Фотография

Фотография (ФГ) (греч. рпоз/рпо^ов — свет, §гарпо — пишу) — светография, светопись. Это снимок, полученный фотографическим способом на светочувствительной пластине, пленке или бумаге.

Фотографическое изображение объектов получают на све­точувствительных материалах, в которых под действием от­раженных от предметов и сфокусированных объективом све­товых лучей образуется сначала скрытое, а после соответ­ствующей химической обработки видимое черно-белое или цветное изображение предметов (снимок, карточка). Фото­графическая запись осуществляется с помощью фотоаппара­та (фотокамеры).

В зависимости от функционального (целевого) назначе­ния различают фотографии общего и специального назна­чения. К разряду ФГ общего назначения относят докумен­тальную, художественную, любительскую. К ФГ специаль­ного назначения относят научно-техническую, аэро-, мик­рофотографию, рентгеновскую, инфракрасную, репродуци­рованную и др. фотографии.

В зависимости от светочувствительного материала фо­тографии бывают двух видов: галогенсеребряные и бессе­ребряные. В галогенсеребряных ФГ светочувствительным элементом является гелогенид серебра. В бессеребряных — несеребряные светочувствительные соединения. Более ши­рокое распространение получили галогенсеребряные ФГ.

По цвету изображения фотографии бывают черно-белые и цветные. До 1930-х годов ФГ была в основном черно-бе­лой, в которой изображение образовывало металлическое се­ребро высокой степени раздробления. В последние десятиле­тия получила широкое распространение цветная ФГ, в кото­рой изображение образуется тремя красителями. Такая фо­тография более полно передает все многообразие окружаю­щих нас предметов присущими им цветами и цветовыми оттенками, что имеет большое значение как в художествен­ной, так и в технической ФГ.

По виду подложки и материальной основе носителя


 

376 ____________ Раздел II, Характеристика отдельн ых видов и типов документов

различают фотографии на гибкой полимерной (фото- и ки­нопленка), жесткой (стеклянные пластинки, керамика, дере­во, металл, пластмасса) и бумажной основе (фотобумага). Фо­тографии могут быть листовые (карточные) и рулонные (на катушках, сердечниках, бобинах) различной длины и шири­ны. Основными материальными носителями фотографии являются пленка и бумага.

По размерам пленки общего назначения ФГ выпускают­ся плоскими форматными, катушечными неперфорирован-ными и катушечными перфорированными. Плоские фор­матные пленки имеют тот же формат, что и пластинки, их применяют в пластиночных фотоаппаратах. Катушечные неперфорированные пленки выпускают в виде ленты ши­риной 61,5 мм и длиной 81,5 см. Их наматывают на дере­вянные катушки вместе со светозащитной лентой — ракор­дом. На пленке можно получать различный размер кадра в зависимости от его размера в фотоаппарате. При размере кадра 6x9 см на пленке получается 8, при 6x6 см — 12, при 4,5x6 см — 16 снимков.

Перфорированная фотопленка выпускается шириной 35 мм и длиной 65 см, включая зарядный и заправочный концы. На ней получается 36 снимков при размере кадра 24x36 мм. Она намотана на катушку и помещена в свето­непроницаемую кассету.

Светочувствительный слой фотобумаги мелкозернистый, что дает возможность получить после проявления большую оптическую плотность при небольшом количестве образо­вавшегося металлического серебра. Фотобумага обладает высокой разрешающей способностью, за короткое время про­явления (1—2 мин) на ней получается изображение высоко­го контраста.

Фотобумага различается по величине светочувствитель­ности, коэффициенту контрастности, плотности, цветности, характеру поверхности и т. д. По применению она делится на фотобумагу общего назначения, которая применяется в художественной и технической фотографии, и фотобумагу для технических целей, которая применяется только в техниче­ской фотографии.

Первые опыты создания фотоизображений относятся к


Глава 18. Кинофотофонодокумснт

XIX в. В 1816 г. французский изобретатель Ж.Н. Ньепс полу­чил на бумаге, покрытой светочувствительным составом, мут­ное, едва заметное изображение, а в 1826 г. — изображение предмета на металлической пластинке, покрытой смесью све­точувствительного асфальта.

Изобретателем фотографии считается французский ху­дожник Л.ЗК.М. Дагер, который в 1839 г. продемонстриро­вал свое открытие в Парижской Академии наук и получил на него патент. В 1841 г. английский физик У.Г.Ф. Толбот получил негативное изображение фотографируемого объек­та, с которого можно было сделать позитив.

Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал ис­пользовать его как визитную карточку. Это послужило толч­ком для появления разнообразных документов, циркулиру­ющих в обществе и удостоверяющих личность, а также се­мейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциатив­ную историческую память поколений. Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890 г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.

Цветное фотоизображение впервые получил в 1861 г. Дж. Максвелл, затем Л. Дюко дю Орон (1868—1869, Фран­ция). В 1935 г. фирма «Кодак» разработала применяемую до сих пор цветную фотографию на трехслойных пластин­ках. С этого времени началось развитие цветной фотогра­фии. Вскоре появился комбинированный документ — фо­торепортаж и родилась фотожурналистика, а с 1947 г. на­чали печататься (в Италии) фотороманы.

С появлением в XX в. новых специфических форм фо­тографии значительно расширился и набор ее социальных функций.




double arrow
Сейчас читают про: