Фонограмма

Фонограмма (греч. рпопе — звук и ^гатта — черта, бук­ва, написание) — документ, представляющий собой матери­альный носитель с записанными на нем звуковыми колеба­ниями (речь, музыка или условный сигнал).

В зависимости от системы звукозаписи различают фото­графические, магнитные и оптические фонограммы (ФН). В зависимости от формы носителя различают магнитные ФН на ленте, магнитные видеофонограммы в кассете, оптиче­ские ФН на диске.

В системах фотографической и магнитной записи звука применяют ленточные носители в виде кинопленки и маг­нитной ленты, и при их использовании развертка записыва­емого электрического звукового сигнала производится в на­правлении длины носителя. В первом случае ФН располага­ется в направлении длины ленты в виде фотографического


Глава 18. Кинофотофонодокумент

следа переменной ширины или переменной плотности, а во втором — магнитного следа переменной намагниченности.

Фотографические ФН используют в фильмокопиях звуко­вых кинофильмов. Движение кинопленки при записи и фоно­граммы при воспроизведении происходит со стандартной скоро­стью 456 мм/с /35 мм/, 183 мм/с /16 мм/ и 91 мм/с /8 мм/.

Магнитные ФН широко используют для передачи звука на радио, телевидении, в бытовых магнитофонах. Магнитные ФН — наиболее распространенный вид фонограмм.

Магнитная фонограмма — лента с записью звука. Она основана на способности ферромагнитных материалов намаг­ничиваться в результате воздействия на них переменного магнитного поля и сохранять остаточную намагниченность. Ферромагнитные материалы представляют собой окиси ме­таллов (например, обыкновенная ржавчина) и используются в магнитной записи в виде мелкозернистого порошка, нано­симого в смеси с клеящим веществом на пластмассовую ос­нову. Таким образом, на ленте образуется рабочий слой, ко­торый и обеспечивает магнитную запись.

Выражение «магнитная запись звука» и «воспроизведе­ние магнитной записи звука», принятые в обиходе, неточно характеризуют принцип записи и воспроизведения, посколь­ку на ленту записывается не непосредственно звук, а элект­рические сигналы, поступающие от микрофона в результате преобразования звуковых колебаний воздуха в электриче­ский ток. При воспроизведении происходит обратное явле­ние. Электрические сигналы, усиленные до необходимой мощ­ности, преобразуются громкоговорителем в механические колебания воздуха с частотой звука.

В зависимости от направления действия записывающего магнитного поля на рабочий слой ленты различают два вида магнитных ФН: продольную и перпендикулярную. Продоль­ная ФН образуется при действии намагничивающегося, из­меняющегося узкого магнитного поля звукового сигнала в направлении длины движущегося магнитного носителя, а перпендикулярная ФН получается при действии записыва­ющего поля перпендикулярно поверхности движущейся маг­нитной ленты и обусловливает изменения остаточной намаг-

13 8-379



Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов


Глава 18. Кинофотофонодокумснт




ниченности по длине последней по закону записываемого сигнала.

На практике используется преимущественно продольная ФН, которая представляет собой документ на неперфориро-ванной магнитной ленте шириной 6,25 мм (катушечные магнитофоны) или на перфорированном ленточном носите­ле шириной 35 мм (при студийной синхронной магнитной записи звука в процессе съемки кинофильма).

Для намотки магнитной ленты в катушечных магнито­фонах выпускаются катушки нескольких типоразмеров: 10, 13, 15, 18, 22 см (номер катушки указывает на ее диаметр). Чем тоньше лента, тем продолжительнее время звучания.

Магнитные ленты, применяемые в кассетных магнитофо­нах, имеют ширину 3,81 мм и толщину 12 и 18 мкм. Лента толщиной 18 мкм непрерывно звучит по 30 минут с каждой стороны, толщиной 12 мкм — по 45 минут.

Кассеты, выпускаемые у нас в стране, имеют обозначение: МК-60, МК-90; зарубежные — С-60, С-90, С-120. Цифры ука­зывают на длительность звучания на обеих сторонах кассе­ты в минутах. Длина магнитной ленты в кассетах МК-60 и МК-90 соответственно 90 и 135 см.

Выпускаются магнитофонные записи различного целево­го назначения: звукозапись, видеозапись, точная магнито­фонная запись и др. Каждая из типов магнитных лент име­ет свое буквенное обозначение: тип А предназначен для зву­козаписи, тип Б — для бытовой аппаратуры, тип Р — для радиовещания.

Магнитные ленты наматываются на кассету (бобину), на нерабочей стороне которой указывается маркировка: завод, тип ленты и номер (первые две цифры — год выпуска, номер партии ленты).

Каждой магнитной фонограмме присваивается индекс-номер, в котором учитываются различные характеристики документа. Например: А 4409-6Б/А — кассета для записи звука;

4 — основа — лавсан;

4 — толщина ленты/1—12 мкм; 2—18 мкм; 3—27 мкм; 4—37; 6—55 мкм/;


09 — номер производственной разработки магнитной ленты;

6 — ширина — 6,3 мм/3—3,81 мм — для кассетных магнитофонов;

Б — лента для бытовых магнитофонов;

Р — для студийных.

Магнитные записи имеют большие преимущества перед ГРП потому, что на них можно самому фиксировать любую необходимую звуковую информацию. Однако качество запи­си на магнитной ленте пока еще не может быть таким высо­ким, как на ГРП; запись может быть случайно стерта. С изоб­ретением кассет, которые более надежно укрыли магнито­фонную пленку от случайных повреждений, надежность и долговечность магнитных записей значительно возросла. Время звучания кассеты превосходит ГРП и колеблется от 60 до 120 минут. Производство кассет составляет 25—30% от общего объема производства грамзаписей в мире. С помо­щью магнитофона можно записать выдающиеся местные со­бытия, выступления известных людей, радиопрограммы. Ис­пользование магнитозаписи как в кассетной, так и в кату­шечной формах целесообразно в случае отсутствия необхо­димой информации в виде грамзаписи.

Магнитная запись стала возможной благодаря изобрете­нию микрофона и телефона.

Первый аппарат, построенный по принципу магнитной записи, напоминает фонограф Т.А. Эдисона, в частности вра­щающимся барабаном, но вместо фольги на него наматыва­лась стальная проволока. Звуковые колебания в микрофоне превращались в колебания электрического тока, который подавался на обмотку стержневого электромагнита. Переме­щаясь вдоль вращающегося барабана и касаясь проволоки, электромагнит намагничивает ее в такт звуковым колеба­ниям. Когда звук нужно было воспроизвести, движения элек­тромагнита и барабана с проволокой повторялись в той же последовательности.

Принцип, используемый для магнитофонной записи, был открыт в 1889 г. Вольдемаром Паульсеном, работником ко­пенгагенской телефонной станции, который сконструировал телеграфов — аппарат для воспроизведения звука.


388 ____________ Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

Интерес к магнитной записи возрос в начале XX в. после изобретения электронной лампы и появления электронных усилителей, устранивших серьезные недостатки первых ап­паратов. Магнитофоны для ускоренной передачи и приема радиотелеграфных сообщений начали выпускать в Германии, Англии (вместо проволоки в них использовалась стальная лента).

Один из первых магнитофонов весил несколько сотен килограммов, а катушки со стальной лентой имели диаметр более полуметра; при обрыве ленту соединяли электросвар­кой. Качество магнитной записи было очень низким.

Новая эра магнитной записи началась с 1928 г., когда была изготовлена первая магнитная лента на бумажной основе, покрытой магнитным порошком железа. Другим изобрете­нием, значительно повысившим качество магнитной записи звука, стала кольцевая магнитная головка — прообраз совре­менных магнитных головок — разработанная немецкими ин­женерами. В 1940-х годах после окончания второй мировой войны многие страны стали работать в области магнитной записи. Был улучшен носитель записи — порошковая маг­нитная лента — и применен способ записи с высокочастот­ным подмагничиванием. Это позволило повысить качество записи и ее длительность, причем запись можно было мон­тировать, склеивая куски магнитной ленты. Кроме того, за­пись можно было воспроизводить многократно, а ненужный материал легко стирать. Началось быстрое развитие магнит­ной записи. Наряду с двухдорожечной появилась четырех-дорожечная запись. Стали применять тонкие магнитные лен­ты, что увеличило время звучания магнитозаписей без пере­зарядки.

Контрольные вопросы

1. Что такое кинофотофонодокумент и каковы его ос­новные виды?

2. В чем состоят особенности кинодокументов?

3. Каковы основные виды фотодокументов?


 

Глава 18. Кинофотофонодокумент

4. Что составляет виды фонодокументов? Дайте ха­рактеристику каждому из них.

5. Что входит в основные конструктивные элементы и реквизиты грампластинки?

6. Что такое фото-, фильмо-, диско-, фоно-, видеотека?

7. Каковы основные этапы становления и развития ки-нофотофонодоку ментов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: