Завершающий этап работы над дикцией – работа над согласными в звукосочетаниях

Необходимость шлифовки согласных в звукосочетаниях обусловлена фонетическими особенностями нашей речи. В словах нередко встречаются сразу несколько согласных звуков, идущих один за другим – «пучки» согласных. Они и создают немалую трудность для произнесения. Этим и определяется необходимость особого тренажа согласных в «пучках», в сочетании с другими согласными. Для верного произнесения согласных в «пучках» важно иметь в виду следующие общие положения:

а) воздушный столб подается к органам артикуляции при активном участии брюшных мышц и диафрагмы;

б) ребра грудной клетки, особенно нижние – расширены;

в) горло свободное;

г) согласные, составляющие «пучок», произносятся слитно, без интервалов;

д) звуки в «пучке» равномощные;

е) разнообразные «пучки» согласных при сравнении их друг с другом в результате работы также становятся равномощными.

Работу над произнесением пучков нужно начинать с сочетаний из двух звуков.

1.Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь!...

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть!...

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

2.Следующее упражнение произнесите с голосом:

пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! Тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

чу! чо! ча! че! Чи!

3.Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:

бу - бу - бу - бу - бупп!

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ – бэпп!

би - би - би - би - бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ди - ди - ди - ди - дитт!

ды - ды - ды - ды - дытт!

ву - ву - ву - ву - вуфф!

во - во - во - во - вофф!

ва - ва - ва - ва - вафф!

вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!

ви - ви - ви - ви - вифф!

вы - вы - вы - вы - выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим.

4. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении на развитие дикции в «пучках»:

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!

Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!

Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!

Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!

Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!

Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!

Упражнения для развития дикции:

Упражнение №1. Пк, тк, пт, тп, кт, кк…

Упражнение №2. Птк, пкт, кпт, тпк, ткп…

Упражнение №3. Соедините пары согласных с гласными «и», «э», «а», «о», «у», «ы»: Кпи, кпэ, кпа, кпо, кпу, кпы и т.д.

Упражнение №4. Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты и т.д.

Упражнение №5. Бд, дб, дг, гд, бг, гб, гбд, дбг, бдг.

Упражнение №6. Группируйте глухие согласные со звонкими: Пб-бп, кг-гк, тд-дт, ткп-бдг, тпк-гдб и т.д.

Упражнение №7. «Ф», «с», «ш»: фсш, сфш, шсф, шфс и т.д.

Упражнение №8. « В», «з», «ж»: взж, вжз, жзв, жвз и т.д.

Упражнение №9. Вф, шс, жз и т.д.

Упражнение №10. «У», «ч», «щ», «и», «р», «л»

Упражнение №11. Тстр, мфст, рфск, бвбд, исхв, мфпл, бвдр, стхр, стнв.

Упражнение №12. Тстри, тстрэ…; мфсти, мфстэ… и т.д.

Упражнение №13. Сфтпл, стфев, сфпфс, кстск, льздвл, тфтпф, мвзгл, сфтпл и т.д.

Упражнение №14. Повторное тройное созвучие: кстксти, ксткстэ, ксткста…

Повторное созвучие из четырех согласных: рфскрфски, рфскрфскэ…

Повторное созвучие из пяти согласных: лфскр, лфскри, лфскрэ, лфскра…

Упражнение №15. Добейтесь равномощного произнесения каждого звука, составляющего «пучок»: взглянул, вздремнул, взмахнул, встрепенулся, взлетел, вздрогнул, взволнованный, вспыльчивый, взлохмаченный, отстранил, вдвоем, представил, должник; апчхи, Нарвская, принцесса, ответственность, удовлетворительно, конструктор, пункт, конспект, монстр, представитель, схватил, мгновение.

Упражнение 16. Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,

аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,

ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,

муДРСТВовать, поСТСКРиптум.

паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать,

дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо,

сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи;

конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть;

коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо,

коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,

цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,

коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,

филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: