Решая вопрос об инвестировании средств в некоторый проект, инвестор должен задаться по крайней мере четырьмя следующими вопросами:
1. Какова общая реальная доходность проекта при действующих банковских ставках на капитал и какую предельную цену (бонус) можно предложить за приобретение прав на его осуществление?
2. Какова прибыльность данного проекта по сравнению с другими инвестиционными проектами или какую величину дохода на вложенную единицу средств он способен обеспечить?
3. Какова доходность данного проекта по сравнению с банковским процентом или какой процент дохода на капитал будет получен при его осуществлении?
4. В течение какого срока прибыль от осуществления проекта превысит капитальные вложения?
Все эти вопросы могут решаться на двух уровнях:
- без учета действующей системы налогообложения;
- с учетом всех установленных налогов, в том числе налога на прибыль.
Расчет без учета налогов позволяет определить, так сказать, «чистую» эффективность проекта, а в горном бизнесе – природную ценность месторождения. Кроме того, основываясь на результатах таких расчетов, предприниматель может добиваться каких-то налоговых льгот.
|
|
Расчет с учетом налогов позволяет оценить реальную эффективность проекта по чистой прибыли при действующих налогах.
Основными показателями экономической эффективности инвестиционных проектов (в частности, экономической экономики месторождений полезных ископаемых как объектов инвестирования) в условиях рынка являются [14, 16, 22]:
- чистый дисконтированный доход (прибыль)* или чистая современная стоимость (net present value - NPV);
- индекс доходности (прибыльности) (profitable index - PI);
- внутренняя норма доходности (прибыльности) (internal rate of return - IRR);
- срок окупаемости капитальных вложений (payback period).
Таким образом, экономическое значение месторождения, даже само его существование как экономического объекта, зависит от общего состояния национальной экономики, отражением которого может служить банковская ставка.
Среднегодовые значения доходов и затрат, принимаемые при расчетах экономических показателей изложенным выше способом, характеризуют средний уровень экономичности проекта в целом за длительный срок его осуществления. Поэтому такая методика может применяться только для укрупненных расчетов, имеющих целью предварительно оценить объекты инвестирования с позиций целесообразности вложения средств и отбраковать те из них, которые однозначно следует считать не представляющими интереса. В случае когда величина денежных потоков по периодам деятельности неравномерна (что обычно имеет место в реальных условиях), расчет экономических показателей осуществляется методами моделирования этих потоков и суммирования значений ЧДД отдельных периодов.
|
|
При оценке инвестиционных проектов часто используется понятие рентабельности. Рентабельность есть относительный показатель, выраженный отношением прибыли к некоторой другой величине: капиталу, выручке, себестоимости и др. Соответственно, показателей рентабельности может быть много и для правильного понимания необходимо всегда оговаривать, относительно чего исчисляется рентабельность.
При анализе проектов и текущей деятельности действующих предприятий обычно используются следующие показатели:
- рентабельность к производственным фондам;
- рентабельность к годовым эксплуатационным затратам.
Рентабельность к основным производственным фондам представляет собой отношение среднегодового дохода к связанному основному капиталу (овеществленным капитальным вложениям).
Рентабельность к годовым эксплуатационным затратам представляет собой отношение среднегодового дохода (прибыли) к среднегодовым эксплуатационным затратам.
Вопросы для самоконтроля
1. Химизация с.х. производства и качество продовольственного сырья и продуктов.
2. Природные ресурсы: проблемы рационального использования и сбережения.
3. Экологическое законодательство РК.
Основная литература:
1. Типовое положение об условиях и порядке оплаты за услуги по подаче воды для орошения сельскохозяйственных угодий. Приложение к Постановлению Кабинета Министров РК от 4 марта1992 г. №182.
2. Перечень водоемов (подземных вод) оздоровительного назначения республиканского значения. Утвержден Постановлением Кабинета Министров РК от 26 января 1995 г. №95.
3. Порядок ведения государственного водного кадастра. Утвержден Постановлением Кабинета Министров РК от 24 января 1995 г. №75.
4. Положение о водоохранных зонах и полосах. Утвержден Постановление4.'. Кабинета Министров РК от 27 января 1995, № 102.