Отношения между моделью и оригиналом

Модель и оригинал – это не одно и тоже; оказывается, что тем не менее, есть зона, в которой они подобны (совпадают по своим особенностям).

Познавательные модели

То, что у них одинаковое – истина. В модели содержится правда, истина. Ради этого и делается модель. Однако, модель и оригинал – это разные вещи; разница в том, что в модель мы включает только то, что нам надо (не все из того, что мы знаем). Поэтому можно образ разбить на 2 части – 1 часть – то, что известно, но это не надо мне и не включаю поэтому; а 2 часть – намек на то, что во всяком оригинале есть то, чего я не знаю; поэтому автоматические это попасть в модель не может.

В результате модель является приблизительным, огрубленным отображением. Теперь нужно обратить внимание на иную часть. У модели есть свойства, которые никакого отношения к оригиналу не имеют. Это понятно, так как модель и оригинал – это разные вещи. Но с другой стороны, это удивительно; как бы мы не старались включать в модель только истину, все равно в ней будет ложь.

Модель – это отображение, имеющее как истинное, так и ложное содержание.

Как мы совершенствуем модель? Я обнаружил что-то такое, что мне полезно, а в модель я это не включил. А если я узнал, что есть нечто такое, что является неправдой. Это означает, что я модель приближаю к оригиналу. Я наращиваю истинную информацию, стараясь сократить ложную информацию (работа следования при расследовании преступления).

Это познавательные модели были.

А если модели прагматические:

Отношения между ними – такие же – модель и оригинал – это разные вещи. Но теперь модель у нас – это не то, что есть, а то, чего нет, но мы хотим. Это наша цель; образ желаемого будущего, не существующего.

Оригинал – это существующее состояние. Цель прагматическое деятельности состоит в том, чтобы перевести состояние системы из существующего в желаемое.

Если я увижу что-то, чего не должно быть в модели – я это ликвидирую. Работа состоит в том, что если я что-то не сделал, я постараюсь сделать – присоединить к оригиналу. В результате прагматические модели направлены на то, что наша деятельность направлена на то, что я оригинал приближаю к модели, а не наоборот (как в познавательной модели).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: