БИЛЕТ 38(принципы построения суд системы и виды судов)

Организация судебных систем государств строятся с учетом историко-культурных, правовых и национальных традиций, государственного устройства, административно-территориального деления, а также некоторых других юридических требований как компетенция судов, инстанционность, судебные округа и т.д.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебных систем:

1. Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, Верховным);

2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;

3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

Представляется, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия.

Единство судебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства; общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов из средств государственного бюджета.

В федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные – дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослужащих и т.д.)

Местные и высшие. Такое деление судов присуще было дореволюционной России, современной Англии и др.

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящими по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции).

В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109). Это объясняется тем, что создание и функционирование указанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципам демократического правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: