Проблема соотношения веры и разума в средневековой Ф

Исторические этапы развития религиозной философии:

  1. Апологетика (I-III вв.). Августин разработал стройное учение как соединение Библии с философией Платона. Происходит распространение религии, ее восхваление.
  2. Патристика (I-IX вв.). Христианство стало господствующим. Появились отцы (падре)(Тертуллиан Ориген Августин Блаженный, Климент Александрийский.).
  3. Схоластика (IX-XV). Христианство преподается в школах и университетах. Трактовка библии дополняется учением Аристотеля. Были разработаны всевозможные логические варианты соотношения рационального, эмпирического, априорного, что в последствии станет фундаментом для формирования естествознания.(Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский Дунс –Скот Роджер Бэкон, Беренгар, Сигер, Росцелин)

Общая картина. Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религию монотеизма.

Средневековое мышление по сути теоцентрично: реальностью, определяющей для него все сущее, является не природа, а бог. В основе христианского монотеизма лежит 2 принципа, чуждых мышлению язычников: идея творения и идея откровения. Оба они связаны ибо предполагают идею единого бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви. Философия капитулирует перед религией: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие).

Сущность. Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма. Есть только абсолютное начало – бог, все остальное - его творение. Высшее бытие – бог - трактуется как беспредельное могущество. Зло трактуется как небытие, кажущееся бытием.

Направления. Применение философии Аристотеля к схоластике породило проблемы. При объяснении догм веры перед средневек. фил-ми возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная Ф., получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, осн. среди кот. стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма. Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм). Номинализм - направление в ср. фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Реализм + номинализм = умеренный реализм (Ф. Аквинский). Умеренный реализм признан официальной доктриной католической церкви, т.к. сумел осуществить синтез философии Платона, Аристотеля и догматов богословия, в котором бог-дух и материя

взаимно необходимы при главенстве бога. Крайний реализм: Эриген говорил, что духовное есть сущность материального, т.е. материального не существует, за что был осужден. Крайний номинализм: Росцелин говорил, что вещи существуют реально, а идеи созданы людьми для отражения названия вещей, за что также был осужден. На основе теории Авиценны о трояком существовании идеи (идеи в уме бога, идеи в вещах, идеи в мыслях человека) создано богословское учение.

Ф. Аквинский выделил 4 уровня бытийности вещей: 1. внешняя определенность вещи (неорганические стихии). 2. конечная причина (растения). 3. действующая причина (животные). 4. форма, не связанная с материей (душа). Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos - Бог и logos - учение) - богословие, учение о Боге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: