Тема 6.Наука и ее роль в культуре

6.1 .Наука и основные этапы ее развития.

Наука является областью культуры, связанной со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе. Современное научное знание представляет собой совокупность дисциплин, которые можно классифицировать на следующие направления:

-естественнонаучные

-общественные

-гуманитарные

Считается, что наука - самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые зачатки научных знаний обнаруживаются в древних цивилизациях и обретают системную форму в древнегреческой культуре, настоящий расцвет науки происходит только в Новое время. Он, безусловно, связан процессом секуляризации западноевропейской культуры, с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.

Можно выделить основные периоды развития науки.

1. Период преднауки – V век до н.э. – XVΙ век н.э. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. Эпоха научной революции XVII века. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Бруно, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гоббс, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. Классическая наука – XVIII - XIX века. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.

4. Постклассическая наука – XX век. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения науки в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Указанная периодизация позволяет увидеть эволюции взглядов общества и его отношения к науке.

Так, наука до Нового времени в общественном мнении рассматривалась нередко как нечто непонятное и даже чудаковатое. В Новое время возрос авторитет и интерес к науке. В современности наука – это реальная сила, движущая развитие современной цивилизации. При этом, с одной стороны, обосновывается рационализм, техницизм, сайентизм, с другой обратные явления – иррационализм, технофобия и антисайентизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: