Себестоимость номеров определяется в соответствии с МСФО 2 «Запасы» в части затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и зависит от категории гостиницы и обязательных требований, предъявляемых к данной категории государственным стандартом. Например, в зависимости от наличия определенного статуса некоторые услуги являются обязательными к оказанию и включаются в себестоимость проживания в гостинице более высокой категории. В гостинице более низкого класса эти услуги являются дополнительными, т.е. не включаются в себестоимость, а могут оказываться за дополнительную плату. Например, согласно государственному стандарту во всех номерах5-звездочной гостиницы должна быть предусмотрена возможность приема основных телекомпаний мира, т.е. гостиница данной категории имеет право включать в себестоимость проживания оплату услуг спутникового телевидения, в то время как3-звездочная может предложить эту услугу в качестве отдельно оплачиваемой дополнительной услуги.
|
|
Себестоимость проживания в гостинице может включать следующие затраты:
- материальные затраты на содержание номера;
- затраты на оплату труда обслуживающего персонала номеров;
- отчисления от оплаты труда;
- обслуживание и ремонт номерного фонда;
- амортизация основных средств номеров;
- прочие затраты.
Затраты на обслуживание номеров, такие как стирка, уборка номеров, учитываются как накладные расходы и распределяются между номерами различной категории, исходя из выбранной и закрепленной в учетной политике базы распределения.
На базе планируемой себестоимости номеров, а также категории гостиницы устанавливаются так называемые базовые, стандартные цены, которые указываются в прейскурантах гостиничных цен, утвержденных руководителем предприятия. Базовые, или стандартные цены устанавливаются обычно за сутки проживания и не содержат скидок.
Корме того, в гостиницах могут быть предусмотрены специальные цены, которые подразумевают скидки по сравнению с базовыми ценами. Такие цены фиксируются в отдельных прейскурантах.
В разных гостиницах специальные цены могут предусматривать самые разнообразные условия предоставления скидок к базовым, стандартным ценам, что является отражением определенной маркетинговой и ценовой стратегии, призванной увеличить загрузку номерного фонда. Так, например, корпоративным клиентам могут быть предложены скидки, основанные на объеме заказанных комнат в год. Туристским фирмам предоставляются скидки, позволяющие не платить комиссионные вознаграждения с учетом предоставленных скидок.
Существуют также скидки для гостей категории «VIP» - президентов стран и известных компаний, звезд эстрады, кино, театра, работников правительств и посольств.
|
|
Таким образом, стоимость проживания гостей в каждом случае в зависимости от многих условий и в каждом отдельном случае определяется отдельно.
Для учета затрат в гостиницах применяется активный калькуляционный счет 8110 «Основное производство».
На счете 8310 «Вспомогательное производство» учитываются затраты по производствам, вырабатывающим продукцию или услуги, потребляемые основным производством – номерным фондом, администрацией гостиницы. Это могут быть ремонтно-технические подразделения, парокотельные, собственные автономные электростанции и т.п.
В составе накладных расходов учитываются расходы, связанные с обслуживанием номеров гостиницы и организацией работ основного производства и вспомогательных служб, которые не могут быть непосредственно отнесены на отдельные категории номеров. К таким расходам относятся расходы по уборке номеров, стирка белья, заработная плата работников, управляющих номерами и т.п.
Способы распределения накладных расходов зависят от специфики деятельности организации и могут быть самостоятельно выбраны и отражены в учетной политике предприятия. Накладные расходы могут распределяться:
- пропорционально сумме прямых затрат по каждой категории номеров;
- по установленным постоянным коэффициентам распределения затрат;
- по другим базам распределения.
Учет накладных расходов ведется на счете 8410 «Накладные расходы».
В течение отчетного периода все затраты, относимые на себестоимость гостиничных услуг, собираются на счетах производственного учета. В конце отчетного периода данные счета закрываются и сформированная фактическая себестоимость гостиничных услуг относится на счет 7010 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг)». Особенностью гостиничного бизнеса является отсутствие незавершенного производства.
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется специфика гостиниц?
2.Каков состав затрат, включаемых в себестоимость услуг предприятий гостиничного бизнеса?
3. Способы распределения накладных расходов
Рекомендуемая литература:
1. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 г. N 2732 (с изменеиями и дополнениями от 24.06.02).
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. -: Невский Фонд; М.; СПб.: ИД "Герда", 2006. - 509 с.
3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
4. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 380 с.
5. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. - 253 с.
6. Радостовец В.В. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета: научное издание /В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000. - 495 с.
7. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе.-СПб.: Питер, 2004. - 448 с.
8. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
9. МСФО 18 «Выручка».