Классификация систем

Системы можно разделять на классы по различным признакам.

По виду отображаемого объекта (технологические, биологические, экономические системы и т.д.)

По виду научного направления, используемого для их моделирования. (Математические, физические и т.п.).

Различают открытые и закрытые системы.

Открытые системы способны обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытые (или замкнутые) системы лишены этих способностей.

Различают детерминированные и стохастические системы, абстрактные и материальные и т.д.

Отдельно можно отметить целенаправленные и целеустремленные системы. Есть системы, в которых цели задаются извне и системы, в которых цели формируется внутри системы.

Существует несколько подходов к разделению систем по сложности.

Большие - отличают по величине и количеству элементов.

Сложные – по сложности связей и алгоритмов поведения.

Сложность поведения – тоже признак для классификации по степени сложности.

По степени организованности системы делят на хорошо организованные, и плохо организованные (или диффузные). Выделяют также класс самоорганизующихся систем.

Представление объекта в виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях, когда исследователю удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных зависимостей.

Для диффузной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы. Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи.

Самоорганизующиеся системы характеризуются рядом особенностей: нестационарность отдельных параметров и стохастичность поведения, уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, способность ориентироваться к изменяющимся условиям среды и помехам, способность противостоять энтропийным процессам, способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру, способность и стремление к цели образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: