Принятие некачественных управленческих решений не столь редкое явление в практическом менеджменте. Материалы проведенных исследований свидетельствуют, что основными причинами невыполнения решений являются: непредвиденные обстоятельства - их доля составляет 40%, пороки решений (брак, низкое качество) - 30%, вина исполнителей - 30%. То есть каждое третье нереализованное решение связано с погрешностями его разработки.
Обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей. Наряду с ответом на главный вопрос: "Что нужно сделать?" исполнителям должны быть ясны и другие:
- почему нужно сделать именно так, а не иначе;- чем лучше прежнего новый порядок вещей;
- насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника.
Своевременность решения - второе условие эффективности. Запоздалое решение не исправляет положения.
Содержание решений (что нужно делать) может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных. В этом случае различают три психологических варианта решений:
- запрещающие; - разрешающие; - конструктивные.
Конструктивные решения, разрабатываемые самими руководителями, по совету психолога, лучше объявлять как подсказанные снизу (как правило, примеры тому находятся). Честолюбие руководителя, возможно, несколько ущемляется, но выигрывает эффективность решения.
Соответствие решения силам и средствам: при одинаковых объективных условиях, руководители ставят перед собой и подчиненными задачи различной трудности, что объясняется самооценкой личности. В связи с этим различают руководителей:
1) с завышенной неадекватной самооценкой (переоценка сил и средств);
2) заниженной неадекватной самооценкой (недооценка, излишняя скромность);
3) адекватно высокой (знание своих больших возможностей);
4) адекватно низкой самооценкой (осознание ограниченности своих возможностей).
В зависимости от того, к какой группе относится руководитель, он принимает решения:
а) непосильные для себя и подчиненных, б) гораздо ниже реальных возможностей, в) соответствующие возможностям и напряженные, г) скромные, но отражающие наличные ресурсы.
В целом значительная, но посильная нагрузка для коллектива предпочтительнее, так как выгоднее экономически (при объективной оплате труда), а в психологическом плане - развивает коллектив путем преодоления возрастающих трудностей.
Итак, от качества управленческих решений зависит результативность работы предприятия. Они должны отвечать определенным требованиям, исходить из сложившихся экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и психологических предпосылок.
Модель принятия решений Врума — Йеттона (ситуация руководитель-подчиненные).
Важным аспектом психологии принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений. Как вести себя руководителю с подчиненными в ситуации, требующей выбора? Всегда ли следует обсуждать с ними возникшую проблему и возможные варианты ее решения? Нужно ли добиться согласия подчиненных с принятым решением?
Ответы на эти и подобные вопросы помогает дать достаточно простая и эффективная модель принятия решений Врума — Йеттона.
Пять стилей руководства:
AI. Вы сами принимаете решение, используя для этого имеющуюся в вашем распоряжении в данный момент информацию.
АII. Вы получаете от подчиненных необходимую информацию и затем сами решаете проблему. При этом вы можете говорить или не говорить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.
CI. Вы излагаете возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушиваете их идеи и предложения. При этом вы не собираете их вместе в одну группу, а беседуете с каждым индивидуально. Затем вы сами принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
СII. Проблема, требующая решения, доводится до сведения всех подчиненных, и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого вы самостоятельно принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
GII. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете возможные альтернативы решения и пытаетесь достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
AI и АII — авторитарный стиль принятия решений,
CI и СII — консультативный стиль и GII — полное участие.
От чего же зависит выбор руководителем какого-либо из этих возможных стилей? Во-первых, от характера ситуации и, во-вторых, от характера проблемы. Чтобы помочь руководителю оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель», и модель дерева решений.
Тема 5. Целевая ориентация управленческих решений.
Цель управленческого решения:
Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции».
Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку УР, философия УР или стратегия УР.
Условия, которым в общем виде цель должна удовлетворять:
• быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);
• иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации (В);
• быть необходимой для коллектива компании и общества (Н);
• находиться в рамках исторической приемлемости для ближайшего окружения внешней среды (ИП);
• текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение. Например, достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.