Особенности правового положения различных субъектов РФ

В отличие от других субъектов, Конституция РФ определяет республики как государства (ч. 2 ст. 5) и устанавливает, что в отличие от других субъектов республики имеют свое республиканское гражданство и вправе устанавливать свои государственные языки.

Несмотря на имеющиеся особенности субъектов Российской Федерации, можно говорить об их едином конституционно-правовом статусе. Все они обладают следующими характерными чертами, которые в своей совокупности позволяют конкретно раскрыть статус каждого из них.

1. Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Положения о территории субъекта закрепляются в конституциях и уставах субъектов. Например, Конституция Республики Тыва в ст. 4 устанавливает, что «государственная территория Республики Тыва целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия ее народа».

2. Каждый субъект имеет свою систему права, которая устанавливается в их конституциях и уставах. Например, Устав Тюменской области закрепляет систему правовых актов области, которую составляют Устав, другие законы области, постановления областной Думы, постановления и распоряжения губернатора области и иные правовые акты. В систему права области входят заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Российской Федерации (ст. 6 Устава).

3. Субъекты Российской Федерации имеют свою систему органов государственной власти, которую они устанавливают самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст. 77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Административно – территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города, и др.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства.

Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально – экономические и культурные особенности государства и его частей.

Принципы административно – территориального устройства.

- социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);

- географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

- демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);

- национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).

Административно – территориальными единицами сейчас в России являются: район, город, район города и сельский населенный пункт.

По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно – территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно – территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации. Безусловно, второй аспект преобладает.

Вопросы административно – территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Все преобразования административно – территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между субъектами Федерации и граничащими с ними другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Населенные пункты, находящиеся на территории Российской Федерации, делятся на городские и сельские.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

К городским населенным пунктам относятся города областного и районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским – все остальные.

К категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численность населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально – культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

К категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов.

К категории рабочих поселков (поселков городского типа) могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно – исследовательские учреждения.

К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 % от постоянного населения.

К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание городов в качестве пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.

Особым статусом обладает закрытое административное образование. Согласно Закону РФ от 14. 07. 1992г., закрытым административно - территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Закрытое административно - территориальное образование является административно - территориальной единицей.

  1. Россия в составе СНГ

Как установлено в ст. 79 Конституции, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

Для вступления в подобные объединения Конституция устанавливает ограничения: это вступление не должно ограничивать права и свободы человека и гражданина и противоречить основам конституционного строя РФ. Примером такого объединения служит Содружество Независимых Государств, в состав которого в настоящее время входят все бывшие республики СССР, за исключением трех прибалтийских. Однако Украина объявила себя государством-учредителем СНГ, а не ее членом. Кроме того, Грузия в 2008 г. приняла решение о выходе из состава Содружества.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 г. Устав Содружества принят на заседании Совета глав государств СНГ 22 января 1993 г.

К совместному ведению стран Содружества отнесены вопросы:

- обеспечения основных прав и свобод человека;

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничества в развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и связи, охраны здоровья населения и окружающей среды;

- борьбы с организованной преступностью и ряд других вопросов.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: