Для предотвращения столкновения судов, происходящих при использовании САРП, необходимо:
1. Разработать и утвердить правила технической и навигационной эксплуатации САРП в качестве стандарта предприятия (пароходства). Эта работа в НМП произведена. Разработанный нами «Стандарт предприятия по САРП» после обсуждения на судах утвержден в качестве официального документа пароходства;
2. Разработать и утвердить методику определения поправок (погрешностей) САРП;
3. Разработать и утвердить информацию для капитанов по определению безопасных дистанций между расходящимися судами для начала маневра скоростью (на судах НМП типа «Крым», «Победа» и других такая информация, разработанная НГМА, уже утверждена);
4. Производить обучение курсантов и судоводителей на тренажерах по методике деловых игр с использованием конкретных аварийных ситуаций, связанных со столкновением судов, добиваясь показа допущенных ошибок и способов их предотвращения с использованием САРП.
5. Дополнить информацию о маневренных качествах судов сведениями об эффективности маневров и закономерностях изменения скоростей и пройденных расстояний;
|
|
6. Увеличить количество учебных часов на изучение САРП за счет сокращения числа часов, отведенных на изучение других дисциплин.
7. Ввести в учебный процесс изучение динамики, кинематики процесса расхождения, теории определения безопасных дистанций для начала маневра по предупреждению столкновения судов, закономерностей изменения пеленгов и других параметров расхождения (в НГМА с этой целью проф. С.Б. Ольшамовским по решению Ученого совета академии введена специальная дисциплина «Научные исследования в области безопасности мореплавания», разработана программа, курс лекций и практических занятий);
8. Обратиться в ИМО с просьбой о внесении изменений в МППСС-72 в связи с массовым внедрением САРП на судах мирового флота, для того чтобы узаконить применение этого прибора для целей расхождения судов и предупреждения столкновений, а также узаконить расхождение скоростных судов (СПК, СВП, экранопланов) в положении на крыльях и воздушной подушке с водоизмещаюшими судами. Предоставить им при необходимости права маневрировать при появлении опасности столкновения при расхождении, а на водоизмещающие суда распространить при этом действие правила 17, т.е. на суда, которым уступают дорогу;
9. При разработке технических заданий на создание новых САРП необходимо предусмотреть автоматизацию операции по определению характера расхождения, являющуюся источником появления ошибок при интерпретации информации САРП, сопроводив дистанцию кратчайшего сближения символами, указывающими, с какого борта находится Дкр, например, +Дкр - с правого борта судна-наблюдателя, а –Дкр - с левого борта. Кроме того, необходимо дополнить информацию САРП сведениями, указывающими, на каком расстоянии судно-наблюдатель пересечет линию курса приближающегося судна Lп.к, сопроводив ее символами, обозначающими, по носу или по корме располагается Lп.к, например, мигание цифр Lп.к указывает на опасное пересечение курса по носу;
|
|
10. Увеличить в САРП число проигрываемых маневров скоростью с одного до трех, распространив их на маневры «Подтормаживание», «Пассивное торможение» и «Активное торможение».
Реализация перечисленных рекомендаций и предложений повысит культуру судовождения, безопасность мореплавания и будет способствовать предупреждению столкновений судов в море.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ольшамовский С. Б. Повышение безопасности мореплавания, ч. 1,2. Новороссийск, РИО НГМА, 2000 г.
2. Ольшамовский С.Б., Федченко Г. Н., Мордвинцев В. В. Исследование причин столкновения парохода «Адмирал Нахимов» с теплоходом «Петр Васев». (Морской транспорт. Серия «Судовождение, связь и безопасность мореплавания»: Экспресс-информация.- М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993, вып. 8 (291), с.1-42.
3. Юдович А. Б. Уроки катастрофы. (Морской транспорт. Серия «Судовождение, связь и безопасность мореплавания»: Экспресс-информация.- М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990, вып. 16 (225), с.1-11.