Особенности подготовки конников-троеборцев

Техническая подготовка

Перед тренером стоит задача подготовить к соревнованиям по троеборью не только лошадей, но и всадников. Спортсмен-троеборец должен быть разносторонним конником. Он должен прекрасно разбираться в тонкостях манежной езды, обладать высокой техникой преодоления препятствий и чувством скорости (пейс). Все это дается упорным и кропотливым трудом.

Лошадь практически для соревнований готовит сам спортсмен, поэтому при отработке различных упражнений необходимо следить за правильным применением средств управления, поощрения и наказания.

Решающее значение приобретает техническая подготовленность всадника в полевых испытаниях. Всадник должен уметь правильно подвести свою лошадь к любому препятствию, подготовить ее к прыжку, сохранить наиболее рациональную посадку при преодолении различных заборов, канав, подъемов, спусков и пр.

Огромное значение при преодолении препятствий в поле имеет некоторый упор лошади в повод. Рука всадника постоянно должна поддерживать этот упор. Грубейшую ошибку совершают те спортсмены, которые сильно отдают повод перед препятствием. Готовясь к прыжку, лошадь в какой-то мере <рассчитывает> на упор руки всадника, и если в самый ответственный момент этот упор пропадает, лошадь теряется и зачастую останавливается перед препятствием. Чтобы не допускать этой ошибки, всадник все время должен поддерживать контакт со ртом лошади, не мешая, однако, ей прыгать. Такой упор поддерживает ее и после прыжка в трудных положениях.

Если препятствие отвесное и расположено на ровной местности, то при подходе к нему всадник должен несколько сократить движение и при правильном расчете за два-три темпа энергично послать лошадь.

Если препятствие.находится в широкой канаве и толчок должен производиться с отлогого берега, необходимо сократить аллюр, подвести лошадь ближе к препятствию и уверенно послать ее на прыжок.

При расположении препятствия на дне оврата всадник должен при спуске вести лошадь шенкелями и поводом и вовремя послать ее на прыжок. Самое главное не дать лошади спуститься до самого препятствия и упереться в него грудью, так как в этом случае неизбежна закидка, ибо лошадь не сможет в таком положении совершить прыжок.

Когда препятствие находится перед спуском или непосредственно на склоне, то лошадь к нему подводят на сокращенном аллюре. После прыжка всадрик должен помочь приземлению лошади натяжением повода и отклонением своего туловища назад.

При прыжках снизу вверх спортсмен должен подать туловище вперед и сохранить его в этом положении до конца с тем, чтобы освободить нагрузку на задние конечности лошади (рис. 27).

При прыжках сверху вниз с обрывов, склонов и т. д., а также при спусках многие всадники резко откидывают свое туловище назад, даже ложатся на круп лошади. Хотя у них при этом и перемещается центр тяжести назад-у лошади освобождаются передние конечности,- как правило, они теряют управление, их посадка становится малоустойчивой, что часто ведет к падениям.

Правильнее будет при спусках и прыжках вниз сохранить обычную посадку, только надо несколько сместить назад седалище и сильнее упереться в стремена.

На рис. 28 видно, как всадник при прыжке с отвесного обрыва держит свое туловище несколько наклонно, очень плотно обхватывает шенкелями бока лошади, его нога сильно упирается в стремя, а поводом он поддерживает лошадь. Его посадка непринужденна, глубока и устойчива.

На рис. 29 показано, как другой всадник при лрыжке с этого же обрыва резко откинул свое туловище назад, его нога от колена также ушла назад, никакого упора в стремена нет, спортсмен с трудом балансирует, судорожно уцепившись в повод. Такая посадка при прыжках вниз крайне неустойчива и часто ведет к падениям.

Тактическая подготовка

В троеборье, как и в любом виде многоборья, большое значение приобретает тактическая зрелость спортсмена. Каждое выступление должно быть заранее тщательно продумано, травильно оценены возможности своей лошади в манежной езде, полевых испытаниях и конкуре.

Каждый всадник должен точно знать схему разминки своей лошади.

Выполнение упражнений манежной езды должно быть четким и уверенным, посадка - непринужденной и строгой, применение средств управления - малозаметным. Если известно, что лошадь плохо выполняет какой-нибудь элемент, например, принимание направо, то при езде на соревнованиях не следует резко принуждать ее, так как это может вызвать сопротивление. В этом случае необходимо сделать правильное постановление, спокойным, но сильным давлением шенкелями постараться заставить лошадь идти в два следа. Хотя в этом случае лошадь недостаточно четко выполнит упражнение, все же лучше получить на один-два балла ниже, чем совсем плохую оценку.

В полевых испытаниях всадник должен решить много тактических задач: хорошо изучить трассу полевых испытаний, проверить грунт на всех отрезках дистанции, запомнить все трудные участки местности, подъемы, повороты и т. д. Следует тщательно осмотреть подходы ко всем препятствиям и выбрать место прыжка, наметить наиболее удобный путь от препятствия к препятствию. После осмотра трассы спортсмен должен несколько раз проверить себя, по памяти повторить все препятствия, а также подходы к ним, расположение ограничительных знаков, повороты и т. д.

Накануне выступления надо составить график движения по отдельным отрезкам дистанции полевых испытаний с учетом трудности маршрута и состояния подготовленности своей лошади. Обычно старт первого отрезка дистанции начинают с рыси, а затем через 1-1,5 км переходят на галоп, однако если лошадь очень темпераментная и нервная, то можно начинать с галопа, а затем после того, как она несколько успокоится, перейти на рысь.

Первый отрезок дистанции следует заканчивать на 2-3 мин. раньше установленной нормы времени с тем, чтобы лошадь несколько отдохнула перед стартом стипль-чеза, а всадник мог бы проверить седловку и уточнить время прохождения дистанции другими участниками.

Дистанцию стипль-чеза проходят равномерно в соответствии с намеченным графиком. После финиша этого отрезка 400-500 м проходят тихим галопом и только после того, как лошадь успокоится, всадник слезает с лошади и несколько минут ведет ее шагом в поводу. Хорошо дать лошади после прохождения стипль-чеза несколько глотков воды, для этого надо заранее на контрольном пункте поставить помощника с ведром воды.

Всадник, хорошо подготовленный физически, на отрезке <В> (вторые дороги) может значительно сберечь силы своей лошади, для чего на репризах рыси и шага он движется рядом с лошадью. Этот отрезок должен быть пройден таким образом, чтобы до финиша дорог оставалось в запасе 2-3 мин. Перед кроссом дается 10-минутный отдых для ветеринарного осмотра лошади. Если необходимо, то нужно обратиться к кузнецу, чтобы тот подтянул подковы. Особенно тщательно надо проверить надежность бинтов и нагавок на конечностях лошади.

За это же время всадник вместе с тренером должен уточнить, с какой резвостью проходят маршрут кросса соперники, как преодолеваются наиболее трудные препятствия, посоветоваться с товарищами по команде, прошедшими маршрут и, если возникнет необходимость, немедленно принять новое решение.

Всадник должен целиком сосредоточиться на предстоящем кроссе, по памяти восстановить маршрут и намеченный план движения. По маршруту кросса надо стараться двигаться равномерно, со скоростью 1 мин. 45 сек.-1 мин. 50 сек.-1 км, хотя со старта обычно ехать начинают несколько тише. Если встречаются подъемы, то после них обязательно надо снизить скорость с тем, чтобы лошадь немного передохнула.

При подходе к препятствиям за 30-40 м переводом повода несколько сокращают скорость движения, садятся глубже в седло и легко посылают лошадь шенкелями на повод, чтобы заранее предупредить возможную закидку.

Всаднику следует помнить, что ко всем препятствиям он должен относиться с большим вниманием и серьезностью, всегда быть готовым к любым неожиданностям.

Часто на кажущемся легком препятствии совершаются ошибки, так как внимание всадника ослабляется, он менее ответственно относится к нему. Небрежное отношение к <легким>, особенно в конце дистанции, препятствиям, является грубейшей ошибкой, которую допускают даже весьма опытные всадники. Так, на первенстве Европы 1959 г. на очень легком последнем препятствии-садовая скамейка - имел закидку мастер спорта Л. Баклышкин, а на таких же соревнованях в 1962 г. на предпоследнем препятствии - ствол дерева - упал один из сильнейших английских всадников М. Буллен. 60 штрафных очков, полученных им за это падение, лишило команду Англии 2-го призового места.

Окончив дистанцию полевых испытаний, нужно подъехать к весам. Сойти с лошади можно только после разрешения судьи. Это правило спортсмен должен помнить всегда, иначе из-за такой оплошности он может быть снят с соревнований.

На третий день соревнований всаднику приходится выступать в конкуре. Но предварительно, как правило, утром лошади проходят ветеринарную комиссию, которая решает вопрос о дальнейшем их участии в соревнованиях. Следовательно, после полевых испытаний должны быть приняты соответствующие меры, способствующие снятию утомления и восстановлению сил лошади.

Спортсмен должен посоветоваться с ветеринарным врачом и строго выполнять его указания. После финиша кросса следует <освежить> лошадь, дав ей несколько глотков воды и промыв конечности, бока, живот и мошонку. Очень хорошо вымыть всю лошадь теплой водой, это способствует быстрейшему снятию утомления. По истечении 4-5 час. после полевых испытаний необходимо промассировать мышцы плечевого пояса и крупа с линиментом (флюидом). Примерно за час до ветеринарного осмотра проводят легкую разминку: 20 мин. шагом, 5-10 мин. рысью и 3-5 мин, тихим галопом, затем, расседлав лошадь, приводят ее в порядок и представляют комиссии.

Всадник должен на тренировках изучить свою лошадь и знать, как она ведет себя на следующий день после кросса в конкуре. В соответствии с этим надо подобрать снаряжение, главным образом средства управления, так как многие лошади сильно <тянут> на маршруте. Можно воспользоваться простым или скользящим мартингалом, мундштуком с цепочкой, <строгим> капсюлем. Также в зависимости от характера и темперамента лошади проводят и разминку.

В одном случае это может быть короткая разминка с преодолением 2-3 препятствий, в другом - длительная (1-1,5 часа) шаговая работа с последующими тренировочными прыжками. Очень часто третий день является решающим в распределении занятых мест, особенно призовых.

Всадник должен проходить маршрут ровно, без лишней торопливости, стараться делать все так, как на обычных тренировках.


Читать далее: http://www.equestrian.ru/sport/training/692#ixzz3iNRRUJsV


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: