Понятие и формы государственного устройства

Государственное устройство – это политико – территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Различают две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно – территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически представляют еще одну форму государственного устройства – конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно – правовой, а международно – правовой характер. В прошлом конфедерациями были: США, Швейцария, Германский Союз.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет не о людях разных национальностей, а об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико – правовых условий для эффективного социально – экономического развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация, так и децентрализация.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта из состава федерации. Распад федераций обычно происходил в ходе революций, т.е. в неправовых формах.

В спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными, хотя внутри их могут создаваться автономные образования.

Одной их труднейших проблем федеративного устройства является разграничение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Субъекты федерации порой признают себя суверенными государствами или государственными образованиями с ограниченными суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: