Традиции эмпиризма в Ф. Нового времени. Проблема метода в учении Фр. Бэкон

Общая картина. Процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. Происходит буржуазная революция в Нидерландах, в Англии. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Церковь слабеет. Философия опирается главным образом на науку. На первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Ведется полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти 2 направления предстают как эмпиризм и рационализм.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм, Прагматизм)

Родоначальником эмпиризма был Ф. Бэкон. Считал задачей философии создание нового научного метода научного познания. Цель научного знания видел в принесении пользы человеческому роду. Наука – это средство, а не цель сама по себе. Ее миссия в том, чтобы познать причинную связь вещей ради использования этих явлений для блага людей. Эта точка зрения поддерживалась протестантскими реформаторами, ибо труд уже выступает как своеобразная мирская аскеза, поскольку монашеская аскеза протестантизмом не принимается. Бэкон ориентирует науку на поиск открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов.

Раньше наука пользовалась дедуктивным методом: мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Но Бэкон предложил пользовать индуктивным методом: всякое познание и изобретение должны опираться на опыт, т.е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям.

Случаи индуктивного метода:

· Полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство.

· Неполная индукция, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе лежит заключение по аналогии.

Таким образом естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением.

Однако Бэкон недооценивал роль математики в познании. Поэтому наука пошла не по тому пути, который предначертал Бэкон.

Бэкон также выдвинул теорию, по которой человек подвержен заблуждениям, источником которых является сам человек. Чтобы постигнуть истинное знание, надо избавиться от:

· Идолов пещеры, которые связаны с индивидуальными особенностями людей, их психологическим складом.

· Идолов театра, источник которых – вера в авторитеты

· Идолов площади, источник которых – язык. С языком мы усваиваем предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка.

· Идолов рода, которые коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах, в разуме.

Последователь Бэкона – Гоббс.

11. Рационализм Нового времени. Проблема метода в Ф. Р. Декарт.

Общая картина. Процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. Происходит буржуазная революция в Нидерландах, в Англии. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Церковь слабеет. Философия опирается главным образом на науку. На первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Ведется полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти 2 направления предстают как эмпиризм и рационализм.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rational" разумный, ratio - разум) - точка зрения рассудка, соответственно - разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной

Декарт был представителем рационализма. Считал, что истинное знание мы должны получать для того, чтобы руководствоваться им в практической жизни.

О науке. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Метод должен превратить познание в организованную деятельность. Метод превращает научное познание из кустарного метода в промышленность, из случайного обнаружения истин – в систематическое и планомерное их производство. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней главное – непрерывность. Вот почему непрерывность – один из важнейших принципов метода Декарта. Согласно Декарту математика должна стать главным средством познания природы.

Проблема метода. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его первоисточнике – в самосознании.. За исх. пункт он принимает сомнение в общепринятом знании. Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т. о. сомнение - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ. мышление, лишь поиск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума. Французский мыслитель считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальные знания. “Я мыслю...” есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки.

О субстанции. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Т.е. субстанцией по Декарту является только бог. Сотворенный мир Декарт делит на 2 рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – ее неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций – это мышление и протяжение: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены. Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение. Все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью механики. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном является бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Б. Спиноза также был представителем рационализма. В отличие от Декарта, Спиноза рассматривал «протяжение» и «мышление» как атрибуты единой субстанции, которую он назвал богом или природой. Субстанцию он определяет как причину самой себя. Бог Спинозы – бесконечная, безликая сущность, главным определением которой является существование. Единичные вещи – это мыслящие существа. Протяженные предметы – это видоизменения субстанции. Душа определяется как идея человеческого тела.

Оригинальна атомистика Лейбница, называемая монадологией. Мир состоит из множества неделимых монад, главным признаком которых является не материальность, а чувствительность. Наивысшая монада – бог.

12. Ф. Канта: докритические и критические периоды.

И.Кант нем. Философ и ученый, родоначальник нем. классич. идеализма. К. - основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма.

Родился в Кенигсберге в семье шорника (ремесленник). Поступил в университет на факультет теологии, затем философии. Начинал карьеру простым учителем, закончил – ректором университета.

Докритический период длился до 1770г. В своей работе “всеобщая и естественная история и теория неба” создает космогоническую гипотезу о возникновении вселенной из космической туманности. Под воздействием рождающейся звезды путем хаотического сгущения этой туманности и разрежения ее на периферии происходит центробежный отрыв периферийной плазмы, которая под действием сил тяготения и по законам механики Ньютона превращается в современные планеты-спутники Солнца. Были и другие открытия такого же рода: о возникновении людей и рас, о воздействии Луны на Землю. Кант здесь не избавился полностью от божественного первотолчка. Но элементы материализма и диалектики у него очень сильны.

С 1771г. начинается критический период его творчества. В этот период он написал книги “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Для Канта не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматриваются как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте он различает 2 уровня: эмпирический и трансцендентальный. К 1 относятся индивидуально-психологические особенности человека. Ко 2 – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. И объективность знания обусловлена именно структурой трансцендентального субъекта. Процесс познания таков:

Объект – сущность – феномен (явление) – чувственность (пространство и время) – рассудок - разум (умозаключение).

Философское открытие Канта в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. Научное знание он мыслил только как синтез чувственности и рассудка. Пространство – это априорная (доопытная) форма внешнего чувства (или внешнего созерцания). Время – априорная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания).

Исследования эти приводят К. к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т. е. способа, посредством кот. вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот. основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. Человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. К. считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения. Т.о., разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако, противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Кант теснит науку для нравственности и религии. Т.о. в естествознании он материалист, а в гносеологии – идеалист. Т.е. он дуалист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: