Эстетичность характеризует проявление прекрасного во внешних образах изделия. Обеспечивает социальную эффективность новой продукции. С другой стороны, по степени изящности изделия судят о степени совершенства самой конструкции. Известно высказывание одного крупного конструктора о том, что красивое изделие может и не быть надежным, но безобразное — наверняка неработоспособно.
Эстетичность достигается методами дизайна (художественного проектирования), цель которого — включить разрабатываемое изделие в круг вещей как элемент человеческой культуры, расширить его функции не только на удовлетворение материальных потребностей, но и на потребности духовной жизни, достичь единства формы (художественного восприятия) и содержания (функционального назначения и технической целесообразности).
Раньше художник и конструктор были в одном лице, и внешний облик рождался стихийно, как проявление интуиции и вкуса конструктора. С конца 19 века дизайн стал развиваться как отдельное направление деятельности. «Уродливое плохо продается» — было лозунгом, под которым на заводах создавались первые дизайн-студии.
|
|
В дизайне выделяют два направления:
· стилизм. Здесь главное — внешний вид изделия, который может создавать иллюзии изменения потребительских свойств, привлекать внимание покупателей. Исследования показывают, что порядка 60% новизны (удовлетворения потребностей в новых технических решениях) вносится только за счет дизайнерских решений;
· функционализм. Здесь все подчинено эффективности функционирования, «форма следует за функцией». Направление базируется на хорошем знании принципов конструирования и технологичности, которые и определяют будущие формы разрабатываемого изделия.
· Эстетическое восприятие формируется методами пластических искусств: живопись, графика, скульптура. Аристотель считал, что прекрасное зависит от трех элементов — упорядоченности в пространстве, соразмерности и определенности. Сейчас обычно учитывают:
· характер композиции — пространственное расположение форм предмета (фронтальное, объемное, глубинно-пространственное);
· масса формы — впечатление от массивности, производимое предметами различной формы;
· цвет — выделение цветов или их гамм для усиления восприятия объекта (опасность, успокоение);
· светотень — влияние характера освещенности на восприятие объекта (более полное выявление или скрадывание формы);
· качество поверхности — макрогеометрия и микрогеометрия (шероховатость) поверхности, ее фактура (покрытия и т.п.);
· ритм — чередование одинаковых и схожих (функционально или по форме) элементов;
|
|
· нюанс и контраст — сближение различий и оттенение отношений с сильно выраженным неравенством каких-либо признаков;
· динамика формы — создание ощущения статичности или динамичности;
· пропорции и масштабность — соотношение частей и целого, изделия и его окружения (внешних объектов и человека);
· стиль — общность существенных и характерных признаков, например, таких как простота, логичность, завершенность форм и т.п.;
· зрительные иллюзии — учет оптических искажений с целью обеспечения наилучших условий проявления других эстетических свойств.