У нас в джайнизме признается шесть видов субстанции (дравья): душа (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условие движения (дхарма), условие покоя (адхарма), время (кала). Живой субстанцией считается только душа. Время существует при наличии пространства, в котором оно проявляется. Единица пространства, прадеша, представляет собой расстояние между атомоподобными частицами (ану). Единица времени (самая) — это время, необходимое для перехода ану из одной точки в другую, то есть для преодоления прадеши. Вселенную мы изображаем в виде трехступенчатой пирамиды или как модель сидящей женщины (лока-пуруша), у которой Земля находится на уровне живота. Вокруг находится «не-мир» (алока). Свет не проникает за пределы вселенной. Центр вселенной — гора Мандара. Выше — уровни духа, ниже — ады. Мир порист и пронизан не-миром, имеющим моральный аспект. Эмпирическое время конечно, а физическое, проявляющееся в изменении субстанции, вечно. В джайнизме допускается, что в одной точке при сверхсжатии может поместиться бесчисленное количество атомоподобных ану, которые могут соединяться в молекулоподобные группы (скандха). Нами признается существование кармического вещества, обладающего свойствами поля, и особо тонкого вещества, сравниваемого с тенью или с отражением в зеркале. Существование в мире циклично. Периоды прогресса (утсарпини) сменяются периодами регресса (авасарпини). Сознание (четана, чайтанья) — это сущность души, которая имеет собственную природу (свататтва) и развивается от зародыша (нигода-джива) до состояния освобождения (сиддха-джива). Кармическое вещество образует вокруг души кармическое поле, препятствующее дживе освобождению. Нирвана означает освобождение души от кармы и воспарение дживы в обитель высших сущностей (сиддха), называемую «сиддха-кшетра». По ауре (лешья) можно судить о праведности души адепта.
На этом мы завершим нашу сегодняшнюю беседу, многоуважаемый Пифагор. Тебе нужно отдохнуть, обдумать услышанное и восстановить силы. А завтра мы начнем разговор о числах», — Джина Махавира попрощался с Пифагором и ушел в свое скромное жилище. После чего к греческому философу подошел Равинда Кумар и препроводил гостя, одетого в белые одеяния, из внутреннего круга ашрама во внешний — к обычным монахам.
ЧИСЛА
Перебродила в книге вечность,
Слова созрели, стали смыслом.
Становятся все тише речи,
Коль в разговор вступают числа…
На следующий день Джина Махавира встретился с Пифагором после утренней медитации. Он поприветствовал гостя и начал разговор о числах: «Во всем мире жрецы знают о силе мысли. Сосредоточенный на чем-то одном ум способен творить чудеса, но, если мы направляем его на достижение мирского успеха, нас захватывает водоворот эгоистических желаний. Среди тех, кто следует по Пути духовности, многие становятся жертвами искушения приобретения сиддх, забывая о своей истинной цели — достижении безмятежной ясности ума и самопознания.
Пифагор, ты — величайший философ Земли, ты можешь постичь все тайны мира, все науки и всю философию посредством математики. Вот смотри, я ставлю в соответствие каждому однозначному числу строфу из упанишад, и на числах он нуля до ста я тебе объясню философское значение математических наук.
Представь себе, что математике соответствует цифра 1. Все остальные числа кратны единице. Подобным образом существует лишь одна Абсолютная Реальность, а все имена и формы во Вселенной есть кратные проявления этой Единицы, — при этом Махавира взял в руку прутик и, нарисовав на песке треугольник, показал гостю, как можно уподобить человеческую жизнь равностороннему треугольнику. — Угол тела, угол внутренних состояний и угол внешнего мира составляют треугольник жизни. Все числа исходят из точки, которую нельзя измерить, и, аналогично этому, вся Вселенная исходит из неизмеримой пустоты. Жизнь подобна колесу, которое можно сравнить с окружностью или нулем. Эта окружность есть расширение точки. Другая аналогия состоит в том, что существуют две точки, называемые рождением и смертью, а жизнь есть прямая линия, соединяющая эти две точки. Неведомая нам часть жизни — это та часть линии, которая продолжается в бесконечность.
А сейчас, дорогой Пифагор, напиши на песке цифру 1, а затем поставь впереди нуль. Получится: 01. Всякий нуль имеет значение, если перед ним стоит единица, но он теряет это значение на физической Земле, если единицы перед ним нет. Все вещи в этом мире подобны нулю и без осознания единой реальности вообще не имеют никакой ценности. Когда мы вспоминаем о единой реальности, то нули (вещи), стоящие перед единицей, переносятся за единицу, нули обретают силу, жизнь приобретает смысл. В противном случае любая жизнь обременительна».
По ходу беседы Пифагор задал несколько вопросов о схожей с философией Санкхья философии Каббалы. Махавира ответил на эти вопросы греческого философа примерно так:
«Практика йоги и практика Каббалы очень схожи. Скоро, дорогой Пифагор, ты придешь к выводу, что настоящие духовные практики всех великих мировых религий идентичны.
Древняя философия Санкхья, на которой базируются джайнизм, йога, буддизм, и философия Каббалы, в глубине веков имели один и тот же источник. В Каббале жизнь ассоциируется с числами, что является древней концепцией Санкхьи. Многие учения Бхагават-Гиты сходны с учениями иудаизма. Джайнизм, индуизм и иудаизм, во многом схожи между собой, и являются самыми древними религиями в мире. Шри янтра — это детально и научно проработанная древняя йогическая техника для достижения просветления. Шри янтра очень схожа со сосредоточением на звезде Давида, также известной как Анахата чакра в йогической литературе. В Индии Анахата обозначается так же, как и звезда Давида, двумя пересекающимися равносторонними треугольниками. Это говорит о том, что Шри янтра была известна древним служителям храма Соломона. Согласно старинной духовной литературе, Шри янтра представляет собой в высшей степени священный йогический процесс. Она помогает человеку установить взаимоотношения с другими людьми, а также со всей Вселенной и ее Создателем.
Йога представляет собой полную науку жизни, в равной степени доступную и полезную для мужчин, женщин, стариков и детей. Если религии представляют собой лишь социальные науки, которые помогают сберечь культуру и традиции, поддерживают законопослушание в человеческом обществе, то йога — это универсальная наука для самосовершенствования и рассеивания невежества. Все методы саморазвития, какие только можно найти в различных религиях, давно уже описаны в йогической литературе Индии.
Тождественность всех великих мировых религий доказывается практикой, несмотря на кажущиеся различия между ними. Все великие религии мира говорят о реинкарнации и карме, о вечной жизни души и ее постепенному приближению к нирване, к Абсолюту, путем накопления заслуг в каждой земной жизни. Пути достижения просветления в религиях, действительно, различны, но цель у всех духовных практик едина. Всякий, берущийся утверждать, что лишь его религия истинна, является невежественным человеком, вводящим в заблуждение своих последователей. Любовь и благодарность примиряет людей разных взглядов, и Любовь является основой всех великих религий».
После долгих бесед с Джиной Махавирой Пифагор согласился с тем, что математика является главной наукой, составляющей саму основу всех наук и философий. Но и сама математика при этом базируется на такой точной науке, как философия Санкхья. Санкхья является самой древней индийской философией, предназначенной для познания тела, его компонентов и различных функций ума. А йога представляет собой одну из ступеней Санкхьи, и йога является той практической наукой, которая ведет человека к состоянию сверхсознания, к нирване, к мокше, к нирвикальпа-самадхи. Понимание Санкхьи позволило Пифагору легко разрешить все философские вопросы, возникшие у него в уме после изучения стольких различных религий.
Далее Махавира поведал Пифагору о том, что философия Санкхья легла в основу философии чисел. Числа — это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки интуитивных дарований человека и для постижения глубин человеческой личности.
ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ
Я в люльке сердца нянчил числа.
Они кричали, жглись, росли —
И наполняли высшим смыслом
Мучения людей Земли.
Свои математические лекции Вардхамана начал с беседы о Пустоте. Он сказал Пифагору, что вечная первозданная Пустота является принципом зарождения всех вещей. Число Ноль, не имеющее ни параметров, ни границ, ни величины — является Не-Числом. У разных народов понятие «Пустота» обозначается разными словами: иудеи называют ноль словом Айн, индийцы — Шуньятой, а греки — Хаосом. Пустота не имеет никакой формы, никакого восприятия, никакого ощущения, никакого желания, никакого сознания. Ноль не имеет ни глаза, ни уха, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни формы, ни звука, ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни осязания, ни качества… Хотя другие числа имеют все эти качества и свои орбиты вращения вокруг Центра. Дорогие мои, Ноль — это великое Не-Число, из которого произошли все числа, все боги и все миры… Иначе Ноль называется Не-Бытием, из которого периодически одновременно появляются Бытие и Антибытие. Прожив какое-то количество времени, Бытие и Антибытие аннигилируют. Не-Число — это такая точка отсчета, без которой стала бы бесконечной любая величина. И положительные, и отрицательные числа не могут существовать без Не-Числа.
Из Нуля периодически со скоростью свыше 300 миллионов раз в секунду возникают два числа. Это — плюс единица и минус единица. Их жизнь еще более коротка, чем период рождения. Со скоростью свыше одна трехсотмиллионная доля секунды эти два числа умирают, чтобы через мгновение воскреснуть из небытия вновь. Единица — это Единый Бог, рождающий из Себя все миры и вселенные. Минус Единица — это Единый Бог, рождающий антимиры. В нашей беседе мы пока не будем касаться темы отрицательных чисел и антимиров.
Итак, первое движение Бездны или Пустоты приводит к возникновению универсального Ума, или Универсального Закона, или Всевышнего Бога. Число с одним параметром — это Целостность, это Единство. Это — Монолит, имеющий андрогинную природу и вмещающий в себя все Бытие, кроме начала и конца. Единое число, или Монос — это Бог Истинный и Отец всего, это Дух незримый, кто стоит надо всем. Не подобает думать о числе Один, как о богах, ибо Монос больше любого бога, Он больше любого числа. Монос никогда не был ни в каком бы то ни было подчинении, ибо все существует только в Нем одном. У Него нет недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но все время Монос полностью совершенен в свете. Монос безграничен, ибо не было никого перед Ним, чтобы измерить Его.
Монос — это символ мудрости, целостности и единства, это «Прародитель Богов и людей», это Творящее Божество, активный духовный принцип, Божественная воля к проявлению. Для людей число Один является Высшим Богом, поскольку Оно — начало и конец всего. Монос всегда остается в том же незыблемом, незатронутом и незапятнанном божественном состоянии, то есть отделенной от множественности.
Число Один проявляется лишь при соприкосновении с другими числами, символизирующими собой материальные планы бытия. Единица, помноженная сама на себя, всегда дает результатом Единицу и поэтому не может производить ничего нового — она остается вечной и неизменной Монадой. Творящий аспект число Один обеспечивает переход мира из состояния небытия (Пралайи) в состояние активного Бытия.
Разделение Монады на два полярных понятия происходит в результате высокочастотной вибрации. Если число Один — это Всевышний Небесный Отец, то число Два — это Мать Земля. Двойка, или священная Дуада, представляет собой первое отражение Единицы и потому символизирует, с одной стороны, идею противопоставления, разделения Единого, а с другой стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств или понятий. Двойка олицетворяет собой принцип Божественной Субстанции, Майи, набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации — невежеству), и символом единой мудрости, которая рождается из преодоления двойственной природы невежества. В философии джайнов принято считать, что Дуада — это возникновение первого зла во Вселенной, и с равной степенью Дуада — это возникновение первого добра в материальном мире. Дуада, или иначе Мать Земля, была доброй, так как породила человечество, и одновременно злой, так как все человечество должно было попасть в круговорот жизни и смерти. То есть все земные люди изначально приговорены к страданию. Монос, или иначе Бог Отец, отделил свет от тьмы — создал из Себя Дуаду. Иначе говоря, в начале творения число Один увидело свое зеркальное отражение. Увидев отражение Себя, число Один восхитилось красотой Майи. Тогда Монада решила продолжить творение мира. Единица сложилась с Майей: 1 + 1 = 2. Увидев несовершенство Дуады, Монос одновременно осознал и то, что Он и Дуада вместе рождают совершенное число Три. В мире индийской философии Дуада предстает как злобный демон, осмелившийся отойти от Единого Бога; это Сатана, принесший людям огонь ложного материалистического знания. Двойка — это число, впитавшее в себя порок и невежество, нестабильность и дерзость, неуверенность и секс. Также число Два вмещает в себя все женские качества характера — уступчивость, нежность, скромность, мягкость, пассивность, двуличность.
Следующим шагом математического творения мира было образование священной Триады. Тройка представляет собой гармонию, синтез, воссоединение противоположностей. Сущность Триады в том, чтобы снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее на качественно иной уровень. Джайны считали тройку первым совершенным числом, ибо Единица и Двойка, как основополагающие принципы в расчет не принимались. Графическим символом Триады является треугольник. Священность Тройки заключается в том, что она образуется из Монады и Дуады. Монада — символ Божественного Отца, а Дуада — Великой Матери. Триада, таким образом, символизирует идею того, что Бог порождает Свои миры из Себя и Его творческий аспект всегда выражен треугольником. Другими словами, Триада знаменует переход из божественной однородности в состояние неисчерпаемой множественности возможностей.
Полное равновесие Монады и Дуады со вторичным образованием Целостности в виде триединства можно рассматривать как союз и равновесие трех богов — Бог Отец, Бог Мать и Бог Сын. Геометрически Единство и равновесие Трех Богов изображается равносторонним треугольником.
Универсальность числа Три, позитивный характер Тройки подчеркиваются практически во всех эзотерических традициях, например в индуизме — Брахма, Вишну, Шива, зороастризме — Ахура-Мазда, Добрый Помысел, Злой Дух, и других религиях. Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяли жрецам отождествлять Тройку с принципом мудрости, поскольку неофит, отказываясь от множественности, соединяя двойственность и преобразуя ее в божественное Единство, достигал слияния с Единым и Неделимым. Триада символизирует Единого Бога в момент порождения Вселенной из своего чрева. Создание числа Три есть сокращение понятия «Все» до состояния, в котором активное и пассивное начала составляют собой наименьшее сопротивление. Если Единица вмещает в себя все вещи в их наибольших величинах, то Тройка сохраняет в себе все вещи в их наименьших величинах. Так, например, добро (1) и зло (2) уравновешено в Триаде до состояния безликости (3), которая, на следующей ступени развития, ляжет в основу понятия Эдемский Сад.
Триада — есть Бог Творец. Если бы Творец был Единицей, то Он никогда бы не смог стать Отцом мироздания. Если бы Он был двойственен, то его одолевали бы противоречия, которые в дальнейшем повлекли бы за собой самоуничтожение. Поэтому Господь материальных вселенных есть число Три. Только число Три может по своему образу и подобию создать бесчисленное количество существ, потому что оно имеет начало — единицу, середину — двойку и конец — тройку. Число Три образует Время, ибо без Времени существование физической вселенной, физической жизни невозможно. Прошлое — единица, настоящее — двойка, будущее — тройка. Тройка образует понятие Добра и Зла. В Триаде: двойка — зло, тройка — добро, а единица вмещает в себя все качества и нейтрализует их; или: тройка — да, двойка — нет, единица — не знаю. В Каббале три первых сефиры Кетер, Бина и Хокма образуют голову божественного человека — Адама Кадмона. Каббалисты расценивают три первые сефиры как энергетические силы Вселенной, от которых происходят остальные восемь сефир (См. рис. на стр. 385, «Пифагор», первый том). Они рассматривают божественную Триаду — Кетер, Хокма, Бина — как Единого Бога-Творца, и поэтому обозначают Его числом Один. При Творении мысль, проходя через все сефиры по древу Сефирот, уплотняется настолько, что в Малкуте мысль материализуется. Если Триада — это число Один, то Малкут — материальный мир — является Девятым по счету планом Творения. Поэтому 9 — это число материального мира, это число Человека.
Дорогие мои читатели, конечно Вардхамана так подробно не объяснял Пифагору значение чисел 1, 2, 3 и 9; ведь греческий философ был Посвященным и все вышеизложенные вещи знал из Школы Гора. Тем более, что и Учитель, и ученик — оба владели телепатией. Им не нужны были лишние слова. Свои рассуждения о числах я стараюсь расписать так «доходчиво» именно для вас, дорогие мои. Может быть, я пишу даже где-то неинтересно, длинно. Но без таких объяснений мне не обойтись, ибо, если вы что-то не поймете сейчас, вначале Творения, то можете вообще потом запутаться и в больших числах, и в астрологии и в музыке, и в нумерологии, и в жизни. Дело в том, что в средней школе на уроках математики всем нам говорили, что число 5 больше числа 1, число 24 больше числа 9 и так далее. Но на самом деле в реальной жизни все как раз наоборот: 324 больше чем 765, 4 больше чем 14, а самое большое число из всех — единица! Это важно понять и запомнить.
Давайте теперь представим себе ауру, окружающую физическое тело человека. В позвоночнике каждого из нас находится 12 главных чакр: 10 — парных и 2 — непарные (См. рис. 1 в книге «Сознательные выходы из тела»). Каждая чакра создает вокруг человека свой слой ауры. Всего 12 слоев, 12 параллельных миров окружают физическое тело. Если мы начертим циркулем на бумаге 12 кругов разного диаметра с общим центром, то геометрически мы изобразим человека и его ауру. Или пусть это будет планета Земля, окруженная орбитами 12 планет, вращающихся вокруг Земли. Каждая из 12 планет, вращаясь вокруг Земли, образует свою ауру, свой параллельный мир. Далее мы проведем радиус от центра Земли до пересечения с самой дальней орбитой. В точках пересечения радиусом других окружностей поставим цифры. Точка с числом 1 будет самой дальней от Земли. Далее по порядку идут точки с цифрами: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Цифра 12 будет находиться в центре Земли. Теперь обозначим три первых числа «1, 2, 3» словом Бог или Пустота, или Ноль. Тогда числу 4 будет соответствовать цифра 1. Число 4 будет первым шагом Творения. Числу 5 будет соответствовать цифра 2; 6 — 3; 7 — 4; 8 — 5; 9 — 6; 10 — 7; 11 — 8; 12 — 9. То есть миру Земли, самому плотному миру соответствует число 9. Вместо планеты Земля мы можем поставить в центр 12-ти кругов физическое тело Человека. Здесь число 9 будет обозначать Человека.
Дорогие мои, здесь важно понять, что в Природе не существует десятичной системы измерения. Везде куда ни глянь, в музыке, в построении листа растения, в построении скелета человека, в спиралях галактик и ДНК, в Творении Вселенных, Природа оперирует двенадцатичисловой системой исчисления. Однако мы, обозначая Триединого Бога-Творца великим Не-Числом Ноль, пришли к десятичной системе мер и весов. Вот почему в математике с незапамятных времен принята десятичная система измерения и число 9 — это число Человека. Если мы будем рассматривать ауру человека, исходя из семичакровой системы индийских йогов (См. рис. 2 в книге «Сознательные выходы из тела»), то мы сможем приблизиться к тайне чисел 7 и 8. Допустим, что мы обозначили цифрой 1 физическое и эфирное тело человека. Тогда цифрой 2 мы обозначим эмоциональное тело; 3 — тело низшего ментала; 4 — астральное тело; 5 — тело высшего астрала; 6 — ментальное тело; 7 — каузальное тело. За скорлупой ауры лежит бесконечность, обозначаемая цифрой 8, лежащей горизонтально. В числе 8 в этом случае заключено Триединство Бога-Творца: Бог Отец, Бог Мать и Бог Сын. Геометрически такое Единство и равновесие Трех Богов изображается не равносторонним треугольником, а двумя одинаковыми кругами, имеющими точку соприкосновения, точку «Перехода». Верхний круг — это Ноль, Пустота, это Бог Отец; нижний круг — это материальный мир, это змея, кусающая свой хвост, а точка соприкосновения двух кругов, точка «Перехода» между ними — это сердечная чакра Анахата, это — Бог Сын. В мир Бога Отца, в Пустоту, в нирвану можно пройти только через свое «сердце», только победив свои чувства и желания, только через Бога Сына, который обитает в Анахате. Для этого нужно очистить тело и душу от всего корыстного, эгоистичного и возлюбить всем «сердцем» всех людей мира, всех живых и всех мертвых, когда-либо живших на Земле. А это пока что невозможно при нашем-то осознании действительности. Седьмое аурическое тело человека ограничено скорлупой, поэтому число 7 считается конечным, достижимым в материальном мире. Это число наивысшего земного успеха. А число 8 уходит за скорлупу ауры в бесконечность, и потому считается недостижимым числом для материалистов, числом Бога Сына.
ТЕТРАДА И МЕНЬШИЕ ЧИСЛА
Упала святая Триада
На Землю с Небес — не спасти!
Разбилась она на Тетраду
И числа все — до девяти…
Падение плоской Триады (равностороннего треугольника) повлекло за собой образование четырех духовных первоэлементов, символизируемых квадратом, или Землей в период существования Эдемского Сада. Квадрат является фигурой весьма неустойчивой, поэтому под действием составляющих его сил, он вскоре перешел на следующий этап развития и стал первой геометрической фигурой, имеющей объем — тетраэдром. Именно в этот момент и произошло создание материальной природы, или, говоря иначе — «изгнание человека из рая».
Четверка, гармоничная Тетрада, выражает идею божественного творчества, представляет собой Первообраз, первый акт Творения. Четверка — изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник земной Природы и наиболее совершенное из чисел. Из Тетрады возникает порядок. Четверка связывает собой вещи, числа, элементы, временные структуры, проявляющиеся как периодические циклы — 4 стороны света, 4 времени года, 4 века-юги, 4 касты, 4 типа темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик), 4 жизненных периода (детство, юность, зрелость, старость), 4 пути духовного совершенства. Сущность Тетрады и ее назначение — быть статической целостностью и проявление идеальной устойчивой структуры мироздания. Графическим символом Четверки считается пирамида, являющаяся объемной фигурой и символом Божественного Огня. Эта фигура формируется четырьмя треугольниками и квадратным основанием, поэтому пирамида наиболее гармоничное и устойчивое геометрическое тело. Другим изображением Четверки является крест — символ космического равновесия и пересечения духа и материи.
Число Пять — следующий шаг Божественного творения. Пентада, которая, согласно ведической философии, выражает идею «совершенного человека» с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. Пентада — символ искры Абсолюта, Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. Сущность Пятерки наши предки видели в союзе четного и нечетного чисел (3+2), то есть в священном космическом браке Неба и Земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находится в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое Пятеркой, стремится вырваться из грубо материального существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира.
Пентада, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей низшей, смертной природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент — Дух или Высшая Воля — подобно мечу поражает низшую материю души. Для джайнов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч, Монаду, и вонзали его в тело дракона, Тетраду. Этим завершалось формирование Пентады, символа победы духовной природы человека над материальной. Геометрически Пятерка является пентаграммой или пятиконечной звездой. Это изображение соответствовало пятиугольной симметрии, общей характеристике ограниченной природы, золотому сечению (все отрезки, образованные пересечением линий, делятся по правилу золотого сечения), пяти чувствам, представляющим пять элементов материи, то есть отражало женское начало всего творения. Пятерка предстает как звезда Пентаграмма, олицетворяющая вечную молодость и здоровье. Пентаграмма изображает человеческое тело, имеющее две ноги, две руки и одну голову. Две ноги — символы земли и воды, две руки — символы воздуха и огня, а голова, или мозг — это объединяющая все члены сила эфира.
Следующий шаг Творения — это число Шесть. Это число порождает две Триады, которые олицетворяют гармонию между микро- и макрокосмосом, мужским и женским началами. Это равновесие всех частей Вселенной с образованием тройственности в разделенном Дуадой Едином. Гексада является символом космического равновесия и божественной симметрии, выражающим соединение противоположностей, единство полярностей, выбор разнонаправленных путей. Шестерка и ее графическое изображение — шестиконечная звезда, гексаграмма или звезда Давида — выступает как символ закона аналогий: «Нижнее подобно верхнему, и верхнее подобно нижнему». Сущность Гексады выражается космическим законом единства и борьбы противоположностей, гармонии и полярности мужского и женского начал. Древние мудрецы называли Гексаду совершенством всех частей, формой форм, сочленением Вселенной и делателем души. Шесть символизирует амбивалентность и равновесие, так как заключает в себе союз двух треугольников (духа и материи) и тем самым означает человеческую душу.
Магическое число Семь, Гептада — это вершина творческого процесса, законченный цикл или явление, при котором троичная сущность Бога всегда облекается в четверичную материальную форму. Гептада олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством божественных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. 3 + 4 = 7. Она выражает идею господства духа над формой. Символизируя собой совершенство Макрокосма, соединенного с Микрокосмом, Семерка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность.
Гептада иллюстрирует процесс проявления, поскольку число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и образуется Семерка, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Гептада символизирована в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней — это направления: север, запад, юг, восток, верх и низ. В середине стоит Единица, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы.
Джайны считали Семерку девственным числом, поскольку, в отличие от других чисел Семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом. Гептада символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Это число соответствует семиконечной звезде, Семь образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им, а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Сакральное значение числа Семь характеризует общую идею вселенной, константу в описании проявленного мира: число дней недели, число сказочных героев-братьев, количество цветов спектра, тонов в музыке и так далее. Число Семь правит жизнью в мире материи.
Следующий шаг Творения — это число Восемь. Огдоаде, Восьмерке, древние мудрецы отводили особое значимое место. Они утверждали, что Восьмерка символизирует собой Проведение, Судьбу с ее неотвратимостью, гармонию, закон причинно-следственной связи. Огдоада — это всемирное равновесие вещей, гармония противоположностей. Являясь числом Правосудия, Восьмерка содержит в себе Высшую Нейтральную силу, которая не отдает предпочтение ни одной из двух равных частей, составляющих ее изображение — восьмиконечную звезду или два пересекающихся квадрата.
Восьмерка заимствует свою форму от двух переплетенных змей на Кадуцее Гермеса, а также она символизирует два кольца, два мира — духовный и материальный. Точка, где соприкасаются эти два мира — сердце человека. Поэтому Восьмерка представляет собой символ перемены, изменения, поворота, новизны. Только в этой точке можно совершить переход из нижнего кольца Восьмерки в верхнее кольцо — Духовный мир.
Восьмерка рассматривается также как начало новой космической октавы после завершения семи нот, или циклов, октавы предшествующей. Поэтому так часто ее отождествляли с достижением более высокой степени посвящения. Отсюда восемь ступеней раджа йоги, восьмеричный царственный путь Будды, восьмиуровневый путь восхождения в герметической традиции, концепция восьми чакр, которая помещает восьмую чакру над головой человека. При этом сердечная чакра является местом, где находятся ворота, закрывающие путь из мира четырех материальных чакр в мир духовный. Поэтому в сердце идет постоянная борьба между силами Добра и Зла за овладение ключами от запертых на замок ворот.