6.1 .Наука и основные этапы ее развития.
Наука является областью культуры, связанной со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе. Современное научное знание представляет собой совокупность дисциплин, которые можно классифицировать на следующие направления:
-естественнонаучные
-общественные
-гуманитарные
Считается, что наука - самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые зачатки научных знаний обнаруживаются в древних цивилизациях и обретают системную форму в древнегреческой культуре, настоящий расцвет науки происходит только в Новое время. Он, безусловно, связан процессом секуляризации западноевропейской культуры, с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.
Можно выделить основные периоды развития науки.
1. Период преднауки – V век до н.э. – XVΙ век н.э. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2. Эпоха научной революции XVII века. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Бруно, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гоббс, Гук, Лейбниц, Ньютон.
|
|
3. Классическая наука – XVIII - XIX века. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
4. Постклассическая наука – XX век. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения науки в практику, сокращение сроков от открытия до применения.
Указанная периодизация позволяет увидеть эволюции взглядов общества и его отношения к науке.
Так, наука до Нового времени в общественном мнении рассматривалась нередко как нечто непонятное и даже чудаковатое. В Новое время возрос авторитет и интерес к науке. В современности наука – это реальная сила, движущая развитие современной цивилизации. При этом, с одной стороны, обосновывается рационализм, техницизм, сайентизм, с другой обратные явления – иррационализм, технофобия и антисайентизм.