Сатира Н.А. Некрасова: эволюция, стилевые особенности

В 1856 году выходит сборник Некрасова «Стихотворения», который приносит ему настоящий успех и всероссийскую известность. Второй раздел этого сборника составляют сатирич.стихотворения. в них Н. выступает как очень своеобразный поэт. Обычно сатира в рус.лит-ре – сатира карающая, когда поэт поднимается над героем и развенчиваеь его. Н. старается как омжно ближе пойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами, подстроиться к его самооценке. Стих. «современная ода», «Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», здесь уже сами герои о себе говорят, автор намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей, а значит герои не нуждаются в обличении из вне, они сами себя разоблачают.

В 60-е годы Н. активно работает в форме сатиры, пишет циклы «О погоде», «Балет», по пофосу сатирич,по объекту изображения урбанистич., т.е. тема города основная.

Из них и выросла поэма 1875 года «Современники», 1-я часть названа «Юбиляры и триумфаторы»- основана на принципе панорамности - рассказчик поочередно заглядывает в 12 залов, где чествуют юбиляров и слышит фрагменты 12 прославлений, но все эти прославления травестируются, из чего и рождается сатирич.эффект. замечательны портретные описания.. на авторскую идею разоблачения работают и гротесковые ситуации («Я люблю живых писателей, но мне мертвые милей»). Благодаря пестрой мазайке, рождается портрет современного героя-воротилы, плутократа. Этот образ продолжает раскрываться во 2-й части- «Горои времени». В отличие от 1-ой фрагментарной, здесь намечены сюжетные линии – 1-я связ с героями предпринимат, с их путем к богатству, колоритны фигуры Федора Шкурина и Саввы Антихристова. 2-я- истоия интеллигентов, поддавшихся влиянию денег, так рассказывается о людях, которые изменили своим юношеским идеалам – Швабс- бывший ученый, ныне директор ссудной кассы, Перелешин – раньше призываалк всепрощению и жалости по отношению к преступникам, а сейчас – товарищ прокурор. Зацепин – 1 из центральных героев 2-ой части. Н. использует в связи с этим героем неожид.сюж.поворот вэпилоге поэмы. Зацепин начинает каяться в своих грехах («Я вор! Я Вор!»). толчком служит телеграмма о гибели сына. История сына – он не участвует в делах отца, спрашивает, действительно ли он вор, уезжает. Потом кто-то назвал отца вором, сын заступился, смертельно ранен на дуэли. Т.о. Н. в этом фрагменте от сатирического осмысления переходит к исследованию драмы рус. жизни и особ-тей нац. сознания. контекстом явл.фигуры Ивана грозного и Гоголя – примеры тяги к покаянию. Но не на этой высокой грагической ноте заканчивается поэма. Она названа трагикомедия. Финальная сцена – всех примиряет карточная игра. Князь иван приглашает всез за игровой стол, и Зацепин тоже идет играть. Приговор. Который выносит Н. – «Бывали хуже времена, но не были подлей!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: