Фотография (ФГ) (греч. рпоз/рпо^ов — свет, §гарпо — пишу) — светография, светопись. Это снимок, полученный фотографическим способом на светочувствительной пластине, пленке или бумаге.
Фотографическое изображение объектов получают на светочувствительных материалах, в которых под действием отраженных от предметов и сфокусированных объективом световых лучей образуется сначала скрытое, а после соответствующей химической обработки видимое черно-белое или цветное изображение предметов (снимок, карточка). Фотографическая запись осуществляется с помощью фотоаппарата (фотокамеры).
В зависимости от функционального (целевого) назначения различают фотографии общего и специального назначения. К разряду ФГ общего назначения относят документальную, художественную, любительскую. К ФГ специального назначения относят научно-техническую, аэро-, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную, репродуцированную и др. фотографии.
В зависимости от светочувствительного материала фотографии бывают двух видов: галогенсеребряные и бессеребряные. В галогенсеребряных ФГ светочувствительным элементом является гелогенид серебра. В бессеребряных — несеребряные светочувствительные соединения. Более широкое распространение получили галогенсеребряные ФГ.
По цвету изображения фотографии бывают черно-белые и цветные. До 1930-х годов ФГ была в основном черно-белой, в которой изображение образовывало металлическое серебро высокой степени раздробления. В последние десятилетия получила широкое распространение цветная ФГ, в которой изображение образуется тремя красителями. Такая фотография более полно передает все многообразие окружающих нас предметов присущими им цветами и цветовыми оттенками, что имеет большое значение как в художественной, так и в технической ФГ.
По виду подложки и материальной основе носителя
376 ____________ Раздел II, Характеристика отдельн ых видов и типов документов
различают фотографии на гибкой полимерной (фото- и кинопленка), жесткой (стеклянные пластинки, керамика, дерево, металл, пластмасса) и бумажной основе (фотобумага). Фотографии могут быть листовые (карточные) и рулонные (на катушках, сердечниках, бобинах) различной длины и ширины. Основными материальными носителями фотографии являются пленка и бумага.
По размерам пленки общего назначения ФГ выпускаются плоскими форматными, катушечными неперфорирован-ными и катушечными перфорированными. Плоские форматные пленки имеют тот же формат, что и пластинки, их применяют в пластиночных фотоаппаратах. Катушечные неперфорированные пленки выпускают в виде ленты шириной 61,5 мм и длиной 81,5 см. Их наматывают на деревянные катушки вместе со светозащитной лентой — ракордом. На пленке можно получать различный размер кадра в зависимости от его размера в фотоаппарате. При размере кадра 6x9 см на пленке получается 8, при 6x6 см — 12, при 4,5x6 см — 16 снимков.
Перфорированная фотопленка выпускается шириной 35 мм и длиной 65 см, включая зарядный и заправочный концы. На ней получается 36 снимков при размере кадра 24x36 мм. Она намотана на катушку и помещена в светонепроницаемую кассету.
Светочувствительный слой фотобумаги мелкозернистый, что дает возможность получить после проявления большую оптическую плотность при небольшом количестве образовавшегося металлического серебра. Фотобумага обладает высокой разрешающей способностью, за короткое время проявления (1—2 мин) на ней получается изображение высокого контраста.
Фотобумага различается по величине светочувствительности, коэффициенту контрастности, плотности, цветности, характеру поверхности и т. д. По применению она делится на фотобумагу общего назначения, которая применяется в художественной и технической фотографии, и фотобумагу для технических целей, которая применяется только в технической фотографии.
Первые опыты создания фотоизображений относятся к
Глава 18. Кинофотофонодокумснт
XIX в. В 1816 г. французский изобретатель Ж.Н. Ньепс получил на бумаге, покрытой светочувствительным составом, мутное, едва заметное изображение, а в 1826 г. — изображение предмета на металлической пластинке, покрытой смесью светочувствительного асфальта.
Изобретателем фотографии считается французский художник Л.ЗК.М. Дагер, который в 1839 г. продемонстрировал свое открытие в Парижской Академии наук и получил на него патент. В 1841 г. английский физик У.Г.Ф. Толбот получил негативное изображение фотографируемого объекта, с которого можно было сделать позитив.
Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений. Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890 г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.
Цветное фотоизображение впервые получил в 1861 г. Дж. Максвелл, затем Л. Дюко дю Орон (1868—1869, Франция). В 1935 г. фирма «Кодак» разработала применяемую до сих пор цветную фотографию на трехслойных пластинках. С этого времени началось развитие цветной фотографии. Вскоре появился комбинированный документ — фоторепортаж и родилась фотожурналистика, а с 1947 г. начали печататься (в Италии) фотороманы.
С появлением в XX в. новых специфических форм фотографии значительно расширился и набор ее социальных функций.






