Диапозитив

Диапозитив (ДП) (греч. сИа — через + лат. розШуиз — положительный) (слайд) — позитивное фотографическое или рисованное изображение на прозрачном материале (пленке или стекле), предназначенное для проекции на экран. ДП



Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов


Глава 18. Кинофотофонодокумент




рассматривают на просвет или проецируют на экран с помо­щью специальных оптических аппаратов — диапроектора или диаскопа.

Диапозитивы относятся к визуальным документам ста­тической проекции (изображение неподвижно), бывают чер­но-белыми и цветными. Последние обычно получают съем­кой на цветные обращаемые фотопленки. Их можно изгото­вить печатанием с цветных негативов на цветную позитив­ную пленку или контратипированием с цветных диапозити­вов (этот способ применяется в производстве диафильмов). Черно-белые диапозитивы получают печатанием с негати­вов на позитивные пленки и пластинки или способом обра­щения.

Стеклянные диапозитивы имеют размеры 50x50, 70x70 или 85x85 мм. Пленочные диапозитивы с размерами кадра 18x24, 24x24, 28x28, 24x36, 40x40 мм монтируются в специальную рамку размером 50x50 мм.

Диапозитивы выпускаются в картонных коробках либо целлофановых упаковках с вложенным кратким описани­ем (сюжетным листом). На коробке указаны наименование серии, ее номер, количество черно-белых и цветных слайдов, дата выпуска. Слева внизу на каждом диапозитиве простав­ляются номер серии и его порядковый номер.

ДП можно сравнить с фотографией или репродукцией картины, серию диапозитивов — с альбомом репродукций. Слайдом иногда называют отдельные кадры 35 мм диафиль­ма, вставленные в специальную рамку.

Материальной основой слайдов и диафильмов является фотопленка, устойчивость которой к внешним воздействи­ям определяется составом эмульсионного слоя. Наиболее надежны фотопленки с серебросодовой эмульсией: при иде­альных условиях они могут храниться до 1000 лет, черно-белые фотопленки с другой эмульсией сохраняются от 10 до 140 лет, цветные — от 5 до 30 лет.

Между ДФ и серией ДП существует различие. Серия ди­апозитивов состоит из отдельных пластинок-кадров, которые вместе раскрывают определенную тему. В отличие от диа­фильмов, серия диапозитивных иллюстраций не является


законченным целым, у нее нет литературной основы — сцена­рия. Текст ее — краткие пояснения к каждому изображению.

Обладая всеми достоинствами диафильмов, диапозитивы более просты в изготовлении, легки и компактны. Слайды позволяют ставить кадр на нужное время и в нужной после­довательности, имеют большую информационную емкость. Однако они имеют и недостатки — непрочность, недостаточ­ную выразительность по сравнению с кинофильмом.

Прообразом диапозитива является т. н. волшебный фо­нарь, известный еще в 60-х годах XIX ст. Тогда на стекле рисовали вручную и показывали волшебные картинки с по­мощью фонаря, фокусируя луч света линзой.

Фотодокументы организуются в фототеку — систематизи­рованное собрание фотографий, негативов или позитивов (диа­позитивов) с целью их хранения и выдачи для пользователя.

18.4. Фонодокумент

Фонодокумент (греч. рЬопе — звук + документ) — музы­кально-звучащий, аудиальный документ. Он содержит зву­ковую информацию, зафиксированную любой системой зву­козаписи, которая используется в том случае, когда получе­ние информации возможно только с ее помощью (запись го­лосов животных, птиц, людей, звучание музыкальных инст­рументов, аудиальная диагностика в медицине и др.).

Звукозапись — процесс записи звуковой информации с целью ее сохранения и последующего воспроизведения. Она производится по схеме: микрофон — усилитель электриче­ских колебаний — устройство, воздействующее на носитель записи. Иногда звукозаписью называют записанную звуко­вую информацию, т. е. фонодокумент.

По принадлежности знаков записи к определенным зна­ковым системам фонодокумент относится к разряду техни­чески кодированных документов, информация на которые наносится путем изменения поверхности носителя или его структуры. Фонодокумент получают путем преобразования временного физического процесса, отражающего записывае­мый звуковой сигнал, в соответствующие пространственные


изменения физического состояния или формы носителя з$г писи. Для этого обычно применяют неподвижные записыва­ющие элементы и движущиеся носители записи. Направле­ние распространения следа на носителе записи, возникающе­го в результате относительного перемещения записывающе­го элемента и носителя, является пространственной разверт­кой записываемого сигнала. Это направление связано с фор­мой носителя и определяется перемещением записи относи­тельно записывающего элемента.

По материальной конструкции носителя фонодокумен-ты делят на ленточные (в виде кинопленки и магнитной ленты) и дисковые (в форме диска).

Совокупность фонодокументов, справочного аппарата к ним, технических средств воспроизведения звука и специ­ального оборудования для хранения дисков и кассет (бобин) составляет фонотеку, которая состоит из дискотеки (грам­пластинки), магнитотеки (магнитофильмы: кассеты, бобины, компакт-кассеты), а также звуковых приложений к книгам.

Основными видами фонодокументов являются грампла­стинка, фонограмма, компакт-диск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: