Содержание технической подготовки и критерии ее эффективности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория и методика физической культуры»

 

Оценка технической подготовки в физическом воспитании

 

 

Исполнитель   Пелипенко Галина Александровна
студент _ группы ПО/фк-17-1о дневного отделения подпись, дата  
     
Научный руководитель к.п.н., доцент   Зверева Светлана Николаевна
  подпись, дата  

 

 

Дата защиты: ____________

 

Оценка: ________________

 

 

Севастополь 2020


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ.. 6

1.1 Содержание технической подготовки и критерии ее эффективности. 6

1.2 Показатели оценки технического мастерства. 9

ГЛАВА 2 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.. 17

2.1. Техническая подготовка как основа мастерства юных волейболистов. 17

2.2. Особенности развития физических качеств и контроля над технической подготовленностью юных волейболистов. 22

2.3. Практические рекомендации по разработке системы оценки технической подготовленности волейболистов. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33

 


 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Одним из самых распространенных направлений исследования в спортивной биомеханике является изучение техники физических упражнений, поиск рациональных вариантов и оценка эффективности их выполнения. Однако, как это ни парадоксально, понятие «спортивная техника» остается не вполне определенным, так же как и способы количественной оценки уровня технического мастерства спортсменов. Трудность решения этой проблемы связана с тем, что какие бы биомеханические показатели не использовали в качестве критериев технического мастерства спортсменов, их величина в той или иной мере зависит от двигательных способностей спортсменов, психологических и других факторов [7].

В спортивной биомеханике изучение техники физических упражнений в большинстве случаев осуществляется методом биомеханического анализа кинематических, динамических и энергетических характеристик движения с использованием различных методик исследования (оптико-электронных, механо-электрических, электрофизиологических и др.) [12]. Однако существуют и другие методы исследования двигательных действий человека, такие как логико-статистические, механико-математические и системные. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, знание которых необходимо не только для успешного решения исследовательских задач, но и для поиска новых подходов к решению этой проблемы. Разработка и экспериментальная проверка эффективности использования интегративных подходов к изучению техники спортивных двигательных действий является одной из актуальных методологических задач спортивной биомеханики.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являлись теория многоуровневого строения системы управления двигательными действиями человека H.A. Бернштейна, теория функциональных систем П.К. Анохина, психологическая теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, концепция биомеханического строения двигательных действий человека Д.Д. Донского и А.А. Шалманова.

Под техническим мастерством обычно подразумевается совершенство двигательного компонента, однако этого далеко недостаточно. Техническое мастерство - понятие более широкое, включающее в себя не только двигательную сторону действия, но и все те процессы, которые участвуют в регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект.

В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска методических подходов к объективной оценке, а следовательно, дальнейшему совершенствованию технических навыков спортсменов.

Объект исследования - техническая подготовка спортсмена.

Предмет исследования - оценка технической подготовки спортсмена.

Цель исследования: рассмотреть различные методологические подходы к оценке технического мастерства спортсменов и на примере волейбола.

Задачи исследовани я:

- рассмотреть понятия – техническая подготовка, спортивная техника и техническое мастерство;

- определить основные критерии оценки технического мастерства.

- разработать методику оценки технической подготовки детей, занимающихся волейболом.

Гипотеза исследования: при рассмотрении различных подходов к оценке технической подготовки спортсменов в целом, возможно, разработать наиболее оптимальную систему объективной оценки технической подготовленности спортсмена в определенном виде спорта с целью выявления дальнейших путей совершенствования техники.

Методы исследования: В исследовании были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий по теме исследования, мысленное моделирование при создании системы оценки технических действий юных волейболистов.

Теоретическая значимость исследования - систематизированы и обобщены подходы к оценке технической подготовленности спортсменов, разработана методика оценки технической подготовки спортсменов-волейболистов.

Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть использованы студентами профиля «Физическая культура» при изучении особенностей оценки технической подготовки спортсменов, а также тренерами при подготовке программ совершенствования технической подготовки спортсменов-волейболистов.


 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ

 

Содержание технической подготовки и критерии ее эффективности

 

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена предъявляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае – знаний, умений и навыков, относящихся к технике двигательных действий).

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мысленный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически («модель спортивной техники») [13].

Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой как общим способом объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т.е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязаний спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия» [4].

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действии. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования [11]. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности.

Самый общин критерий эффективности спортивен техники определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени - совершенства техники по этому критерию разработан ряд измерительных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению. Вычисляют, например, коэффициент технической эффективности – КТЭ [27] по формуле:

где W– двигательный потенциал спортсмена, выявляемый посредством специальных тестов и расчетов, h – расчетный спортивный показатель. Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффективности техники в отдельных видах спорта, например:

в тяжелой атлетике – высота подъема штанги в момент подседа (при прочих равных условиях, чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения;

в беге на длинные дистанции – отношение продолжительности полетной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов;

в акробатике – разница времени нахождения в полете при выполнении простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше) [16].

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественными мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным показателям результативности действий в соревнованиях (например, атакующих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анализом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движений с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата. Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинаковое значение в различных видах спорта – наибольшее в спортивных играх, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно – технической подготовленности [8].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: