библейском изречении, приведенном в Евангелии от Матфея: «Богатому дастся и приумножится, а у бедного отберется и последнее». Применительно к информации это изречение трактуется следующим образом: там, где информации много, будет еще больше, поскольку информация способна умножаться сама из себя, а там, где ее дефицит, рассчитывать на многое не приходится.

Атрибутивные свойства характерны и для документной информации, как разновидности социальной информации. Одни из них оказывают негативное воздействие, и их приходится преодолевать в процессе распространения и использования информации. Другие рассматриваются с положительным

знаком или нейтрально. Например, в информационной практике постоянно ведется борьба с рассеянием документной информации, а свойство концентрации рассматривается как положительное и используется в практической деятельности. Избыточность же проявляет себя по-разному, в зависимости от ситуации.

Информация, кроме перечисленных выше атрибутивных свойств, обладает еще рядом свойств, называемых прагматическими, которые характеризуют степень ее полезности для человека. Эти свойства носят относительный характер. Степень полезности социальной информации определяется степенью ее воздействия на воспринимающего субъекта. Если в результате получения информации индивид приобрел нужные знания, выработал правильное поведение, испытал эмоциональное удовольствие и т.д., то информация оказалась полезной. Но нередко информация может иметь нулевую или даже отрицательную полезность.

К прагматическим свойствам социальной информации относится полнота. Она определяется степенью адекватности воспроизведения источника информации в материальном носителе. Отражение не совсем полное, но воспроизводящее те стороны объекта, которые в наибольшей степени его характеризуют, обеспечивает достоверность информации. Полнота включает в себя достоверность, но достоверность — не всегда полнота. Это — правильный акцент, отбор из всей совокупности сторон тех, которые дают наиболее адекватную характеристику объекта.

Понятие «достоверность» важно для определения понятия «дезинформация», которое рассматривается как преднамеренное искажение содержания информации. Причем, это не обязательно ложный факт, он может быть вполне реальным, но либо его значение искажено (преувеличено или приуменьшено), либо акцент сделан не на наиболее важных и характерных сторонах, а на случайных, второстепенных деталях.

Постепенное уменьшение достоверности информации может быть связано с ее устареванием. Это — также прагматическое свойство социальной информации. Устаревание информации имеет две причины. Первая причина в том, что

информация уже доведена до индивида. Повторное сообщение фактов воспринимается уже как устаревшая информация. Вторая причина заключается в том, что изменения в природе и обществе могут происходить быстрее, чем идет распространение информации по каналам коммуникаций. В момент его получения сообщение будет содержать определенную долю недостоверной информации об уже изменившим свое качественное состояние объекте.

В целом знание прагматических свойств информации дает фундаментальную основу для оценки степени влияния документной информации на разные структуры общества.

Список рекомендуемой литературы:

1. Афанасьев В. Г. Общество: Системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

2: Доброхотова Т.А., Брагша Н.Н. Ассиметрия мозга и асси-метрия сознания человека // Вопр. философии. -1993 - №4 -С. 125—134.

3. Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учеб.пос. -Л., 1988. - 85с.

4. Суханов А.П. Информация и прогресс. -Новосибирск: Паука, Сиб. отделение, 1988. - 193с.

5. Информатика /Под ред. К.В.Тараканова. - М.: Книга 1986.-304 с.

6. Урсул АЛ. Информация. Методологические аспекты - М • Наука, 1971.-295 с.


Глава 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: