Ванапрастха и санньяса – отход от мирских дел и полное отречение

«Вана» означает «лес», «прастха» – «уходить». И самый лучший из лесов – Вриндавана. Этот ашрам предназначен для постепенного отхода от семейной и социальной жизни и подготовки к принятию отречённого образа жизни и полного посвящения своего времени преданному служению Кришне. Ванапрастхе разрешается общаться со своей семьёй, если отношения в ней построены на основе сознания Кришны. Этот ашрам также требует определённой аскетичности.

Преданный может принять ашрам ванапрастхи с целью:

- доставить удовольствие гуру и Кришне, решившись, наконец, на ускорение своего духовного развития, приняв у них полное прибежище;

- сосредоточиться на практике бхакти-йоги, благодаря освобождению от всех материальных обязанностей;

- принять активное участие в выполнении миссии Господа Чайтаньи, посвятив большую часть времени проповеди и деятельности по развитию ИСККОН, а также обучению младшего поколения преданных.

Существуют определённые требования, необходимые для вступления в этот ашрам. В частности:

- достижение 50-ти летнего возраста;

- способность контролировать свои чувства и устойчивость в преданном служении;

- согласие (и благословение) жены;

- выросшие дети, которые уже способны принять на себя ответственность за содержание матери и самих себя, а также других членов семьи, если они есть, зависящих от него (родители, младшие дети и т.д.);

- достаточно сильное и здоровое тело, позволяющее практиковать аскетичный образ жизни.

Главной обязанностью ванапрастхи является полное сосредоточение своих усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ванапрастхе следует вести более аскетичный образ жизни, готовясь принять отреченный уклад жизни. Ему также следует принимать омовение трижды в день и соблюдать высокий стандарт чистоты. Он должен развивать в себе вайшнавские качества. Он должен больше времени посвящать изучению шастр, санкиртана-ягье (проповедь, киртаны, бхаджаны). Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме – подходящее занятие для ванапрастхи. Духовное руководство, поклонение Божествам, образование, проповедь – эти виды служения идеально подходят для ванапрастхи (ШБ 3 32.36, 3.20.4).

Слово «санньяса» буквально означает «полное отречение ради вечного. Существуют 2 категории санньяси: экаданди и триданди. Санньяси-имперсоналистов называют «экаданди-санньяси», поскольку они представляют себя едиными (эка) с Высшим Абсолютом (Брахманом). Преданный-саньяси погружен в чистое преданное служение Господу и, принимая этот уклад жизни, он даёт обет служить Господу телом, умом и речью (триданда). Поэтому преданного, находящегося в отречённом укладе жизни, называют «триданди-санньяси». Хотя санньяса в Кали-югу запрещена (кроме кшетра-санньясы[1]), Господь Чайтанья санкционировал санньясу только как способствующую распространению Его миссии (проповеди). Таким образом, это единственная причина для принятия санньясы вайшнавами. Если человек не намерен полностью погрузиться в проповедь, то он может оставаться ванапрастхой, жить в святом месте и поклоняться Господу, совершая свой личный бхаджан («бхаджате» переводится как служение Господу с любовью).

Согласно вайшнавской традиции посвящение в санньясу является 3-м и последним обрядом духовного посвящения (2 предыдущих посвящения: 1-е посвящение – в повторение маха-мантры Харе Кришна, 2-е посвящение – дикша – повторение гаятри-мантры и получение священного шнура). Санньясу может дать только другой санньяси. Во время обряда посвящения в санньяси преданный получает санньяса-мантру, одежду санньяси и посох (триданду). Обычно санньяси получает новое имя, заканчивающееся титулом Свами или Госвами, что переводится как «господин, хозяин чувств» (го- «чувства», свами – «хозяин»). Минимальный духовный уровень, на котором должен находиться преданный, чтобы быть готовым к принятию санньясы – это ништха (ШБ 3.6.36).

Санньяси, естественным образом, является духовным учителем для всех варн и ашрамов. Поэтому, согласно варнашраме, санньяси следует выражать почтение, кланяясь ему, по крайней мере, 1 раз в день. То есть, если Вы встречаете санньси впервые в текущий день, следует ему поклониться, выражая своё почтение. Кришна перечисляет качества санньяси (БГ 16.1-3):

- бесстрашие;

- очищение своего существования;

- развитие (и распространение) духовного знания;

- отречение;

- смирение.

Главное из них – бесстрашие, заключающееся в убеждённости в полной защите Господа (ШБ 2.2.5).


[1] Кшетра-саннъяса — это обет никогда не покидать святую дхаму, оставаясь в которой, преданный полностью погружается в бхаджан и с лужение Божествам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: