Белорусская философия

Постоянная борьба с внешними и внутренними врагами-кочевниками (печенеги, хазары, чепелевы, половцы), возникновение богатства, классов, общества и государства привело к заимствованию культуры Византии и античной философии. В Х веке было принято христианство нашими народами

Этапы развития философии:

1)Х-ХVIIвв-- развитие философии христианства

2)конец XVII(реформы Петра1) - вторая четверть XIXвв.(восстание декабристов)—

философия и культура обретают светскую форму;

3)вторая четверть XIX в - вторая четверть XX вв(октябр. соц. переворот)—ориентация философии и кул-ры к дух. и мат. основам общ-ва;

4)кон. XIX в – кон. 80-ых годов ХХ в— господство марксистской фил-и;

5) кон. 80-ых годов ХХ в – наст. время.— постсоветский период анализа и переосмысления фил-ких проблем современности.

1ый период: Принятие христианства, памятники лит-ры(«Повесть временных лет»).Период изучал переводную античную философию и труды отцов церкви. На период пришлось творчество Ефросиньи Полоцкой (1100-1173) по распространению христианства на нашей земле. Очень значимо и важно было это её ТВ-во. Кирилла Туровский (1130-1182)-много писАл, читал, просвещал, философствовал. Князь киевский и всея Руси Владимир Мономах —написАл много наставлений.(имел, наверно, какое-то отношение к философии).

Междоусобицы ослабили Русь, её захватили татара-монголы. Беларусь стала ядром ВКЛ.

Одним из титанов эпохи возрождения, родившийся в ВКЛ, был Франциск Скорина (1490-1541).Получил блестящее образование, профессор Болонского университета. Философски осмысливал священное писание и переводил его на белорусский язык.

СЫМОН Будны (1530-1593)—продолжал учение Скорины, активный деятель реформации, был протестантом.

В. Цяпинский

С. Полоцкий (1629-1680)чрезвычайно талантливый человек. Был воспитателем царских детей(Пётр1 и т.д.). Главное произведение: «Псалтырь»)

К. Лыщинский (1634-1689). Из-за его произведения «О несуществовании Бога» его казнили(вот это настоящий философ).В этом произведении он показал глубокие знания европейской философии. Организовал светское обучение, совместное обучение девочек и мальчиков, дворянских и крестьянских детей.

Центр культуры и науки—Виленский универс17 вв. Тамошние профессора развивали науку и философию.

1795г- 3-й Раздел Речи Посполитой. Беларусь отходит Российской империи.

Указы Петра и учёная дружина И. Копиеич, Г. Канисский способствовали развитию образования.

В 1775г. основан МГУ. В этом непосредственно участвовал Ломоносов(механический матеиалист).

П. Чаадаев стоял у истоков двух направлений: славянофилского и заподного.

Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники выступали за утверждение приоритета науки, знания над религией, за утверждение демократической республики с конституцией, вместо коллективности восхваляли эгоистический индивидуализм западного образца. Славянофилы выступали за сохранение традиций православия, монархии, крестьянской общины, коллективность, постепенную отмену крепостного права, модернизацию по Западному образцу. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопостовляемое индивудуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 в. западничество представлено Н. Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 в. был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира).

в ХХв победила радикальная философская идеология революционной демократии и марксизма. революционную демократию в Бел. возглавлял К. Калиновский, к-й боролся за самостоятельное демокр. Бел-ое гос-во, землю крестьянам, прогрессивное развитие общества.

На этой базе возникла поэзия М. Багдановича.

Револ-ые идеи были продолжены Я. Купалой, Я. Колосом.

После 1917г философия и идеология стали марксистскими. Другие изгонялись и запрещались. В наше время происходит переосмысление марксистской и отечественной фил-и. Их развитие в русле всей мировой философии. Т.о., образом хар-ми особенностями нашей культуры и философии явл. их философская направленность. Большое внимание к общ-но полит. проблематике, интерес к изучению и пониманию истории, слабый интерес к будущему, сильный нравственно-этический потенциал. Наша культура воплощена в высокохудожественной форме. Сильное внимание к внутреннему миру человека, больше, чем к физическому бытию.Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 в. западничество представлено Н. Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 в. был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В ХХ вв победила радикальная философская идеология революционной демократии и марксизма

46. Социально – филос-е концепции власти. Полит-е сознание и полит. институты:

Власть – в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средства авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семенная и др.). В антагонистическом об-ве (об-ве несовместимых интересов) гл. характеристикой власти являются отношения господства и подчинения; в социалистическом об-ве (разделение обязанностей и справедливее удовлетв. потребностей) на смену им все более приходят отношения, основанные на убеждении, руководстве, влияние, контроле. Наиболее важным видом власти является политическая власти, т.е. реальная способность данного, класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Власть – одно из основных понятий политической науки и практики. Ленин писал, что коренной вопрос всякой революции – вопрос о власти, в государстве. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами – идеологическом воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов об-ва. Господство, руководство, управление, организация, контроль – основной формы проявления власти.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Именно потому, что человек относится к объектным с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознание. Знания, накопление историей, политические и правовые идеи достижений, искусства, мораль, религия и общественная психология и представляют собой сознание об-ва в целом.

Политика – деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными гр. Ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни политика включает так же политические идеи и соответствующие им учреждения.

47. Государство как социальный институт. Концепция правового гос-ва:

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление общ-вом, охрану его экономической и социальной структуры. Истории известны следующие типы государство: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Государство различают как по формам правления и устройства основных институтов политической власти. Основные функции современного государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; регулирование хозяйственной деятельности; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная идеологическая деятельность и другое.

Правовое государство – государство, поддерживающее определенные системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Особенность П.г. заключается в том, что исполнение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства.

48. Гражданское общество и права чел-ка. Политика и нравств-ть в соврем-м обществе:

Гражданское общество – термин, который обозначает общественные, имущественные отношения, а также собственно буржуазное общество, включает в себя организацию семей, сословий и классов, отношения собственности и распределения, вообще формы и способы существования общества, действительной жизни и деятельности человека.

Права человека – это сбор прав, позволяющих человека существовать: право на жизнь, право на отдых, право на удовлетворение естественных потребностей и т.д.

Политика – деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными гр. Ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни политика включает так же политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы политика.

Нравственность – одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. Подкреплена общественным мнением.

49. Культура и цивилизация

Культура (от лат. –«Возделывание почвы») – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также умение использовать их для прогресса человечества и передавать из поколения в поколение. Так называемая «вторая природа». Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средств этого преобразования, человека, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизация характеризует социальное бытие самой культуры.

Сам человек формирует себя в процессе своей жизнедеятельности. Культура дает характеристику развития человека как общественного существа. Культура человечества возникла и развивалась в процессе труда и жизнедеятельности людей и выражается в знаково-символьной форме (семиотическая форма), поэтому типология развития культуры определяется соответствующими типами материального производства и ОЭФ-ции:

первобытная à рабовладельческая à феодальная à буржуазная (модернизм) à постбуржуазная (постмодернизм)

Не существует прямой пропорциональности между ростом материального благосостояния общества и повышением его культуры. Их связь всегда опосредствована социальными отношениями, в силу чего возникает спектр возможных влияний материального благосостояния общества на его культуру. Границы этих взаимоотношений определяются двумя крайними случаями: 1) когда большая материальная обеспеченность средствами жизни, жильем, средствами культурного развития создает благоприятную почву для овладения культурой, для развития человека; 2) когда рост материального богатства общества или его отдельных слоев ведет не к развитию, а к разложению, упадку, деградации их культуры.

Итак, уровень развития производства, характер социально-экономических отношений, материальное благосостояние общества – таковы социально-экономические основания развития культуры.

Структура культуры

Духовная культура общественное и индивидуальное сознание

Формы общественного сознания:

- мифология

- религия

- искусство

- философия

- наука

- право

- мораль и др.

объективное

Материальная культура общественное бытие

субъективное

Первобытная культура – культура выживания и старта человечества. В этот период использовались примитивные орудия труда из дерева, кости и камня, были открыты огонь, колесо, земледелие, охота и ремесло. В условиях жесткого и тотального давления природы формировались человек, нравственность (мораль), психология, искусство (пещерная живопись). Культура по преимуществу традиционная и консервативная. Со временем совершенствовались и усложнялись орудия ручного труда, родоплеменные отношения. Произошло формирование брака, мифологии, ранней религии (фетишизм, анимизм и др.), магии, ритуального общения с духами. Возникли излишки продуктов, богатство и социальные классы, в результате происходит переход к рабовладельческой культуре.

Рабовладельческая культура в Египте, Китае, Индии – в основном характеризуется как культура ирригационная. Ремесло достигло достаточно высокого уровня. Росло число рабов, главных говорящих орудий труда. Популярностью пользовалась керамика. Торговали зерном, виноградом, оливками. Развивалось скотоводство, селекция, судостроение, мореплавание, оружие, усовершенствовались орудия труда. Усложнялась социальная сфера. Возникли народности. Формировалась политика управления собой и людьми. Сие высокое развитее материальной культуры обусловило возникновение норм развития духовной культуры, ее идеалов. Это культура тела. Человек должен быть гармонически развит. Человек должен очищаться (процесс очищения - катарсис). Мораль дифференцировалась – «варварам цепи или смерть» (позиция патрициев) или же «сохрани себя и человеческое достоинство» (позиция рабов). Рабский труд повлиял на возникновение идеи свободного человека. Необходимо развитие индивидуальности каждого из нас, управлять стандартными людьми гораздо проще.

Упадок античной культуры в конечном счете был обусловлен усиливающимися затратностью и невыгодностью рабского труда. Этот упадок был еще довешен вторжением германских варваров. Пала Римская империя и ее культура. Варвары приемствовали былую римскую культуру и религию. Библия давала им иллюзорное ощущение равенства. Это обусловило развитие аграрной культуры, основанной на крепостном труде. Сформировалась феодальная культура. В этот период развивались земледелие с использованием железного плуга, доменная металлургия, цеховое ремесло, судостроение, военное дело, ткацкий промысел, товарообмен и грабеж. Применялись трехполье, удобрения, индивидуальная методика труда. Возникла так называемая городская культура. Произошла дифференциация хозяйственной деятельности, обусловленная климатом. Ремесло отделилось от сельского хозяйства. Рыцарь – главная социальная сила. Крестовые походы, порожденные экономикой и религией. Были изобретены порох и компас. Средневековье развивалось в сугубо религиозных формах. Науки не было. Философия существовала на уровне схоластики. Капиталистическая культура начинается с эпохи Возрождения, эпохи великих географических открытий. Религия потеряла свое господствующее положение. Развивалось искусство. Выделилась такая отрасль культуры, как худ. лит-ра.. Усилились роль светской философии и движение к республиканским формам жизни. Вместо феодального насилия укреплялось право. Сформировалась буржуазная мораль с тяжелыми последствиями нарушения ее норм. В XVIII-XIX вв. возникло крупное промышленное производство с применением развитых машин. Кузница капитализма – Англия. Развивалось мануфактурное производство, основанное на стандартизации. Произошло разделение труда. Были изобретены паровая машина, железная дорога, фотография, кино, радио, газеты. Формируется культура модерна – идеологическая массовая культура, осуществляемая через СМИ. В СССР в период культа личности наблюдалось неприятие свободы творчества, насаждение страха и произвола, жесткая идоелогизация духовного производства, нарушение преемственности на многих направлениях науки и гуманитарной культуры. Возникло течение, лидеры которого хотели построить новую культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей. Но культура не может существовать без традиции. Подавлялось творческое начало культуры.

В условиях современной культуры информационного, технотронного общества постмодернизма происходит размассовление общества, его индивидуализация.

Функции культуры: познавательная, ценностная, семиотическая, общественно-преобразующая, коммуникативная.

Дополнительные материалы

«Сейчас у нас на первом плане желания, а не обходимости. Потребление. Образ кузнечика, который жует, жует и т.д. Здесь возникает культ насилия, секса, как кузнечики занимаются сексом, алкоголь, наркотики. Какой выход? Всем следовать политике нашего государства. Порнуху в США не показывают. Они ее снимают для нас, негров. США – это образец культуры. Культура динамичная, наступательная. Мы должны прицепиться к США. Знаете такие рыбки прилипалы? Ну вот… А то они же нас сожрут. Как карпа. Они же акулы. Понимаете? А мы жирные карпы. Это океан. Эти бабочки.» - Порозов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: