Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И. М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
Контрольные вопросы к теме 4 (лекции 23-25)
1. Характеристика умственного труда.
2. Характеристика физического труда.
3. Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха.
4. Взаимосвязи физической и умственной деятельности человека.
5. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
6. Процесс восстановления.
7. Представление о биологических ритмах человека.
8. Гипокинезия и гиподинамия.
9. Средства физической культуры. 10.Физиологическая классификация физических упражнений. 11. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения. 12.Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. 13.Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. 14.Изменение работоспособности в течение рабочего дня. 15.Изменение работоспособности в течение учебной недели. 16.Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год. 17.Типы изменений умственной работоспособности студентов. 18.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период. 19.Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. 20.Использование "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов. 21.Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов. 22.Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.