Грихастха-ашрам – второй уклад жизни в системе варнашрамы

Слово грихастха переводится как «тот, кто живёт (стха) дома (гриха) Однако это слово всегда употребляется со словом-спутником «ашрам», что указывает на то, что человек принимает семейный уклад жизни лишь с одной целью: иметь более подходящие условия для своего духовного развития.

Поэтому не все причины, которые могут побудить брахмачари жениться, являются в полной мере благоприятными, например:

- Толкаемый грубым вожделением (возникшим, возможно, из-за неблагоприятного общения или совершения оскорблений) брахмачари стремится жениться, чтобы не опуститься до незаконного секса. Однако страсть – не лучший советчик.

- Проявление привязанности к какой-либо представительнице прекрасного пола – «нектар» этих романтических чувств побуждает брахмачари подчиниться страсти и, благодаря ей, «вслепую» принять решение о женитьбе.

- Иногда потребности мужского (или женского) эго облекаются в стремление создать образцовую семью, установить варнашраму в ИСККОН, необходимость следовать ведической культуре и т.д. В этом случае мотивы женитьбы находятся под влиянием страсти, смешанной с благостью, но, тем не менее, в этой ситуации вспомнить о своем отличии от тела и о вечной деятельности души крайне трудно.

- Иногда к решению вступить в брак человека побуждают внешние причины (социальное давление, экономическая ситуация, родственники, здоровье и т.д.) или какие-то осознаваемые тонкие материальные привязанности, которые упорно не уходят. В этом случае преданный способен прислушиваться к советам старших, он не питает иллюзии в отношении поисков семейного счастья и предпринимает этот шаг (смену ашрама) с полной ответственностью за все последствия принимаемого решения. Это брак в гуне благости, и он становится успешным.

- Если присоединяются к сознанию Кришны один или оба супруга, то они тоже вместе пытаются практиковать сознание Кришны, либо супруг-непреданный становится инициатором разрыва отношений и несет всю полноту ответственности за сделанный шаг.

- Редко встречающаяся ситуация, когда вступление в брак становится чистым преданным служением, возможна, когда брахмачари ничего не нарушает, не имеет проблем, связанных с неестественным для него положением, не думает о смене ашрама, а получает прямое указание своего духовного учителя или родителей – возвышенных преданных.

В ведической семье роли мужа и жены существенно отличаются друг от друга. В соответствии с их предназначением мальчиков и девочек с раннего детства обучали исполнению их обязанностей в семье. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек не имеет права становиться учителем, мужем, отцом или матерью, если он не в состоянии привести своих подопечных назад домой к Богу. В этом состоит первая обязанность мужа – быть гуру для своей семьи, т.е. подавать пример безраздельной преданности духовному учителю, строгого следования садхане и выполнения всех своих обязанностей. Он также должен наставлять в этом всех членов своей семьи. Обязанностью мужа также является обеспечение семьи всем необходимым в материальном плане. Вступая в брак, мужчина должен знать, что ожидает от него его избранница (лучше, если будущие супруги это обсудят заранее). Главным качеством мужа является ответственность.

Разные семейные обязанности также определяются психическими особенностями мужа и жены. Мужчина способен видеть цель жизни и контролировать ум и чувства, поэтому он является опорой для жены и семьи в целом. Жена поддерживает в семье дхарму. И, благодаря одновременному присутствию в её поведении и разума, и эмоций, она помогает мужу, контролировать чувства и ум, если тот попадает под их власть (этому способствует тот факт, что у мужчин левое и правое полушария мозга действуют по очереди, а у женщин они всегда работают синхронно). Внимание замужней женщины обычно больше сосредоточено на служении мужу и семье, в то время как деятельность мужа во многом направлена на общество (лучше, если преданных). Поэтому, чтобы сохранять чистоту, мужчина должен больше времени уделять общению с духовным учителем и преданными.

Главными качествами жены являются целомудрие и послушание. Целомудрие женщины проявляется в её следовании обязанностям жены:

- служить мужу;

- всегда принимать сторону мужа;

- хорошо относиться к его родственникам и друзьям;

- следовать обетам своего мужа.

При этом в своём сердце она должна постоянно стремиться развивать привязанность к лотосным стопам Шри Кришны.

Муж и жена обязаны выполнять свои обеты, данные во время церемонии бракосочетания. В частности невеста ожидает от жениха, что:

- он будет защищать её;

- он будет брать её с собой в паломничество;

- он будет совершать жертвоприношения вместе с ней;

- он будет выполнять свои религиозные обязанности;

- он будет делить с ней семейные обязанности;

- он будет посвящать её в курс дел о семейных расходах;

- он не будет стыдить её на людях;

- он не будет нарушать регулирующие принципы или поступать безнравственно;

- он будет любить лишь её одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к собственной матери;

- он будет всегда, в меру своих возможностей, делать всё, чтобы она оставалась довольна.

Жених, в свою очередь, просит невесту дать ему обет: «О, возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь уходить одна в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой».

Рождение детей – это личная инициатива родителей, поэтому на них лежит полная ответственность за их обеспечение, воспитание, обучение и т.д. Слепая привязанность родителей к ребенку осложняет развитие его как личности. Родители, которые относятся к своему малышу как к душе, слуге Господа, и потому принадлежащему Ему, проявляют к нему такие же чувства, как и к преданным Кришны, автоматически становятся для малыша духовными лидерами, от которых он склонен воспринимать сознание Кришны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: