Тема 4. Условия и факторы качества управленческих решений

Довольно часто, говоря о требованиях к управленче­ским решениям, смешивают понятия «качество» и «эффективность».

Рассматривая процесс принятия решений как после­довательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий - разработки решения и его реализации

- необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоре­тически найденного и практически реализованного.

- По отношению к первому следует применять понятие каче­ства, а ко второму — эффективность.

Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата.

Ка­чество управленческого решения — это степень соответ­ствия параметров выбранной альтернативы решения опре­деленной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возмож­ность эффективной реализации.

К числу таких характери­стик следует отнести все выше перечисленные требования к управленческим решениям.

Традиционно качество продукции многие руководители связы­вают с технологией ее производства и профессионализмом персо­нала — это самый простой и естественный путь повышения каче­ства продукции.

Однако в практике производственной деятельности выделяют три уровня управления качеством (УК):

1. Производственный, включающий совершенствование оборудо­вания, материалов, квалификации персонала;

2. Технологический, предполагающий создание функциональных управленческих структур для координации всей производственной деятельности компании по улучшению качества выпускаемой про­дукции;

3. Управленческий, включающий формирование системы управле­ния качеством во всей структуре компании, в том числе высшее и среднее звено управления, технологию и производство.

Первый уровень предполагает локальный подход. При нем основ­ное внимание уделяется разработке и внедрению современного обо­рудования, использованию более качественных материалов, при­глашению на работу высококвалифицированных рабочих, инжене­ров, дизайнеров, рекламистов, менеджеров.

Второй уровень предполагает комплексный подход. Он основан на более проработанном, чем при первом уровне подходе к фор­мированию системы производства продукции и управления техно­логическими ресурсами. В рамках данного подхода в ком­пании создается отдел или группа по управлению качеством про­дукции. В функциональные обязанности этой структуры входят дей­ствия, связанные с подготовкой и реализацией технологических и управленческих решений по улучшению и согласованию деятельно­сти производственных и обслуживающих подразделений. Эти дей­ствия включают информационную подготовку, разработку вариан­тов решений, согласование вариантов, выбор решений для реали­зации, их утверждение, выполнение и контроль.

Со­ответствие системы управления качеством производственного про­цесса в компании действующим стандартам или нормативам может служить основанием для получения международного сертификата качества. Данное соответствие легализуется по результатам техноло­гического аудита, проводимого специалистами соответствующих организаций. Обычно сертификат качества дается компании на три года с ежегодным аудитом основных параметров, входящих в систе­му управления качеством.

Однако рассматриваемый уровень не обеспечивает единой поли­тики в области управления качеством между управленческой и тех­нологической элитой компании.

Третий уровень основан на системном подходе. Он предполагает управление качеством всей деятельности в компании. Уп­равление этим процессом возлагается либо на первого руководителя компании, либо на соответствующие службы вышестоящей органи­зации. Единый подход к формированию качества всей деятельности компании и характеризует системный подход. Данный уровень— это перспектива развития компании. В настоящее время третий уровень используется при проведении внутреннего аудита компании по инициативе его собственников.

Качество управленческих ре­шений определяется качеством всех используемых процедур и опе­раций.

Для успеха всего процесса ПРУР необходим порядок и в сфере управленческой деятельности — источнике УР. В этой сфере формируются международные и отечественные стандарты и норма­тивы. В настоящее время в рамках ПРУР руководствуются двумя стан­дартами - ISO 900X и ГОСТ РФ Р 1.0-92.

ISO (International Standart Organisation) — признанная в миро­вом сообществе организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества. Общим термином "ИСО 9000" обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: