Спрос (Demand) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.
Объем (величина) спроса (Quantity Demanded) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по определенной цене при прочих равных условиях.
Функция спроса:
QD = F (P, I, Z, W, PS, PC, N, …)
QD - объем спроса;
P - цена товара (Price);
I - доход потребителя (Income);
Z - факторы, формирующие предпочтения покупателей (вкусы, мода, реклама, сезон и др.);
W - ожидания потребителей по поводу цены данного товара в будущем (Waitings);
PS - цены товаров, являющихся субститутами данного товара (Substitutes);
PC - цены товаров, являющихся комплементами данного товара (Complements);
N - число потребителей данного товара (Number of consumers).
Графически: зависимость объема спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (Demand curve).
· Изменение цены (при прочих равных условиях) вызывает изменение объема спроса (но не спроса!). Графически – происходит перемещение точки вдоль кривой спроса.
Закон спроса:
Рост цены товара (при прочих равных условиях) ведет к уменьшению объема спроса на данный товар.
Причины, объясняющие закон спроса:
- эффект дохода: рост цены товара Þ снижение покупательной способности потребителя Þ сокращение покупок данного товара;
- эффект замещения: рост цены товара Þ стремление потребителей к замещению данного товара другими, относительно более дешевыми Þ сокращение покупок данного товара.
· Изменениянеценовых факторов вызывают изменение спроса. Графически происходит сдвиг всей кривой спроса.
Нормальные товары (normal goods) – товары, спрос на которые растет с ростом дохода потребителя.
Инфериорные товары [некачественные, низшей категории, низшие] (inferior goods) - товары, спрос на которые падает с ростом дохода потребителя.
Если X и Y – товары- субституты, то рост цены товара Y вызывает увеличение спроса на товар X.
Если X и Y – товары- комплементы, то рост цены товара Y вызывает уменьшение спроса на товар X.
Эффект Гиффена наблюдается для инфериорных товаров, занимающих большой удельный вес в бюджете потребителей с низкими доходами – товаров Гиффена (Giffen goods).
Для товаров Гиффена закон спроса не выполняется – рост цены ведет к росту объема спроса.
Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос одного потребителя на данное благо.
Рыночный спрос (market demand) – спрос всех потребителей на рынке на данное благо.
Объем рыночного спроса при каждой цене равен сумме объемов индивидуального спроса каждого потребителя на данное благо.
Графически: кривая рыночного спроса формируется сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали.