Тезис лекции

Для развития туризма как одной их высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики важное значение имеет наличие развитой материально технической базы. При этом одно из главных мест при формировании туристской инфраструктуры занимает средства размещение туристов.

Средствами размещения туристов является гостиничные комплексы и негостиничные объекты, к которым относятся кемпинги, дома отдыха, туристические базы и прочее. На сегодня в Казахстане ведущее место в размещении туристов занимают гостиницы и гостиничные комплексы.

Гостиничные комплексы классифицируются по уровню комфорта. При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых на сегодняшний день существует довольно большое количество. Самое распространенной классификацией является системой «звезд», применяемая во многих странах, участвующих в международном туристском бизнесе. При этом одно и то же количество звезд гостиницы в разных странах может соответствовать различным уровням комфорта.

В Казахстане гостиницы классифицируются в соответствии с ГОСТом 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц.». Классификация гостиниц по категориям основаны на комплексе требований к:

· Материально-техническому обеспечению;

· Номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;

· Уровню обслуживания

Категории обозначаются символом «*» (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируются по пяти категориям: высшую категорию гостиницы обозначают «*****», низшую «*». Классификация гостиниц, приведенная в стандарте, содержит минимальное требование для отнесения к определенной категории.

К гостиницам все категорий предъявляются общие обязательные требования, какие как наличие удобных подъездных путей, оборудование системами противопожарной зашиты, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил и др. Гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:

· Горячее и холодное водоснабжение;

· Канализацию;

· Отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5 С в жилых и общественных помещениях;

· Вентиляцию (естественную и принудительную), обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникновению построенных запахов в номера и общественные помещения;

· Радиовещание и телевидение(подводка во все номера);

· Телефонную связь;

· Освещение в номерах – естественное и искусственное: в коридорах – круглосуточное естественное или искусственное освещение.

Особое требование предъявляются и к обслуживающему персоналу гостиниц. Эти требование можно разделить на следующие группы:

· Квалификация персонала;

· Поведение;

· Медицинское требование;

· Униформа.

Порядок организации хозяйственной и производственной деятельности зависит от специфики деятельности гостиницы, которая прежде всего в связи с предоставлением услуг населению. Основы, правила и практика ведения учета, исходя из особенностей деятельности организации, закрепляются в учетной политике.

Учетная политика – это долговременная политика в области бухгалтерского учета, анализа, аудита, которая разрабатывается каждым предприятием самостоятельно и представляет собой совокупность способов, принимаемых руководителем субъекта для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.

Согласно Международного стандарта финансовой отчетности, учетная политика-это принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики предприятиями туристской деятельности должны быть:

· Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

· Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации ПКИ;

· Другие нормативные правовые акты РК по бухгалтерскому учету.

При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством предприятия туристского бизнеса должны исходить из следующих основных допущений:

- допущение имущественной обособленности предприятия, которое предполагает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособлено от имущества и обязательства собственников этого и других предприятий;

- допущение непрерывности деятельности предприятия, которое предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него не существует намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства предприятия будут погашаться в установленном порядке;

- допущение последовательности применения учетной политики, которое предполагает, что учетная политика применятся от одного отчетного года к другому;

- допущение временной неопределенности фактов хозяйственной деятельности, которое предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика предприятия туристской отрасли формируется в соответствии с двумя основополагающими принципами: начисление и непрерывности деятельности.

На предприятиях туристского бизнеса учетная политика должна охватывать теоретическую, методическую, техническую, организационную стороны бухгалтерского учета.

Гостиницам в учетной политике необходимо описать категории предоставляемых гостям номеров. Перечень услуг, входящих в стоимость каждой категории номера, перечень вспомогательных и дополнительных служб и порядок отнесения затрат по данным службам на себестоимость номеров.

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

1. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 г. N 2732 (с изменеиями и дополнениями от 24.06.02).

2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.

3. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 380 с.

4. Статистические сборники

5. Радостовец В.В. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета: научное издание /В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000. - 495 с.

6. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе.-СПб.: Питер, 2004. - 448 с.

7. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: