Раздел 1. Спрос

Спрос (Demand) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.

Объем (величина) спроса (Quantity Demanded) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по определенной цене при прочих равных условиях.

 
 


Функция спроса:

QD = F (P, I, Z, W, PS, PC, N, …)

QD - объем спроса;

P - цена товара (Price);

I - доход потребителя (Income);

Z - факторы, формирующие предпочтения покупателей (вкусы, мода, реклама, сезон и др.);

W - ожидания потребителей по поводу цены данного товара в будущем (Waitings);

PS - цены товаров, являющихся субститутами данного товара (Substitutes);

PC - цены товаров, являющихся комплементами данного товара (Complements);

N - число потребителей данного товара (Number of consumers).

Графически: зависимость объема спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (Demand curve).

· Изменение цены (при прочих равных условиях) вызывает изменение объема спроса (но не спроса!). Графически – происходит перемещение точки вдоль кривой спроса.

Закон спроса:

Рост цены товара (при прочих равных условиях) ведет к уменьшению объема спроса на данный товар.

Причины, объясняющие закон спроса:

- эффект дохода: рост цены товара Þ снижение покупательной способности потребителя Þ сокращение покупок данного товара;

- эффект замещения: рост цены товара Þ стремление потребителей к замещению данного товара другими, относительно более дешевыми Þ сокращение покупок данного товара.

· Изменениянеценовых факторов вызывают изменение спроса. Графически происходит сдвиг всей кривой спроса.

Нормальные товары (normal goods) – товары, спрос на которые растет с ростом дохода потребителя.

Инфериорные товары [некачественные, низшей категории, низшие] (inferior goods) - товары, спрос на которые падает с ростом дохода потребителя.

Если X и Y – товары- субституты, то рост цены товара Y вызывает увеличение спроса на товар X.

Если X и Y – товары- комплементы, то рост цены товара Y вызывает уменьшение спроса на товар X.

 
 


Эффект Гиффена наблюдается для инфериорных товаров, занимающих большой удельный вес в бюджете потребителей с низкими доходами – товаров Гиффена (Giffen goods).

Для товаров Гиффена закон спроса не выполняется – рост цены ведет к росту объема спроса.

Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос одного потребителя на данное благо.

Рыночный спрос (market demand) – спрос всех потребителей на рынке на данное благо.

 
 

Объем рыночного спроса при каждой цене равен сумме объемов индивидуального спроса каждого потребителя на данное благо.

 
 


Графически: кривая рыночного спроса формируется сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: