double arrow

III раздел курса – понятие модели (как мы описываем реальность)

Понятие модели и моделирования у нас существует; а с системным анализом мы добавили, что всего моделей есть 3 вида:

1) Черный ящик

2) Состав системы

3) Структура системы

Все наши знания существует только в форме моделей. Модель – форма существования знаний.

Способы построения моделей: анализ и синтез

Анализ

Например, нам тяжело построить модель, поэтому мы разобьем все на части (более мелкие и простые). Если не все из мелких смогли объяснить, то еще разбиваем на более мелкие вещи. Потому еще, если вдруг не получается. После того, как все мелкие части понятны, то нужно все это объединить.

Анализ состоит из 3 операций:

1) Разбиение целого на фрагменты (более мелкие; предположительно более простые)

2) Попытка объяснить каждый фрагмент (в этом определении стоит слово «попытка»; это намек на то, что может быть удачный исход, а есть неудачный; в случае неудачного повторяем первый шаг)

3) Объединение мелких частей в объединение целого

Анализ дает нам знания; знания существуют в виде моделей. Какие модели порождает анализ. Первый продукт анализа – модель состава. Однако, когда мы говорим, что нам нужно объяснить целое. Есть 10 свойство – неделимость системы. Свойство части – это не свойство целого. Свойство у целого – эмерджентность. Эмерджентность отвечает за структуру. Если мы хоти объяснить свойство целого, нам необходимо иметь модель структуры. Нельзя систему делить на части, но нужно различать части, не разрывая части между ними. Грамотное осуществление анализа – это сохранение связей между частями.

Второй продукт анализа – модель структуры. Модель структуры – это совокупность входов и выходов элементов. А совокупность входов и выходов это и есть модель черного ящика (для элементов).

Анализ – очень мощный метод познания. Но есть вопросы, на которые анализ ответить не в состоянии. Достал 100 рублей и утверждает, что нельзя ответить на вопрос каким бы то не было анализом; есть праворульные и леворульные машины; анализом этого заняться и не поймем, почему так устроено (разберем машину на части, винтики и прочее – а ответа на вопрос все равно нет).

Нельзя понять этого, занимаясь анализом. Ответ лежит не во внутреннем устройстве (не в составе и структуре системы), а совсем в другой сфере; в том, какие роли играет система в окружающей среде.

На этот вопрос отвечает синтез. Можно объяснить, что это такое, только рассмотрев, какую роль объект играет в большей системе; что такое деньги? Надо посмотреть на их роль и функцию в обществе; что такое часы – надо смотреть, зачем они используются. Это и есть предмет синтеза.

Включает 3 операции:

1) Выделение метасистемы (большей системы, которая включает в себя систему, которую я хочу объяснить)

2) Анализ метасистемы

3) Выявление ролей нашей системы в метасистеме

Что дает нам синтез? Он дает нам знания; а знания существуют только в виде моделей. Вопрос: какие модели порождает синтез?

Конечным (целевым) продуктом синтеза является совокупность входов и выходов нашей системы (это модель черного ящика). Но, оказывается, что для получения модели черного ящика нам приходиться рассматривать метосистемы. Поэтому мы строим модели состава и структуры. Мы опять видим, что все знания снова упакованы в 3 системы.

Мы приходим к выводу, что все наши знания существуют в виде моделей, а отсюда и чрезвычайная важность моделирования и понимания того, как ее использовать. Оказывается, модели всего 3. Способа построения модели всего 2.

Как мы описываем реальность?

Можно описать с достаточной для нас с вами подробностью (что мы можем работать). Все сведения упаковываются в 3 модели – черного ящика, состава и структуры системы. Как же строить модели? Есть всего 2 способа: анализ и синтез.

Что такое модель? Если я хочу что-то понять, то я могу это сделать только построив модели. Сделать это можно только 2 способами: анализом или синтезом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: