Заключение

Завершая этот лекционный курс, мы хотели бы сказать нашим читателям следующее.

Эта работа, несомненно, превысила рамки традиционного лекционного курса, отличающегося сравнительно небольшим объемом рукописного и иллюстративного материала. Книга более походит на краткий энциклопедический сборник. Поэтому содержание ее не стоит заучивать наизусть. Достаточно понять основные идеи лекций и запомнить наиболее характерные памятники рассматриваемого периода. Мы постарались также сохранить структуру учебного пособия Б.П. Михайлова, опубликованного в 1958 году, так как считаем ее достаточно полной и объективной.

Что же нового появилось в нашей версии учебника, посвященного архитектуре стран Древнего Востока?

Во-первых, в лекции были включены малоизвестные фрагменты научных и научно-популярных работ по этой тематике, напечатанных после издания учебника Б.П. Михайлова. Все эти работы были опубликованы в течение последних трех десятилетий. В подавляющем большинстве они мало доступны широкому кругу читателей. Поэтому предлагаемый лекционный материал интересен не только для учащихся, но и для специалистов в этой области.

Во-вторых, тексты лекций сопровождаются множеством схем, монохромных и цветных фотографий, не встречавшихся в более ранних учебных изданиях. Иллюстрации размещены по ходу текста, что значительно облегчает понимание излагаемого материала.

В-третьих, в структуру некоторых лекций включены цитаты античных авторов – историков, писателей, поэтов. Но к ним нужно относиться крайне осторожно. Описания архитектурных сооружений Востока следует понимать не как историческое свидетельство, а как документ, позволяющий судить о восприятии и оценке их греками и римлянами. Углублять вопрос об исторической достоверности этих описаний не представляется возможным. Достаточно указать, что чем дальше на восток от Греции и Рима, тем описания становятся фантастичнее. Индия – уже совершенно сказочная страна, и это становится особенно наглядным при сопоставлении ее с Египтом, пирамиды которого Геродот описывает как очевидец. Хотя и в описаниях Египта у древних авторов много легендарного. Дело в том, что подавляющее большинство античных писателей и поэтов восточных памятников собственными глазами не видело. В своих произведениях они чаще всего цитировали других авторов, украшая текст собственными домыслами. Многие из них обвиняли друг друга в том, что они уделяли минимум внимания своим собственным памятникам, предпочитая сочинять небылицы о восточных диковинах: «Как бы то ни было, о величайших произведениях архитектуры в Афинах письменные источники дают чрезвычайно мало сведений. Греки подробнее описывали стены Вавилона или египетские пирамиды…» (В.П. Зубов).

В-четвертых, в тексты целого ряда лекций включены оригинальные «Приложения». Это фрагменты научных публикаций автора, написанных им самостоятельно или в соавторстве со студентами ТГАСУ. Дело в том, что многие этих публикаций стали итогом студенческих научных конференций и тематических олимпиад по истории древнего зодчества. Темы многих интересных докладов были почерпнуты из контрольных вопросов, приведенных в конце каждой лекции.

В любом случае мы надеемся, что наш лекционный курс поможет студентам архитектурных специальностей познакомиться с наиболее выдающимися памятниками древневосточного зодчества и по достоинству оценить специфику творческого мышления древних архитекторов, не утратившего актуальности и в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: