Проходил процесс секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов). Меняются настроения людей. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры.
1. В то время как средневековье относилось к античности как к авторитету, возрождение воспринимало античность как идеал. Авторитету следуют беспрекословно. Идеалом восхищаются эстетически, соблюдая дистанцию между ним и реальностью.
2. Идет сильная ориентация на искусство. Если средневековье – эпоха религиозная, то возрождение – эпоха художественно-эстетическая. Живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и тело, становится главенствующим видом искусства.
3. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху возрождения в центре внимания оказывался человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Индивид приобретает большую самостоятельность. Возросла ценность отдельного индивида.
4. разносторонность – идеал возрожденческого человека.
5. античный человек признает природу своей владычицей. Возрожденческий человек – творец самого себя, господин над природой.
6. у древних греков созерцание становилось выше деятельности. Христианство рассматривает труд как искупление за грехи. В эпоху возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный характер; человек созидает мир, создает красоту.
7. специфической чертой натурфилософии возрождения становится пантеизм. Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер. Он сливается с природой, а последняя обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Н. Кузанец. Изложил принцип совпадения противоположностей, что сделало его 1 из родоначальников новоевропейской диалектики. Пример. При увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же.
Мирандола. Представитель неоплатонизма (бог и природа - одно и то же).
Коперник. Изложил гелиоцентрическую теорию.
Галилей. Экспериментально доказал правильность гелиоцентрической теории. Предложил применять математику для изучения природы через идеальные модели.
Кеплер. Строго математически доказал правильность гелиоцентрической теории.
Италия: Л.Да Винчи, Буанаротти, Кампанелла, Бруно.
Франция: Фр.Рабле, Ж. Боден.
Англия: Томас Мор,Шекспир.