Требования производителя

В большинстве случаев под выгодой производителя подразумевается доход (иными словами, масса прибыли, т.е. суммарное ее количество), полученный за всю реализованную продукцию. Выгода может быть нематериальной, например, в виде общественного признания и уважения.

С другой стороны, результативность реализации (востребованность) продукции — это та обратная связь, которая подтверждает правильность поставленной задачи проектирования и эффективность полученного результата. По результатам реализации подводят итог всей проектно-производственной деятельности, принимают окончательные решения о внесении уточнений в проектно-технологическую документацию.

Прибыль производителя продукции определяется как разность между ее продажной ценой и полной себестоимостью. Прибыль зависит от многих факторов, ее стремятся максимизировать. Более точно прибыль можно охарактеризовать нормой прибыли и степенью рентабельности производства и реализации. Рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и равна отношению прибыли к общей стоимости основных и оборотных фондов (оборудование, материалы, денежные средства и другая собственность предприятия, имеющая отношение к выпуску продукции). В торговле рентабельность исчисляется как отношение прибыли к объему товарооборота. Норма прибыли по своему содержанию близка к понятию степени рентабельности.

Цена продукции различается на оптовую и розничную, отличающиеся величиной и видом торговых скидок. Для увеличения прибыли цена должна быть как можно больше. Будем рассматривать только технические способы ее повышения, не касаясь вопросов монополизации рынка, введения правовых, таможенных, протекционистских, силовых и других мер. Эти меры не требуют напряженной работы научно-технической мысли, дают временный успех и ведут к снижению профессионализма и оскудению интеллектуальных ресурсов.

Цена и ценность продукции повышается с ростом ее потребительских свойств. Но уровень их привлекательности определяется не абсолютными показателями, а в сравнении с показателями аналогичной продукции. Поэтому возможность первым выйти на рынок с новым изделием (при условии, что товар, обладающий новыми свойствами или повышенными показателями, нужен потребителям) означает получение конкурентного преимущества.

Создание новых видов продукции может быть результатом собственных научных исследований (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), либо результатом приобретения патента (получение монопольного права собственности) или лицензии (получение права на коммерческое использование). И то, и другое нуждаются в проведении патентных исследований. Их цель:

· подтверждение новизны и степени конкурентоспособности технического решения, которое будет использоваться в новой продукции;

· определение возможности патентования собственного технического решения с целью его защиты от копирования конкурентами (повышение конкурентоспособности), либо поиск возможности такого видоизменения или улучшения чужого запатентованного решения, чтобы в итоге получить свой патент на подобное решение;

· предупредить несанкционированное (по незнанию) использование чужого запатентованного решения.

· Использование запатентованного технического решения без согласия его собственника допустимо, если выпуск продукции не преследует коммерческие цели (например, для себя), либо предполагается ее реализация в стране, где патент на данное изобретение еще не зарегистрирован, либо закончился срок его действия.

Эффект, подобный от создания новых видов продукции, также достигается благодаря сокращению периода времени ее разработки и производства.

Период разработки. Он соответствует отрезку времени от получения задания до момента запуска разработанного объекта в отлаженное производство. Период может минимизироваться (закончить работу как можно быстрее) или выступать в виде определенного рубежа-ограничения (когда необходимо успеть к определенному сроку).

С периодом разработки тесно связаны сроки морального и физического устаревания продукции, вызываемые соответственно моральным и физическим износом.

Моральному износу подвержены как уже эксплуатируемые изделия, так и еще разрабатываемая продукция. Данный износ вызывается снижением потребительской стоимости ниже уровня рентабельности производства (невыгодно производить). Это происходит при появлении на рынке аналогичных по функциям, но более дешевых изделий, либо новых изделий, более эффективных, надежных, красивых и т.д., способных выполнять прежние задачи. Моральный износ — следствие научных открытий и изобретений, новых технологий, изменения моды и т.п. Каждому типу изделий соответствует свой срок морального износа. Так, в последнее время новое техническое решение устаревает за 3...8 лет. Например, вычислительная техника — за 3...4 года, металлорежущие станки типа обрабатывающего центра — 5...6 лет, боевой самолет — около 15 лет, пассажирский самолет — порядка 25 лет.

Физический износ связан с ростом затрат на поддержание работоспособности изделия и определяется сроком, после которого последующая эксплуатация изделия становится экономически невыгодна (изделие нерентабельно в эксплуатации).

Физический и моральный износ не распространяется на произведения искусства, исторические памятники и т.п. В странах с наполненным рынком и материально обеспеченным населением не допускают, чтобы срок физического износа превышал срок морального износа.

Сокращение времени разработки позволяет также отодвинуть срок морального устаревания продукции, что увеличивает массу прибыли благодаря возможности выпустить и реализовать большее количество этой продукции.

Ускорение разработки возможно привлечением дополнительных ресурсов (финансовых, материально-технических, людских, но следует быть осторожным, так чтобы затраты на увеличение ресурсов окупились последующими доходами) и максимальным внедрением стандартизации, унификации и преемственности.

Себестоимость продукции характеризует все затраты производителя, связанные с ее выпуском, реализацией и последующим обслуживанием. Правильнее рассматривать себестоимость, отнесенную к единице продукции. Это позволяет проводить сравнение эффективности выпуска аналогичных видов продукции разными производителями. Снижение себестоимости — основной путь увеличения доходов. Себестоимость может быть охарактеризована с двух сторон — социально-технической и экономической. Состав социально-технических требований рассмотрим в следующем разделе.

Себестоимость включает следующие затраты:

· на персонал. Затраты зависят от количества и квалификации людей, привлекаемых к работе, что определяется предстоящей ее сложностью, умением управлять персоналом (подбор и расстановка кадров, распределение обязанностей и работ);

· на материалы, сырье и комплектующие. Целесообразность их выбора может оцениваться как по исходной стоимости (затратам на приобретение), так (и это точнее) — по положительному эффекту от их применения. Например, применение дешевых материалов может привести к созданию массивных изделий и, в итоге, к большим затратам на приобретение материала. Удобны относительные показатели, например, удельная прочность и удельная стоимость материала;

· на энергию. Характеризуют энергопотребление производственного оборудования и энергоэффективность производственного процесса. Применение энергоемких производств (термообработка, электромеханические методы, литье и т.п.) должно оправдываться получением высоких характеристик изделия и свойств его частей (высокотвердые поверхности, сложные по форме детали и т.д.);

· на изготовление и сборку. Включают затраты на аренду или приобретение и содержание производственного помещения и оборудования, уплату соответствующих налогов (например, на имущество предприятий). Чем дороже используемое оборудование, тем эффективнее должна быть его работа (увеличение коэффициента загрузки за счет повышения серийности);

· на реализацию. Связаны с затратами на транспортировку и хранение, предпродажную подготовку и другие. Важное место в формировании цены и спроса отводится рекламе. Следует помнить, что реклама поддерживается реальными и достаточно высокими экономическими и социально-техническими характеристиками выпускаемой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: