Второй компонент сочетаний S | Глухие взрывные p, t, k | Сонанты | Всего |
Подвижное S | |||
Неподвижное S | |||
Всего |
χ2 = 15,68; Ф = 0,27
Использование критерия хи-квадрат дает весьма убедительные результаты: χ2 = 15,68; коэффициент сопряженности Ф довольно высок и равен 0,27. Следовательно, s исчезает преимущественно перед глухими взрывными и сохраняется преимущественно перед сонантами. В этом правиле есть два исключения (см. рис. 4 и табл. 58): в группе st s преимущественно сохраняется (65 %), а в группе sl s преимущественно отделяется (71 %). Объяснение для st «лежит на поверхности»: особый статус этого сочетания, в котором последовательность щелевого s и смычного t создает яркую звукосимволическую выразительность для обозначения препятствия, упора, устойчивости, неоднократно обсуждался в компаративистике и психолингвистике (см. раздел 12.3, часть 1).
?? r l m n k p t
(s) – s –
Рис. 4. Диаграмма распределения частот вторых компонентов в звукосочетаниях с начальным (s)/s
|
|
Что касается sl, то похоже, что и в данном случае аномальное поведение этого сочетания обусловлено действием звукового символизма, но мы имеем дело, по-видимому, не с отделением, а (с более поздним) присоединением S к корням с начальным l. Если эта гипотеза верна, то в корнях с начальным (s)l - какое-то значение должно встречаться чаще, чем в корнях с начальным sl, и это «какое-то» значение должно интерпретироваться как фонетическое (символическое) значение sl.
Предлагаем читателю открыть вместе с нами словарь [ Pokorny ] – с. 958-965. Распишем в два столбика все корни с начальным sl вместе с их значениями
(s)lag?- „fassen, ergreifen“ | „ ē„ „ „ „ |
(s)lēb- „schlaff herabhängen“ | |
(s)lēg- „schlaff sein“ | |
(s)le?b- „schlupfrig, gleiten“ | |
(s)le?dh- „schlupfrig, gleiten“ | |
(s)le?g- „schlagen“ | |
(s)le?- „schlaff herabhangend“ | |
(s)leug- „schlucken“ | |
(s)le?a- „gleiten, schlupfen“ | |
(s)leup- „schlaff herabhangen“ | |
(s)lī- „bläulich“ | |
(s)l¦g- „Schallwurzel“ |
Наиболее часто в левом столбике встречаются значения «быть расслабленным» и «скользить»; кроме того, есть один звукоизобразительный корень и корень со значением «глотать». Обратимся теперь к данным фоносемантики. А.Б. Михалев (Михалев 1995: 92-95) показал, что «спирант + l», т.е. в том числе и sl может иметь такие символические значения: «бить, хлопать, расщеплять»; «течь, вытекать»; … «скользить, швырять, глотать» и др. В табл. 60 представлено распределение значений «скользить», «быть расслабленным», «глотать», «звук», с одной стороны, и прочие – с другой.
Таблица 60