Телевидение

Китай

Телевидению предписано стать серьезнее 27.10.2011

Власти Поднебесной в борьбе за моральные устои общества убирают с телеэкранов развлекательные программы.

В первую очередь пострадают различные реалити-шоу, поиски талантов, а также программы, помогающие одиноким людям найти вторую половинку. Вместо этого власти требуют от телеканалов увеличить продолжительность выпусков новостей, а также сделать упор на высоко моральных программах, воспевающих основные ценности социализма.

Постановление вступит в силу с января будущего года. В частности, в нем говорится, что на 34 кабельных телеканалах, вещающих по всей стране, в праймтайм (с 19.30 до 22.00) ежедневно будет демонстрироваться только девять развлекательных программ. Причем каждому каналу разрешается иметь в своей сетке вещания не более двух передач в неделю продолжительностью не свыше 90 минут каждая. Кроме того, по неофициальной информации запрещается приглашать на программы тайваньских звезд, которые, как считают, не отличаются высоким моральным поведением.

Кстати, решение последовало вскоре после завершившегося не так давно пленума ЦК Компартии Китая, на котором как раз и обсуждался вопрос о необходимости "культурных преобразований на фоне экономического развития". А вот эксперт по делам журналистики при Пекинском университете международных отношений Цяо Му считает, что властям страны следует свести до минимума вмешательство в телеиндустрию.

Согласно упоминаниям в исследовательской литературе, первая китайс­кая газета «Кинг-Пао» («Столичный вестник») вышла в свет в 911 году. Содержанием газеты «Кинг-Пао» долгое время были только импера­торские декреты и придворные известия. На рубеже XIX и XX вв. издание начинает выходить в трех выпусках. Первый выпуск под названием «Дело­вой листок» печатался на желтой бумаге и содержал известия из торгового и промышленного мира. Второй выпуск, печатаемый также на желтой бу­маге, являлся собственно преемником древней газеты и носит название «Пра­вительственный вестник». Третий выпуск, «Земский листок», был предназ­начен для провинции, печатался на красной бумаге и представлял собой сокращенное извлечение из первого и второго выпусков. Редакция всех трех выпусков была поручена шестерым членам Академии наук - «Han Lin». Осо­бого внимания газета заслуживает еще потому, что в ней публиковалась информация о служебных проступках крупных чиновников и возложенных на них наказаниях. Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напе­чатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим. Ввиду того, что в Китае читают слова справа налево, на последней странице номера, состоявшего из восьми страниц, в правом углу, наверху помещается название газеты, а рядом год и число по китайскому и европейскому календарю. Остальная часть первой страницы часто заполнялась по образцу английских газет многочисленными объяв­лениями. На других страницах помещались политические известия, импе­раторские указы, перепечатанные из английских и японских газет телеграм­мы, провинциальные корреспонденции и в заключение - передовая статья, в которой один из редакторов рассматривал вопросы внешней и внутрен­ней политики. Вторая половина XIX века отмечена активным развитием китайской периодики.

С изобретением телеграфа, образованием государственной телеграфной компании китайской империи в 1881 г. телеграфная связь стала использо­ваться редакциями газет для получения официальной правительственной информации. Пароходное сообщение по морским и речным путям и железнодорож­ный транспорт обеспечили более быструю циркуляцию периодической пе­чати. В 1896 г. в Китае была создана «Китайская Императорская почтовая служба», которая уже в следующем 1897 г. взяла на себя функции распрост­ранения периодической печати. В начале XX столетия в Китае зарождается новый тип прессы - маркси­стская революционная печать. Историческая ситуация, в которой это происходило, была связана с «движением 4 мая» 1919 г. (в этот день в Пекине состоялась крупная демонстрация студентов, протестовавших против ре­шения Парижской мирной конференции о передаче бывших немецких кон­цессий в Китае Японии, вслед за чем массовое антифеодальное движение охватило всю страну). Одновременно с ростом рабочего движения среди прогрессивной интеллигенции и студенчества в разных городах Китая ста­ли возникать марксистские кружки. С организацией марксистских кружков в стране появляется первая революционная массовая рабочая печать. В ав­густе 1920 г. в Пекине стала выходить рабочая газета «Лаодунинь», в Шан­хае - «Лаодунцзе» и «Хою», в Кантоне - «Лаодуншэн». Газеты публикова­ли советы рабочим, крестьянам, хронику рабочего движения, письма с фаб­рик и заводов. В период «движения 4 мая» выходил влиятельный ежене­дельник «Мэйчжоупинлунь». На его страницах были опубликованы мате­риалы, посвященные декрету о земле, первой Конституции Советского го­сударства, закону о браке.

На страницах ряда газет было предложено провести реформу пись­менности - вместо языка древних книг (вэньянь) взять за основу литературного языка язык разговорный (байхуа - простой язык) с использованием более ог­раниченного количества иероглифов и сравнительно простым грамматичес­ким строем. В 1919 г. байхуа завоевал всеобщее признание и в 1920 г. был вве­ден в школах Китая. В 30-40-е годы XX века в Китае укрепила свои позиции коммунисти­ческая партия. В эти годы ЦК КПК дал ряд указаний, предусматривающих мероприятия по укреплению системы партийной печати. В 1938 г. вышел в свет всекитайский орган КПК «Синьхуажибао». ЦК КПК указал всем местным партийным комитетам на необходимость обратить внимание всех товарищей на огромное значение партийной газеты с тем, чтобы они читали партийную газету и обсуждали важные статьи, опубликованные в партийной газете, а также оказывали помощь в распространении партийной печати. В 1939 г. ЦК КПК принял решение о создании при всех партийных ко­митетах (в том числе и при уездных) отделов по распространению периоди­ческой печати. 20 июня 1941 г. вышло решение ЦК КПК об упорядочении печати и об улучшении партийного руководства печатью, против серости языка и тра­фарета в газетной работе. Партия ставила задачу творчески использовать печатью национальную форму. Отмечалось, что «догматизм надо сдать в архив и усвоить свежий и живой, приятный для слуха и радостный для глаза китайского народа китайский стиль и китайскую манеру».

1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики. Образование КНР положило начало новому этапу в развитии китайской журналистики. В первую очередь народное правительство закрыло все информацион­ные агентства, редакции газет, журналов, радиовещания, принадлежавшие старому режиму, конфисковало все принадлежавшее ему техническое обо­рудование, необходимое для создания новой системы массовой коммуни­кации народной власти. Хотя ЦК КПК требовал от местных партийных органов строго соблю­дать дифференцированный подход к редакциям частных газет, журналов и станций радиовещания, закрывать газету или журнал только после получе­ния санкции ЦК КПК, на практике это указание часто нарушалось. Быв­шие частные газеты и журналы в первое время получали от народного пра­вительства финансовую поддержку и становились государственно-частны­ми. Постепенно они выкупались правительством и превращались в госу­дарственные.

В результате в Китае сложилась новая система массовой информации под эгидой крупнейшей партийной газеты «Жэньминь Жибао» («Народная газета»), официального информационного агентства «Синьхуа» («Новый Китай») и Центрального народного радиовещания. Газета «Жэньминь Жибао», являющаяся органом Центрального коми­тета, коммунистической партии Китая и входящая на сегодняшний день в ряд наиболее крупных и влиятельных мировых изданий, была основана еще в 1946 году. К ее появлению причастен сам Мао Цзэдуя. В апреле 1946 г. заместитель секретаря бюро ЦК КПК освобожденного района Шавьси -Хэбэй - Шаньдун - Хэнань. Бо Ибо во время своего визита в Яиьань среди прочих обсуждал с Мао Цзэдуном и вопрос о создании партийной газеты этого освобожденного района. Первоначально эту газету пред­полагалось назвать «Шин - Цзи -Лу - Юй Бао» или «Тайхан Бао», т.е. использовать традиционные китайские названия провинций, входивших в освобожденный район. Однако Мао Цзэдун предложил не следовать географическому принципу, а назвать ее «Жэиьмвнь Жибао» («Народ­ной газетой»). 15 мая 1946 г. в уездном городе Хавьдань провинции Хэ­бэй газета «Жэньминь Жибао» стала выходить как орган бюро ЦК КПК освобожденного района. 15 июня 1948 г. газета стала изданием бюро ЦК КПК Северного Китая. 2 февраля 1949 г. после освобождения Пекина туда переехала редакция «Жэньминь Жибао», и с августа 1949 г. она ста­новится официальным органом ЦК КПК. Наряду с литературным материалом в китайской газете большое место начали занимать иллюстрации, имеющие самостоятельное значение. «Жэнь­минь Жибао» в воскресные и праздничные дни начала выпускать художествен­ные приложения, содержащие множество рисунков и фотоиллюстраций. С 1956 г. большинство газет Китая, в том числе и «Жэньминь Жибао», изменило расположение строчек. Строчки располагались уже горизонталь­но, а не вертикально, как раньше. Тираж «Жэньминь Жибао» вырос с 90 тыс. до 2 млн. экземпляров за последние пятьдесят лет. С января 1982 г. «Жэньминь Жибао» стала выхо­дить в Сан-Франциско (США), всего она поставляется более чем в 100 стран мира. В 1987 г. «Жэньминь Жибао» была признана одной из десяти круп­нейших и влиятельных газет мира наряду с американскими «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост», французской «Монд», английскими «Таймс» и «Гардиан».

Одним из важных, направлений в области политики КПК по укрепле­нию системы СМК было развитие единого общегосударственного инфор­мационного агентства «Синьхуа». Местные отделения агентства «Синьхуа» по существу были придатками местных газет и подчинились местным партийно-административным органам.

В марте 1950 г. ЦК КПК опубликовал «Указание о реорганизации аген­тства "Синьхуа" в централизованное единое государственное информаци­онное агентство». В апреле 1950 г. Главное управление по делам журналис­тики Центрального народного правительства опубликовало «Решение о работе и реорганизации единого информационного агентства "Синьхуа"». На основании этих двух директивных документов «Синьхуа» обрело статус государственного официального информационного агентства, наделенно­го правом публикации официальных заявлений центрального правитель­ства КНР, сообщений дипломатического характера и правом снабжения различной информацией редакции газет, журналов, радиовещательных стан­ций и т.д. Агентство располагало 6 генеральными отделениями в самом Китае и 28 корпунктами. Кроме того, «Синьхуа» создало свои представи­тельства в Москве, Праге, Берлине, Пхеньяне.

В начале 80-х гг. были внесены коррективы в структуру пе­чати СМИ Китая. Начала исчезать монополия партийной прессы, ранее лидировавшей в стране. Появлялись новые газеты других партий, отрасле­вые газеты, газеты предприятий, вечерние газеты, дайджесты, обществен­но-популярные, рекламные, армейские газеты. Одной из тенденций развития китайской печати последнего времени является концентрация и формирование корпораций. Основой для созда­ния корпораций выступали так называемые системообразующие газеты. Так, например, «Жэньминь Жибао» для обслуживания рынка в 1980 г. первой учредила «Шичанбао» («Газета рынка»), что явилось прологом отделения дочерней газеты от материнской; В течение нескольких лет после этого круп­ные газеты Китая (в том числе партийные) во множестве создавали дочер­ние издания, система которых включала три основных типа: дайджесты, вечер­ние и специализированные. С конца 80-х до начала 90-х гг. шло развертывание корпораций печати, когда системообразующие дочерние газеты, в свою оче­редь, получили дальнейшее развитие.

В январе 1996 г. газета «Гуанчжоу Жибао» организовала первую в Китае корпорацию печати, утвержденную Отделом пропаганды ЦК КПК и Бюро по издательскому делу и печати (БИП).

Сегодня периодическая печать Китая, являясь субъектом рынка, продает новости как товар, так что информация, содержащаяся в прессе, призвана обладать качествами востребованности, новизны, объективности, достоверности, но вместе с тем неправомерно отрицать и тот факт, что она сохраняет определенную предвзятость и тенденциозность как инструмент пропаганды.

С 80-х гг. издание газет развивается очень быстро, сложилась многоярусная и разносторонняя газетная индустрия, центром которой является партийная печать. Наряду с партийными изданиями и органами общественных организаций, в Китае издаются дневные, вечерние, утренние и еженедельные газеты, газеты для крестьян, рабочих, предприятий и разных специалистов. Некоторые газеты печатают преимущественно экономическую и научно-техническую информацию, другие удовлетворяют культурные нужды народных масс. К маю 1998 года в Китае насчитывалось 2160 названий газет, годовой тираж которых составил 26 млрд. экземпляров. В последние годы эти показатели значительно возросли. В настоящее время в число общекитайских газет входят: «Жэньминь жибао» (ежедневная «Народная газета») и ее зарубежные выпуски, «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), «Цзинцзи жиабо» («ежедневная «Экономическая газета»), «Цзежфанцзюнь бао» (газета «НОАК»), «Чайна дейли» (ежедневная газета «Китай»), а также «Чжунго циннянь бао» (газета «Китайская молодежь»), «Чжунгофунюй бао» (газета «Китайская женщина»), «Чжунгоцзяоюй бао» (газета «Китайское просвещение»), «Чжунготиюй бао» (газета «Китайский спорт»), «Гунжэнь жибао» (ежедневная «Рабочая газета»), «Кэцзи жибао» (ежедневная газета «Наука и техника») и т. д..

8 июня 1998 года одновременно образованы две газетыне корпорации центрального подчинения – группа «Гуанмин жибао» и группа «Цзинцзи жибао». 25 июля того же года в Шанхае создана объединенная газетная корпорация изданий «Вэньхой бао» и «Синьминь ваньбао». Это крупные шаги в реформе средоств массовой информации, они означают вступление отечественной газетной индустрии в новый этап развития.

Изменения, происходящие в печати КПК, с особой полнотой отразились в деятельности ее центрального органа, газеты "Жэньминь жибао", самой распространенной и авторитетной в Китае. В настоящее время ее тираж составляет более 2 млн. экз. Когда в стране было принято решение о проведении реформы экономической системы, газета начала чаще публиковать информацию экономического характера, отказавшись от прежней ориентации преимущественно на политическую проблематику.

Процесс развития партийной печати во главе с газетой "Жэньминь жибао" в 90-е годы XX в. подразделяется на два периода: до и после 1992 г. С 1990 г. до 1992 г. реформа партийной печати была фактически приостановлена из-за влияния левацких идей (что подтверждают июньские события3 на площади Тяньаньмэнь). Ситуация изменилась после 1992 г., когда партийная печать в целом и "Жэньминь жибао" в частности продолжила свою деятельность по правилам рынка.

Динамика содержательной направленности "Жэньминь жибао" в рассмотренной период характеризовалась увеличением объема объективной информации оперативного характера, что отражало потребности читательской аудитории, стремящейся к самостоятельному осмыслению и оценке разнообразного газетного материала.

Среди периодических изданий – будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических – имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Назовем лишь некоторые из них. Лучшими среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья», «Кино для всех», «Новый спорт». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.

Радиовещание.
Начало вещания – 1945 г.

После образования КНР в 1949 было создано Центральное управление радиовещания, подчинявшееся главному управлению журналистики при народном правительстве.

В первые годы после образования КНР система радиовещания представляла собой 4хяросную пирамиду:

· Вершина – центральное народное радиовещание.

· Ниже – радиостанции крупных административных центров:

· Шэньян – центр восточно-китайского района,

· Сиань – центр Северо-западного Китая и др.

· Третий уровень – радиостанции провинций

· Четвертый – городское радиовещание.

1950г – создан отдел международного радиовещания «Радио Пекина». Сначала передачи велись на 7 языках 11 часов в сутки.

Телевидение

Появилось в Китае в 1958г. В начале Пекинский телецентр выходил в эфир всего 2 р в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября передачи стали выходить в эфир – 8р в неделю. С октября вышла 1ая передача шанхайской телестудии.

В 1958 году было создано 4 телецентра:

· В пекине,

· Харбине,

· Шанхае,

· уезде Юйтянь.

В 1959г- 4 центра, в 1960- 9 центров.

Телевизионные программы состояли из получасовой передачи новостей, репортажей на произвольные темы, документальных фильмов, и др. Иностранная хроника передавалась раз в неделю.

В 1973г – освоение цветного ТВ.

В 1978 – пекинское ТВ переименовано в центральное.

Основой телесистемы Китая в наст время являются телевизионные программы Центрального телевещания (ежедневно более 170 часов):

· Первая программа – универсальный канал (18 часов) отличается выпусками новостей и политических программ;

· Вторая программа – (16 час в сутки) – передачи по вопросам экономики и программы ориентированные на социальное воспитание;

· Третья программа (появилась 1986г) – театрально-музыкальная;

· Четвертая программа – международный канал круглосуточного вещания для живущих за рубежом китайцев сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания;

· Пятая программа (1995) – спортивная;

· Шестая программа - рассчитана на любителей кино;

· Седьмая программа – универсальная, есть научно-технические рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: