Изображение народа в русской литературе 1860-х гг

Главное событие – это отмена крепостного права в 1861г, что наложило огромный отпечаток на литературу. Образ народа отчетливо проявляется в поэме Некрасова «Коробейники», написанной в 1861г. Главным ее достоинством явилась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Сюжет поэмы выхвачен из народной жизни Гаврилой Яковлевичем Захаровым и рассказан автору. Но содержание произведения не ограничивается трагической судьбой коробейников. Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. «Царь дурит — народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну». Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию. Известно, как глубоко вошла в сознание, стала и по бытованию народной чисто литературная некрасовская «Коробушка», по определению А. Блока, «великая песня». Но поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами.

Исключительное место в изображении народной жизни занял крупнейший представитель некрасовской школы – Иван Саввич Никитин. Никитин, как и Некрасов, ввел в поэзию частную жизнь крестьянина, мужика, человека из народа. Судьба частного человека находит выражение в частном случае, в его истории. Лирическое стихотворение уже не удовлетворяется средствами лирики и все чаще избирает в качестве своего предмета эпический сюжет. В лирике Никитина появляется жанровая сцена, бытовая картинка, новелла в стихах. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.).

Своеобразный апофеоз народного мира - поэма "Мороз, Красный нос" Некрасова. В ней перед читателем предстает некий идеальный образ крестьянской жизни, почти лишенной социально-бытовых зол, в которых критика 60-х годов находила единственно достоверную "жизненную правду". В центре произведения женщина. Начав рассказ о жене умершего крестьянина, Некрасов уходит от деталей, от быта, переводя наши мысли в область глубоких раздумий о жизни, о судьбе русской жизни. И размышления о женской судьбе, и сам этот образ сразу определяют размах повествования, не позволяют просто погрузиться в быт и тем ограничиться. Отсюда многообразие характеристик, насыщенность определениями и их контрастность: бытовое «баба» и высокое – «красивая и мощная славянка».

Не просто житейский рассказ ведет поэт, а живописует национальный тип. В предельной, в последней правде проходит перед глазами замерзающей женщины ее жизнь в работе, в заботах, в радостях и скорбях. Такая жизнь, формирующая цельные и героические характеры, выдвигает на первый план идею семьи. Семья поддерживает человека в битве-сотрудничестве с природой, позволяет ему преодолеть ограниченность своего "я", дает счастье продолжиться в другом. И смерть Прокла ужасна для Дарьи не тем, что теперь ей труднее будет управиться с хозяйством, а тем, что нанесен смертельный удар семье как миру, распалось целое, утеряна почва для полноценного бытия. Смерть Дарьи, мыслимая как "уход" ее вслед за мужем в мир природы, оказывается мотивированной не внешне, но внутренне, не бытом, но бытием.

Жизнь крестьянской семьи берется здесь как бы сама по себе, в ее глубинной сущности, очищенной от всего наносного. И смерть здесь тоже трагедия сама по себе, извечная трагедия бытия, а не только социальная драма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: