БИЛЕТ 1.(предмет метод)
Название данной учебной дисциплины неоднократно менялось. В послеоктябрьское время вплоть до 1954 г. она именовалась курсом «Советское судоустройство», затем в течение двадцати лет – «Организация суда и прокуратуры в СССР», с середины 70-х годов – «Суд и правосудие в СССР», с 1988 г. – «Правоохранительные органы в СССР», наконец, с 1992 г. – судоустройство.
Предметом учебного курса – «Судоустройство» является теория и история судебной организации, а также правовые нормы, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда.
судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.
Система курса состоит из трех частей:
1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса;
2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь;
|
|
3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.
БИЛЕТ 2(правоохран органы)
Одна из основных функций государства – обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан – важнейшая конституционная обязанность государства.
Правоохранительная деятельность:
1) связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.
2) достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.
3) Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика)
4) занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.
Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.
|
|
Органы,выполняющие правоохр деятельность:
1 суд,
l прокуратура,
l органы предварительного расследования,
l органы юстиции,
l нотариат,
l правовая служба.
1 адвакатура
суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.
От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы.
В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию.
осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, деятельность суда способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства.
До 90-х годов прошлого столетия суд относился к правоохранительным органам Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции.
правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.
Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:
l органы прокуратуры – прокурорский надзор,
l органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений,
l органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,
l адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам.
В совокупности суд и правоохранительные органы образуют ЮСТИЦИЮ государства.
Уголовная юстиция( вся система государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона)
Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.