Антиномии языка в лингвистической концепции В. Гумбольдта

Основные положения учения Гумбольдта о языке можно сформулировать в виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе «О сравнительном изучении...» Гумбольдт писал, что «сущность языка беспрерывно повторяется и концентрически проявляется в нем самом; уже в простом предложении, основанном на грамматической форме, видно ее завершенное единство, и так как соединение простейших понятий побуждает к действию всю совокупность категорий мышления, где положительное есть отрицательное, часть – целое, единичное – множественность, следствие – причина, случайное – необходимое, относительное – абсолютное, измерение в пространстве – определение во времени, где одно ощущение находит себе отклик в другом, то как только достигается ясность и определенность выражения простейшего соединения мысли, в изобилии слов оказывается представленным язык как целое». Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, именно эта противоречивость и определяет характер языка.

К важнейшим антиномиям языка Гумбольдта относятся следующие.

1. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть выражение деятельности духа, он «не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia)». По мысли Гумбольдта, язык нельзя представлять раз и навсегда готовым материалом, который можно перечесть во всем его количестве и усвоить мало-помалу: его следует представлять вечно возрождающимся по определенным законам. Язык есть нечто постоянное и в каждый данный момент преходящее. С другой стороны, каждое поколение получает от предыдущего язык уже в готовом виде как результат, продукт деятельности народного духа. В этих готовых формах содержится все для обновления языка и вечного движения духа в результате человеческого творчества.

2. Антиномия языка и мышления. Гумбольдт всячески подчеркивает неразрывное единство языка и мышления: язык есть орган, образующий мысль; язык стремится превратить звук в выражение мысли; без языка невозможно образование понятий; слово есть индивидуальная физиономия понятия; слово является единством звука и понятия и т. д. Вместе с тем дух человека, воплотившись в понятие, постоянно стремится освободиться от уз языка, так как слова стесняют внутреннюю свободу духа, мысли, ставя их в определенные рамки.

3. Антиномия объективного и субъективного в языке. По Гумбольдту, язык по отношению к познаваемому субъективен, по отношению к человеку он объективен. Язык имеет самостоятельное бытие, в существе своем он не зависит от отдельных лиц, хотя действительную жизнь и получает только в употреблении между людьми. Язык принадлежит мне, отмечает Гумбольдт, потому что я воспроизвожу его собственной деятельностью. Но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает сам язык. С одной стороны, человек воспринимает язык так, как он завещан традицией, а с другой – он сам постоянно воссоздает язык в собственной речи. Эта антиномия является великим средством преобразования субъективного в объективное и наоборот.

4. Антиномия устойчивости и движения в языке. Это противоречие тесно связано с пониманием языка как деятельности и как продукта деятельности. Язык постоянно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив. Каждый человек вносит свои изменения в язык, но в то же время он воспринимает его в готовом виде от предшествующих поколений. Воспринимаемые элементы языка составляют некоторым образом мертвую массу, но в то же время содержат в себе живой зародыш нескончаемых изменений, поскольку каждое лицо порознь и притом непрерывно действует на язык, изменяя его в каждом поколении.

5. Антиномия индивидуального и коллективного в языке. Язык, считает Гумбольдт, принадлежит всегда целому народу, но в то же время он остается творением отдельных лиц, потому что язык живет и воспроизводится только в устах отдельных людей. Поскольку говорят только отдельные лица, то язык – создание индивидов. И в то же время языки как творение народов предшествуют творениям отдельных лиц. Язык выражает мировоззрение отдельного человека, но в то же время человек всегда зависит от народа, к которому принадлежит. Язык как деятельность всегда предполагает говорящего и слушающего, которые олицетворяют коллектив.

6. Антиномия языка и речи. Язык есть определенная система, совокупность определенных фактов, которые реализуются в виде отдельных актов речевой деятельности. Язык – это внутреннее взаимосвязанный организм, каждый из мельчайших элементов которого тем или иным и не всегда ясным образом определяется языком. В языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого. Для речи язык устанавливает только регулирующие схемы, предоставляя индивидуальное оформление их произволу говорящего. Система языка всегда реализуется в речи в виде отдельных актов речевой деятельности.

7. Антиномия понимания и непонимания. Речь и понимание рассматриваются Гумбольдтом как различные формы деятельности языка. Слова получают свою окончательную определенность только в речи индивида. Однако в живой речи никто не понимает слов абсолютно в одном и том же смысле: и говорящий и слушающий могут воспринимать один и тот же предмет с разных сторон и вкладывать различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово. Поэтому взаимное понимание между разговаривающими есть в то же время и разногласие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: