Высшие элементы выездки

К высшим элементам выездки, включенным в программу современных соревнований, относятся полупируэты, пируэты, перемена ног на галопе, пассаж и пиаффе.

Смена ног на галопе - один из труднейших элементов выездки, заключающийся в том, что лошадь должна менять положение своих ног в фазе свободного подвисания, не задерживая темпа галопа и движения вперед. Смена ног на соревнованиях проводится через четыре, три, два и один темп.

Полупируэт и пируэт на шагу и на галопе заключается в повороте на 180 или 360 градусов, при котором лошадь, отбивая темп того или иного движения, производит плавный кругообразный поворот. Задние ноги лошади, поворачиваясь кругом, должны отбивать темп шага и галопа почти на месте, а передняя часть корпуса описывать окружность (рис. 5).

Пассаж - ритмичная собранная рысь с выдержками такта между действиями диагоналей. Такт пассажа более медленный, чем на рыси, лошадь захватывает меньше пространства вперед, но зато больше в высоту. Диагональ, находящаяся в воздухе, делает небольшую выдержку, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполнены в темпе. При пассаже не должно быть никакого качания. Лошадь находится в самом сильном сборе, но без напряжения (рис. 6).

Пиаффе-представляет собой как бы рысь на месте при ярко выраженном подъеме конечностей, но без момента подвисания. При правильном пиаффе лошадь должна четко выполнить, не сбиваясь с ритма, десять-двенадцать темпов высокой рыси на месте (рис. 7).

При обучении лошади высшим элементам выездки рекомендуется следующая последовательность:
полупируэты и пируэты на шагу; отработка перемены ноги на галопе через четыре, три, два и один темп; полупируэты и пируэты на галопе; отработка пассажа; отработка пиаффе.

Такая последовательность в работе обеспечит правильное усложнение и четкую отработку требуемых упражнений.

В процессе выполнения манежной езды лошадь в зависимости от выполняемых движений может быть в среднем равновесии или в равновесии <на заду>. От спортсмена требуется, чтобы он ощущал все движения лошади, особенно колебательные движения спины, происходящие от той или иной перестановки ног и положения головы. Очень важно своевременно чувствовать работу задних конечностей. Кроме того, всадник должен четко оценивать чувствительность рта лошади. Так, например, посыл лошади вперед шенкелями и принятие этого посыла на руку через повод всадник должен ощутить и правильно распределить его.

Смене ног на галопе отводится большое место в соревнованиях по выездке. Еще в начале выездки, когда выполняют подъемы в галоп с места с одной и с другой ноги, начинают подготовку лошади к перемене ног.

Если лошадь на галопе достаточно уравновешена, коротко и спокойно идет на мягком поводу, можно приступать к предварительным упражнениям:
подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом снова начать с первой ноги и т. д.;
поднять лошадь в галоп и, пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь. Пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т. д. Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног в темпе галопа. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево и направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу.

При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждом уроке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью. Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.

Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения энергии лошади и еще лучшей координации движений всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.

При смене ног на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушать правильного постава головы, а в момент смены ног - следить за действием внутреннего шенкеля.

Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник препятствует ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное поступательное движение вперед.

Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.

Упражнение в смене ног на галопе через один темп выполняется не более двух раз подряд - вначале направо и сейчас же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту размером несколько больше обыкновенного. Иногда лошадь отказывается выполнить требование всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае лошадь нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов с правой ноги.

При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь приучилась менять ноги в воздухе, не задерживая движения вперед.

Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.

Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.

Полупируэты и пируэты - это повороты на 180 и 360 градусов на шагу и на галопе. При выполнении пируэтов лошадь должна продолжать двигаться тем же аллюром, каким шла. Только передние ноги ее начинают шагать шире, а задние сохраняют движение, соответствующее аллюру, или описывают маленькую окружность, или отбивают темпы на месте. Ни одна из задних ног не должна пропустить ни одного темпа движения. Движение вперед, начало пируэта, пируэт, конец пируэта и продолжение движения выполняются в одном ритме.

Чтобы отработать это упражнение, следует начинать с полувольта и принимания, которые следует постепенно сокращать, доводя до полупируэтов. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно приступать к выполнению пируэта, делая принимания на вольту и постепенно сокращая вольт. Больше одного круга на пируэте делать не рекомендуется, так как это трудное упражнение и повторение его может оказаться не под силу лошади.

Чтобы выполнить пируэт или полупируэт на шагу, надо на сокращенном шаге сделать постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит наружную ногу (она сейчас же вынесет и будет ставить внутреннюю переднюю), принять на повод, прекратив движение вперед. Затем, слегка подав руки и туловище в сторону поворота, всадник вынуждает ее поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону поворота и начать полупируэт. В дальнейшем, удерживая задние ноги наружным шенкелем от движения по вольту за передними ногами, всадник вынуждает лошадь до окончания полупируэта подавать передние ноги в сторону. Затем всадник выравнивает поводья и туловище, шенкелями посылает лошадь прямо-вперед, продолжая движение шагом в прежнем направлении и темпе. Задние ноги должны отбивать темп шага во время полупируэта. Пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.

Пируэт на шагу - довольно легкое упражнение, а на галопе - очень трудное, требующее тщательной работы с лошадью. Начинать работу над таким пируэтом можно только после того, когда лошадь научится легко выполнять принимание на галопе и ее сокращенный галоп будет доведен почти до аллюра на месте.

В начале пируэта лошадь начинает двигаться не вперед, а в сторону. Начинать галоп следует обязательно с той ноги, в сторону которой выполняется пируэт, передние ноги лошади должны приблизительно сделать шесть темпов в требуемую сторону с одинаковой силой толчка. Только в этом случае сохранится темп спокойного галопа. Нельзя допускать, чтобы задние ноги поворачивались на месте, ввинчиваясь в грунт,- за это снижают оценку выполнения пируэта. Пируэт на галопе очень эффектное движение и требует от всадника точного управления лошадью.

Туловище всадника на пируэте, как на шагу, так и на галопе, слегка подается в сторону поворота. Наружный шенкель прижимают к боку, и его нельзя ни на мгновенье ослаблять, иначе задние ноги лошади уйдут в сторону. Для оживления их работы используют внутренний шенкель: им регулируют темп движения.

Пассаж. Существует несколько методических приемов отработки этого элемента: с шага, с рыси и в руках.

Пассаж с шага выполняется следующим образом: всадник шенкелями заставляет лошадь переходить с шага на сокращенную рысь, сдерживая животное поводьями. Действия шенкелями и поводьями вынуждают лошадь сократить вынос передних конечностей вперед за счет их сгибания и подъема вверх. Как только лошадь сделает два-три темпа, следует отдать повод и огладить ее. Затем через некоторое время (3-4 мин.) необходимо вновь повторить этот прием. Как правило, такой способ разучивания пассажа применяется при работе с темпераментными лошадьми.

Можно начинать отрабатывать пассаж и с сокращенной рыси. Для этого также усиливают действие шенкелями при одновременном сдерживании движения вперед с помощью трензельного и мундштучного поводьев. Лошадь, не имея возможности продвигаться вперед, в ответ на сильное воздействие шенкелями как бы выталкивает себя несколько вверх при энергичном сгибании конечностей в суставах. Всадник при этом отчетливо чувствует резкие толчки задних конечностей. Если лошадь сделала три-четыре темпа, которые уловил всадник, нужно немедленно освободить повод и огладить ее. В течение занятия этот прием повторяют несколько раз.

Некоторые всадники начинают отработку пассажа используя момент перехода с рыси в шаг. В этом случае (при окончании сокращенной рыси) всадник поводьями и сильным действием шенкелями не дает лошади возможности опустить голову и шею. Действия шенкелями попеременно усиливают. Так, например, действие правым шенкелем усиливают в тот момент, когда лошадь опускает на землю правую переднюю конечность, а левым, когда левую. Почувствовав, что лошадь сделала темп пассажа, следует поощрить ее оглаживанием, освободив поводья. Затем этот прием повторяют вновь.

За последние годы в практике широко применяется отработка пассажа при работе в руках с использованием тактильного или болевого раздражителя в виде удлиненного хлыста, бамбуковой или алюминиевой трубки. Обычно тренер, разобрав соответствующим образом поводья, регулирует движение лошади, а спортсмен по команде легкими ударами или прикосновениями к конечностям в области плюсны или пясти заставляет лошадь их поднимать, сильно сгибая в суставах. Первое время лошадь пытается сопротивляться, отбивает задними ногами, но после нескольких занятий при правильном применении поощрения начинает выполнять требуемое упражнение. Этим приемом часто пользуются и при работе под всадником.

После усвоения пассажа при движении прямо можно приступать к выполнению на пассаже заездов, вольтов и серпантина.

Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа. Сокращая при пассаже движение вперед до минимума, всадник усиленным действием шенкелями заставляет лошадь выполнять это упражнение на месте. Поощрив лошадь за правильное выполнение трех-четырех темпов пиаффе, всадник через некоторое время повторяет прием вновь. Если лошадь при действии поводьями остановится, применяют шпору и сдерживают ее движение вперед. В ответ на резкое наказание шпорой лошадь делает энергичное движение вперед, однако, сдержанная поводьями, она вынуждена согнуть конечности в суставах и выполнить это движение на месте. Отрабатывать пиаффе, как и пассаж, можно с шага. При этом действия шенкелями и поводьями должны быть достаточно сильными.

Можно отрабатывать это упражнение и в руках, применяя те же средства воздействия, как и при пассаже. При правильном использовании условного раздражителя и поощрения лошадь через несколько уроков освоит это сложное упражнение.

В дальнейшем необходимо совершенствовать и закреплять необходимые двигательные навыки. При этом следует обращать особое внимание на смягчение действия поводьями. Лошадь должна выполнять требования даже при очень легком и мягком воздействии поводом. Как правило, все сложные элементы выездки начинают отрабатывать на третьем этапе выездки, т. е. в периоде специализации. Но иногда уже на втором этапе, особенно при работе в руках, лошадь неожиданно делает два-три темпа пассажа. Если при требовании она вновь начинает выполнять это упражнение, то тогда очень осторожно можно повторить его и в последующие дни. Если лошадь охотно выполняет новое упражнение, то наряду со строевой ездой можно постепенно отрабатывать и этот элемент выездки. Однако это положение является исключением из правил и им могут воспользоваться только опытные всадники и тренеры.

Обычно к выполнению высших элементов выездки приступают лишь через полтора-два года после упорной работы над упражнениями строевой езды. Этот период необходим для выработки и закрепления не только новых двигательных навыков, но и определенного динамического стереотипа, связанного с воздействием средств управления и обусловливающего в дальнейшем выполнение сложных двигательных актов.

При выездке лошади могут встретиться всевозможные трудности, связанные с экстерьером, темпераментом, индивидуальными особенностями нервной системы лошади, а также вызванные погрешностями применяемых методов и приемов в развитии и совершенствовании сложнейших двигательных навыков.

При оценке выполняемой езды судьи к наиболее грубым ошибкам относят следующие: вялость- недостаточность импульса или темперамента в движении; недостаточную собранность на сокращенных аллюрах; недостаточный захват пространства при прибавленных аллюрах; неправильное и неравномерное движение; нестабильное положение головы (качание, встряхивание и т. д.); неправильные переходы из аллюра в аллюр и подъем в галоп (<бочит> и пр.); движение с обратным поставом головы; сопротивление средствам управления (вырывание повода и т. д.); движение за поводом (резко опущенная голова) или через повод (поднятая голова).

При выполнении элементов высшей школы также встречаются ошибки. На пассаже и пиаффе: отсутствие плавности и ритмичности движений; выполнение упражнения с отставленными задними или передними конечностями (лошадь <растянута>); выполнение упражнения с подставленными конечностями; резкость переходов от пассажа к пиаффе и наоборот. При перемене ног на галопе: ошибки в смене очередности движений; движение корпуса из стороны в сторону; резкое перемещение головы из стороны в сторону. Имеют место и ряд мелких ошибок, которые также ведут к снижению оценочного балла. Поэтому при подготовке лошади необходимо следить не только за правильностью выполнения определенного упражнения, но и всего комплекса комбинации, за импульсом движения, применением средств управления, посадкой и т. д.

Часто во время выполнения упражнений на сокращенных аллюрах лошадь от сильного воздействия мундштука и недостаточного действия шенкелями может сильно наклонять голову, убирая нос к груди, и идти вперед лбом, т. е. за поводом. В этом случае необходимо ослабить мундштучные поводья и сильным нажимом шенкелями и даже шпорой энергично послать лошадь вперед, сдерживая ее лишь трензелем (это восстановит положение ее головы). Если же лошадь поднимает голову и вытягивает ее вперед (положение через повод), то следует сильнее воздействовать мундштуком при неослабном давлении шенкелями. Для исправления этой ошибки необходимо увеличить объем работы в руках на шагу и на рыси.

На пассаже и пиаффе часто наблюдается положение, при котором лошадь правильно выполняет упражнение передними конечностями, а задние сильно сгибает в скакательных суставах, как бы садится. Эта ошибка - результат сильного набора трензельных поводьев и недостаточного действия шенкелями. Для ликвидации этой ошибки необходимо несколько ослабить трензельные поводья, усилить действия мундштуком и шенкелями, послав лошадь вперед.

Любою ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, ибо она может закрепиться и тогда ликвидировать ее будет трудно.

Во время тренировочного занятия все элементы и упражнения выездки надо делать под наблюдением тренера, который в необходимых случаях поможет спортсмену исправить ошибки. Следует отметить, что большинство сложных элементов выполняется лошадью при задержке дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к эмфиземе легких. Поэтому выполнение таких элементов, как пассаж, пиаффе, смена ног, не должно превышать 40-80 сек. с последующим освобождением повода и свободным движением шагом или рысью 2-3 мин.

...........

Движения туловища всадника должны быть согласованы с изменением положения корпуса и центра тяжести лошади и способствовать большей эффективности, т. е. чистоте преодоления препятствий.

В подготовительной фазе, т. е. перед отталкиванием, всадник должен сохранить посадку, которую он имел при движении по маршруту. Допускается лишь незначительная подача туловища и коленных суставов вперед.

В фазе отталкивания наблюдается изменение скорости движения как по направлению, так и по величине. Сила инерции и колебания корпуса лошади могут отрицательно сказаться на посадке спортсмена. Чтобы ликвидировать это влияние, всадник должен сильно наклонить свое туловище, согнуться в тазобедренных суставах и приблизиться к гребню шеи лошади (рис. 12).

Такое положение спортсмена создает благоприятные условия для максимального сближения его центра тяжести с линией тяжести лошади, для сохранения равновесия и наибольшей эффективности отталкивающего усилия лошади. Руки следует разогнуть в локтях и подать вместе с поводом вперед-вниз по шее животного, а седалище отделить от седла.

.............

Основную роль при приземлении на ту или иную конечность играет нарушение равновесия в полете.

При обучении лошади необходимо соблюдать условия, обеспечивающие оптимальное проявление закономерностей рефлекторной координации (свободное движение головой и шеей-<баскюль>), что способствует выработке правильного прыжка. Ограниченное.движение головой и шеей вызывает нарушение координации прыжка, снижает технические возможности лошади и приводит к повалам препятствий, а иногда и к падениям. В связи с этим большое значение в преодолении препятствий имеет техника посадки всадника.

Посадка всадника. Посадка всадника на лошади обусловливается горизонтальными и вертикальными колебаниями корпуса лошади на галопе и прыжке. Во время галопа корпус лошади попеременно поднимается и опускается на каждом темпе. Всадник должен полусидеть в седле на полусогнутых ногах, почти не касаясь его поверхности, туловище спортсмена наклонено вперед, поясница слегка прогнута. При таком положении колени несколько поданы вперед и вниз. Стремя следует держать на широкой части ступни и несколько наискось, так, чтобы тяжесть всадника приходилась на основание большого пальца. Ступни должны быть слегка вывернуты наружу, каблуки - ниже носка. Голеностопный и коленный суставы играют большую роль в посадке, амортизируя толчки, идущие в направлении туловища всадника, что придает посадке гибкость и мягкость.

Во время прыжка у лошади происходят значительные перемещения центра тяжести. Задача всадника состоит в том, чтобы по возможности совместить свой центр тяжести с линией центра тяжести лошади

............

В фазе подвисания спортсмен находится как бы в <сложенном> над холкой лошади положении (рис. 13). Руки его поданы вперед, шенкеля - плотно прижаты, носки несколько развернуты, каблуки оттянуты вниз. В этот момент необходимо сидеть спокойно, без резких движений, которые могут нарушить равновесие лошади (рис. 14).

В фазе приземления, когда наблюдается ускорение движения лошади под действием силы тяжести, всадник должен произвести компенсирующее движение туловищем, выпрямляя его. При этом разгибаются тазобедренные суставы, шенкель принимает первоначальное положение, всадник садится в седло.

При преодолении систем препятствий правильная посадка спортсмена приобретает еще большее значение, так как при этом наблюдаются частые и резкие колебания тела лошади. Необходимо отметить, что рациональной посадке во многом способствует специальная конструкция седла, применяемого для преодоления препятствия.

Посадка многих спортсменов во время движения по маршруту и в момент прыжка имеет ряд недостатков. Прежде всего большинство всадников ездит на коротких стременах, не имея достаточного равновесия (баланса), что делает их посадку крайне неустойчивой. Всадник управляет лошадью только поводом, потому что в момент прыжка нога из-за коротких стремян уходит далеко назад, а туловище выходит вперед, почти на шею лошади. Такое положение отрицательно сказывается при прыжках в системах, где сразу после выполнения первого прыжка необходимо активно действовать шенкелями и посылать лошадь на прыжок через последующие препятствия. Когда нога всадника имеет неправильное положение (находится далеко сзади), он не может шенкелем воздействовать на лошадь. Такое воздействие необходимо на протяжении всего маршрута. Неправильная посадка всадника является одной из причин закидок лошадей, особенно при преодолении систем препятствий. Отдельные препятствия даже предельной высоты многие всадники преодолевают чисто, прыжки же через препятствия в системах для многих из них являются весьма сложным делом.

Часто причина неудовлетворительных прыжков заключается в том, что спортсмен пользуется укороченным поводом, сковывающим работу головы и шеи лошади и заставляющим всадника подавать свое туловище вперед, почти на шею лошади. Для того чтобы этих недостатков не было, необходимо вырабатывать у спортсменов гибкость, эластичность, уравновешенность в седле и т. п.

Управление лошадью. Большое внимание нужно уделять выработке у лошади полнейшего подчинения средствам управления. Руки всадника должны быть непринужденными, а кисти расположены низко по сторонам шеи, без напряжения.

Поводья следует держать в обеих руках раздельно между мизинцем и безымянным пальцем, локти не прижимать к туловищу, так как это придает рукам излишнюю жесткость. Рука всадника от кисти до локтя как бы продолжает прямую линию поводьев. Кисти слегка закруглены внутрь. Поддерживая со ртом лошади мягкий контакт, всадник плавным покачиванием локтями сопровождает каждое движение шеи лошади, идущей галопом.

При прохождении всей дистанции паркура всаднику следует обращать внимание на то, чтобы сохранить необходимый темп и ритм движения в зависимости от характера конкура; подвести лошадь к препятствию под углом, наиболее удобным для прыжка; перед препятствием взять темп езды, обеспечивающий максимальное и эффективное использование силы инерции в сочетании с силой отталкивания лошади. К моменту отталкивания на прыжок всадник должен умелыми <полуодержками> привести лошадь в состояние <сжатой пружины>.

<Полуодержка> - это энергичное движение кистью вверх, сопровождаемое мгновенной уступкой повода, во время которой рука пассивно движется вниз по шее. <Полуодержки> - являются своего рода сигналом, подаваемым всадником при подходе к препятствию. Их цель - заставить лошадь собраться перед прыжком.

<Полуодержки> могут выполняться по-разному в зависимости от особенностей лошади, квалификации всадника, типа препятствий и сложности паркура. В ряде случаев они сопровождаются резким замедлением скорости движения, сокращением маха ног лошади, поворотом ее головы в обе стороны или даже подниманием вверх.

Старшее поколение конников помнит, как несколько лет назад очень своеобразно управлял лошадью неоднократный чемпион Советского Союза мастер спорта Б. Лилов. Во время прохождения маршрута Б. Лилов еще при подходе, а иногда и перед самым препятствием пользовался резкими <полуодержками>, до предела группировал лошадь перед прыжком и смягчал повод в момент отталкивания. Всадник как бы рассчитывал за лошадь место отталкивания и очень точно и четко подводил ее к препятствию. Наиболее отточенной техники преодоления препятствия Б. Лилов добился на кобыле Диаграмме, на которой он одержал много побед на чемпионатах страны и международных соревнованиях.

Обычно все действия всадника сводятся к ряду незаметных <полуодержек>, регулирующих равновесие и движение лошади. Подобным стилем управления лошадью пользуются многие видные зарубежные и советские конники-конкуристы. Эти спортсмены управляют лошадью очень тонко и незаметно для окружающих. Они подводят лошадь к препятствию с исключительным расчетом. Среди ведущих советских конников-конкуристов к такому способу управления лошадью прибегают В. Картавский, И. Семенов, А. Пуртов.

Следует отметить, что пользоваться <полуодержками> надо умело, так как они гасят инерцию движения лошади перед прыжком, заставляя ее прыгать за счет мускульных усилий. Часто даже опытные всадники, особенно при преодолении широтных препятствий, допускают ошибки при <полуодержках>, что приводит к повалам или закидкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: