Один из самых ярких литовских лириков XIX века Йонас Мачюлис-Майронис (1862—1932)

Валюта

Этнокультурология

Газеты издаются на литовском, русском, польском, белорусском языках

Радиостанции вещают на литовском, русском, польском, английском языках

Серебряный журавль (лит. Sidabrinė gervė) — приз литовской киноиндустрии в различных номинациях.

Литература

Письменность на литовском языке началась с книг религиозного содержания. Первая литовская книга — «Катехизис» (1547) Мартинаса Мажвидаса (ок. 15101563), пастора в Рагните. (Краткое изложение основ Христианской веры, в нем объясняются значение Заповедей, Символа Веры, Таинств Церкви и молитвы Отче Наш.)

Изданная в Кёнигсберге книга содержала, помимо катехизиса, стихотворное предисловие на литовском языке, одиннадцать церковных песнопений с нотами и первый литовский букварь.

Литовская художественная литература начинается с Кристионаса Донелайтиса (1714—1780) и его поэмы «Времена года» (издана 1818).

Один из самых ярких литовских лириков XIX века Йонас Мачюлис-Майронис (1862—1932).

Среди наиболее заметных фигур начала XX века прозаики Юозас Тумас-Вайжгантас (1869—1933), Йонас Билюнас (1879—1907), Юлия Жемайте (1845—1921), поэт Людас Гира (1884—1946).

Накануне Первой мировой войны в литовскую литературу с запозданием пришел символизм. Один из его зачинателей — Мотеюс Густайтис (1870—1927)Особое место занимает Юргис Балтрушайтис (1873—1944), который писал стихи на русском языке (сборники стихов «Земные ступени», 1911, и «Горная тропа», 1912).

В 1920-е гг. в литовской литературе сформировались авангардистские течения футуристической и экспрессионистской ориентаций. Их представляют «литовский Маяковский» Юозас Тислява (1902—1961) и группировка «Четыре ветра» в главе с Казисом Бинкисом (1893—1942).

К 1930 сложилась другая авангардистская группа «третьефронтовцев», противопоставившая себя литовским символистам и «четырёхветровцам». Третьефронтовцы пропагандировали активизм (понимаемый как активное участие художника в общественной жизни) и новый творческий метод неореализм (понимаемый как синтез реализма, экспрессионизма и футуризма), затем перешли к радикальной идеологизации, ориентации на марксистскую идеологию, к политической агитации. В группутретьефронтовцев входили Казис Борута (1905—1965), Антанас Венцлова (1906—1971), Костас Корсакас (1909—1986), Йонас Шимкус (1906—1965), Бронис Райла(1909—1997), Пятрас Цвирка (1909—1947). К третьефронтовцам примкнула талантливая и популярная поэтесса Саломея Нерис (1904—1945) и некоторые другие писатели.

Литовская литература во время Второй мировой войны раскололась на советскую литовскую литературу (Антанас Венцлова, Эдуардас Межелайтис, Юстинас Марцинкявичюс и другие) и литовскую литературу, оказавшуюся впоследствии за рубежом (или во «внутренней эмиграции»), главным образом в США. Литовская советская литература отличалась от литовской зарубежной литературы повышенной идеологизированностью и устаревшей стилистикой.

К наиболее популярным писателям молодого поколения относят Юргу Иванаускайте 1961 - 2007

Известность получила благодаря роману „Ragana ir lietus“ («Ведьма и дождь»), осуждённому католической церковью в Литве. По мотивам романа снят художественный фильм „Nuodėmės užkalbėjimas“ («Заклинание греха»).

В 2008 году был создан Центр творческого наследия Юрги Иванаускайте (лит. „Jurgos Ivanauskaitės kūrybos paveldo centras“).[2]. Этим центром была учреждена ежегодная литературная премия имени Юрги Иванаускайте. В положении о премии предусмотрено отмечать ею авторов не старше 45 лет за лучшие произведения литовской литературы, соответствующие формулировке «За свободное, открытое и смелое творческое самовыражение».[3] В апреле 2008 года сквер в начале улицы Агуону в Вильнюсе, на которой жила Юрга Иванаускайте, был назван в честь писательницы.[4] В этом сквере в сентябре 2009 года была открыта гранитная скульптура «Кот» (автор скульптуры Ксения Ярошевайте). Кот символизирует независимость характера, свойственный писательнице. Образы котов встречаются во многих произведениях Иванаускайте; по словам знавших её, кошки и ангелы были её большой любовью

Культура

Культуру Литвы невозможно представить без Микалоюса Чюрлёниса. Этот уникальный человек сочетал в себе сразу два гения – художника и композитора. Музыка и живопись Чюрлениса – это знакомство с той стороной Литвы, которую принято называть «метафизической».

В Литве есть два музея, которые предлагают познакомиться с наследием мастера: Национальный музей Чюрлениса в Каунасе и дом-музей художника в Друскининкае.

В новейшей истории Литвы присутствует целое созвездие знаменитых литовских театральных деятелей.
Среди самых громких литовских знаменитостей, имена: режиссер Эймунтас Някрошюс и актер Донатас Банионис (берегись автомобиля, солярис, народный артист ссср).Банионис плюс ко всему является почетным гражданином литовского города Паневежис.

Национальным видом спорта в Литве считается баскетбол

Пожалуй, никто из ныне живущих литовцев не сделал для имиджа страны столько, сколько баскетболист Арвидас Сабонис. В 17 лет он стал чемпионом мира (беспрецедентный случай), в 33 года – одной из ярчайших звезд НБА

Костюм

Литовский народный костюм Аукштайтии

Женщины Аукштайтии носили длинные белые юбки в клетку из шерсти или льна с белым передником, украшенным снизу ярким красным геометрическим орнаментом.
Мужчины же носили серое или коричневое пальто, подпоясавшись красивым ярким поясом.

Литовский народный костюм Жямайтии


Костюмы женщин этого региона Литвы отличались насыщенностью и яркостью красок. Юбки были ярких расцветок с преобладанием красного и разделены вертикальными полосками. Очень было популярно в Жямайтии носить короны, сплетенные из ярких шелковых лент, что делало женщин Жямайтии очень красивыми и узнаваемыми. Особенно любили носить украшения из янтаря,
Мужчины же носили шерстяное пальто, обычно темно- зеленого или же, как это сейчас модно называть, фисташкового цвета. Пальто в свою очередь, тоже подпоясывали, однако пояса уже были более скромных и спокойных расцветок. Зато они носили красивые шляпы.
Известная обувь Жемайтии, деревянные ботинки, так называемые klumpes, были часто украшены цветочками или "елочкой".

Литовский народный костюм Дзкуии

Одежда Дзуков неординарна, там, где район ближе к Аукштайтии и народные костюмы были более похожи на те, что носили жители того района.
Орнамент женских юбок был в основном из ярких расцветок, с преобладанием красного и зеленого цветов.
Передник был светлых тонов с очень красивой, характерной именно для этого региона вышивкой.
Что особо любили жители Дзукии – так это шарфы и ленты, которые сопровождали их с момента рождения (ими пеленали детей) до могилы – с помощью широких лент опускали гроб в могилу.
Литовский народный костюм Сувалкии

Одежда сувалкийцев отличалась преобладанием темных насыщенных цветов.
Женщины носили темно-красные, темно-зеленые или фиолетовые длинные шерстяные или льняные юбки с передником, красиво декорированным орнаментом.

Народные Костюмы Малой Литвы

Жители Малой Литвы или, как бы мы сказали сейчас, жители Клайпедского района отличались от жителей других регионов другой религией, а именно большинство исповедовало лютеранство, что наложило отпечаток не только на их традиции и обычаи, но и, конечно же, на национальный костюм.
До середины 19 века одежда жителей Клайпедского района отличалась красотой и богатством красок, но во второй половине 19 века ситуация резко изменилась.

Согласно религии следовало носить скромную однотонную одежду, поэтому в одежде стали преобладать темные тусклые цвета, лишенные орнамента и рисунка.

Кухня

Литовская кухня основана прежде всего на картофеле: супы, зразы, клецки, цеппелины, картофельные палочки, колбаски, блины, пудинги, и это далеко не все.

Исторически в Литве сложилось два кулинарных направления: крестьянское и аристократическое. Расцвет последнего пришелся на Средние века.

Ближе к XIX веку кухня крестьянства вытеснила редкие яства, тем не менее их рецепты сохранились. Зато теперь везде, не только в специализированных заведениях, но и в обычной литовской семье, вас попотчуют наваристым шюпинисом — особой кашей, сваренной из гороха, картофеля и жареного свиного мяса; знаменитым темным хлебом с тмином.

Патриотизм в еде. Даже сегодня, когда «ускорившийся» мир перешел на фастфуд, здесь в кафе и ресторанах по-прежнему массово подают традиционные блюда.

Цеппелины (национальная гордость). Их делают из свиного фарша, который бережно обертывают картофельным тестом и варят, а затем подают с соусом из жареного сала и лука. Обилие жира и масла считают признаком хорошо приготовленного блюда.

Некоторые заведения исторического центра расположены в замках, отсюда и особая средневековая атмосфера. Рестораторы стараются не нарушать исторической идиллии и кормят гостей древнелитовскими блюдами. Например, в Вильнюсе можно попробовать крем-суп из картофеля, оригинально поданный в... буханке хлеба.

+хворост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: