Маркировка, характеризующая транспортную тару

Содержание маркировки, характеризующей тару:

- товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;

- номер тары по нормативному документу;

- обозначение нормативного документа.

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. Маркировку, характеризующую тару, наносят:

- на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;

- на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;

- на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;

- на баллонах — на дне.

Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

Способы нанесения маркировки тары:

- деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;

- картонной — типографским способом, штемпелеванием;

- металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;

- пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами. На транспортную тару, предназначенную для упаковывания, транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 26319.

Маркировка грузов является неотъемлемой частью процесса грузовых перевозок. Цель маркировки состоит в том, чтобы охарактеризовать отправляемый груз в полном объеме. То есть, в зависимости от вида перевозимого груза на упаковку наносятся приведенные ниже манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. На территории Республики Казахстан маркировка и нанесение этикеток на упаковку грузов производится согласно Межгосударственному стандарту маркировки грузов, введенному в действие с января 1998 года (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Маркировка грузов

Надпись Обозначение Описание
  Хрупкое. Осторожно Размер - 74 х 105 мм Рамка: черная полоса Цвет бумаги: белый. Рисунок: бокал черного цвета. Бьющийся груз. Осторожно.
  Беречь от солнечных лучей Груз следует защищать от тепла
  Беречь от влаги   Размер - 74 х 105 мм Рамка: черная полоса Цвет бумаги: белый. Рисунок: раскрытый зонт черного цвета с шестью каплями воды. Надпись (значение): Предохранять груз от сырости.
  Беречь от излучения Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их
  Ограничение температуры Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им.
  Скоропортящиеся грузы Перевозка скоропортящихся грузов: мясо, рыба, рыбныеизделия
  Крюками не брать Запрещение применения крюковпри поднятии грузов.
  Герметичная упаковка При транспортировании, перегрузке и хранении открывать упаковку вопрещается.
  Место упаковки Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза.
  Здесь поднимать с тележкой запрещается Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза
  Верх Указывает правильное вертикальное положение груза.
  Центр тяжести Место центра тяжести груза. Примечание. Пример расположениязнака указывают место тяжести груза. Знак наносится, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести.
  Тропическая упаковка Когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортирования и хранении могут привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т – знак тропической упаковки; 00-00 – месяц и год упаковывания.
  Не штабелировать Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы.
  Поднимать непосредственно за груз Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается.
  Открывать здесь Упаковку открывать только в указанном месте
  Беречь от тепла и радиоактивного излучения Тепло или проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза.
  Не катить Груз не следует подвергать качению.
  Штабелирование ограничено Ограничена возможность штабелирования груза.
  Зажимать здесь Указывает места, где следует брать груз зажимами.
  Не зажимать Нельзя зажимать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  Предел по количеству ярусов в штабеле Ограничения количества ярусов штабелирования
  Вилочными погрузчики не использовать Нельзя использовать вилочные погрузчики

7. Основы организации грузовых перевозок. Характеристика грузопотоков.

Грузовые потоки представляют собой конкретное выражение транспортно-экономических связей, которые образуются в процессе производства и обмена товарами между отправителями и получателями грузов и распределяются по различным путям сообщения. Они характеризуются направлением и размерами грузового обмена, которые зависят от размещения производства, пунктов отправления грузов, пунктов потребления и баз хранения товаров, технологических особенностей производства и его специализации, размещения путей сообщения и провозной способности транспорта, а также от системы организации товародвижения.

арактеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков зависят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления различных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей. В связи с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками на транспорте России произошли существенные изменения не только в объемах, но и в структуре и направлениях основных грузопотоков. Так, вместо сократившихся потоков донецкого угля из Украины в центральные районы России увеличены грузопотоки этого топлива из Кузбасса и Печорского бассейна. Резко возросли потоки нефти, газа и угля из восточных районов страны в страны СНГ и на экспорт в дальнее зарубежье, в основном в Западную Европу и страны Азии. Это относится также к продукции металлургического комплекса (включая цветные металлы), лесной и химической промышленности. В то же время существенно возрос (примерно в 2 раза) ввоз в Россию промышленной к продовольственной продукции. Значительная часть этого ввоза осуществляется автомобильным транспортом в контейнерах на дальние расстояния (свыше 800—1000 км).

Другой особенностью изменений грузопотоков является уменьшение их мощности и рост излишних нерациональных перевозок. На 20—30% снизились объемы перевозок железной руды, нефтяных и лесных грузов, цемента, пиломатериалов. Вместе с тем средняя дальность этих грузов возросла почти на 25%. Многие из однородных грузов перевозят навстречу друг другу, повторно и на значительные расстояния при наличии аналогичной продукции в близких к местам потребления районах. Такая ситуация вызвана устранением системы оптимального планирования грузопотоков, кризисом неплатежей и излишней суверенизацией стран СНГ, находящихся, по существу, в едином ранее созданном экономическом и технологическом пространстве.

8. Манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

9. Содержание основных, дополнительных и информационных надписей.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Основные надписи должны содержать:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

- наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;

- количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе- порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии.

Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:

- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например разные сорта хлопка в кипах);

- однородных грузов в разнотипной таре;

- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;

- комплектов оборудования;

- грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи должны содержать:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

Информационные надписи должны содержать:

- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

в числителе — общее количество пакетов в партии;

в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: 3/50 (2).

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативных документах на конкретные виды продукции.

Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:

- на ящиках — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

- на бочках и барабанах — на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе;

- на мешках — в верхней части у шва;

- на тюках — на одной из боковых поверхностей;

- на кипах — на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;

- на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару,— в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах.

На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и светлого на темных. Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и Манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков. Площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 Рекомендуемое соотношение сторон 2:3. Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Размеры ярлыков

Номер ярлыка Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм) Размер грузового места (груза)
Длина или ширина Высота
  52 х 74 До 1000 включ. До 190 включ.
  74 х 105   Св.190
  105 х 148 Св.1000 -
  148 х 210   -

Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков. На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка. Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;

50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;

100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару:

10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;

15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;

30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации.

Дополнительные требования к маркировке грузов, доставляемых на экспорт. Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать указанной в 7.2—7.4 с дополнениями или изменениями, установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения.

Основные надписи:

- номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;

- номер заказа-наряда;

- номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе- количество мест в партии;

- полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;

- наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;

- страна назначения груза*;

- станция и дорога назначения груза*;

- товарные знаки и марки грузоотправителя*.

Дополнительные надписи:

- наименование экспортирующей организации — полное или условное;

- пункт отправления груза;

- станция и дорога отправления.

Информационные надписи:

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах;

- массы нетто и брутто в килограммах;

- объем грузового места в кубических метрах;

Примечание: * ' х - надписи «Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик». Не указывают габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м.

При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку (тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении. Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место. При транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое место, но не менее чем на десять мест. При транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносят.

При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки. Транспортную маркировку наносят на русском языке и иностранном, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в заказе-наряде.

На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки. На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят на основаниях. Если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке.

10. Правила перевозки грузов в транспортных пакетах.

Грузы, которые по своим свойствам, габаритным размерам и условиям перевозок могут быть сформированы в транспортные пакеты, предъявляются грузоотправителями к перевозке железнодорожным транспортом или с участием нескольких видов транспорта в транспортных пакетах. Транспортный пакет - укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств пакетирования разового или многоразового пользования, позволяющих обеспечить безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ при перевозке грузов, соответствующих установленным стандартам, техническим условиям на продукцию, ее тару и упаковку и иным актам. Пакеты грузов и средства пакетирования должны удовлетворять следующим требованиям:

обеспечение безопасности выполнения транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных работ и соблюдение экологических нормативов;

рациональное использование вагонов и контейнеров по грузоподъемности и вместимости;

возможность выполнения механизированной погрузки (выгрузки) транспортных пакетов;

обеспечение устойчивости, а в необходимых случаях, возможности крепления транспортных пакетов от продольных и поперечных смещений в вагонах или контейнерах в процессе перевозки.

3. При формировании транспортных пакетов должна быть исключена возможность изъятия отдельных грузовых мест из транспортного пакета.

4. Предъявление к перевозке грузов транспортными пакетами, сформированными с нарушением предусмотренных настоящими Правилами требований, не допускается.

5. Перевозка грузов в транспортных пакетах в открытом подвижном составе производится в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.

6. Формирование транспортных пакетов осуществляется грузоотправителем до предъявления их к перевозке в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на перевозимые грузы.

7. В транспортный пакет разрешается укладывать только однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузополучателя.

8. При перевозке грузов в крытых вагонах и контейнерах параметры транспортного пакета, сформированного из грузов с применением многооборотного поддона размерами 800х1200 мм, не должны превышать 840х1240 мм.

9. Для формирования транспортных пакетов при перевозке опасных грузов и грузов со специфическим запахом не допускается использование средств крепления многоразового использования и поддонов для формирования транспортных пакетов без их предварительной санитарной обработки и обеззараживания в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и соответствующим органом государственного контроля.

10. Грузы в транспортных пакетах перевозятся без переформирования пакета в пути следования.

11. На транспортные пакеты перед предъявлением их к перевозке грузоотправителем наносится транспортная маркировка в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом. При этом на транспортном пакете грузоотправителем указывается номер пакета и количество находящихся в нем мест.

12. Грузы в транспортных пакетах принимаются к перевозке в местах общего и необщего пользования железнодорожного транспорта. По условиям приема транспортный пакет приравнивается к отдельному грузовому месту. Массу транспортного пакета (масса груза вместе с пакетирующими средствами) определяет грузоотправитель и указывает ее в соответствующей графе транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).

13. Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в крытых и изотермических вагонах и крупнотоннажных контейнерах, не должна превышать 1,5 тонны, среднетоннажных контейнерах – 1 тонны. Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в открытом подвижном составе, не должна превышать: массы, согласованной с грузополучателем, - при выгрузке в местах необщего пользования железнодорожного транспорта; грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин, имеющихся на железнодорожных станциях назначения, - при выгрузке в местах общего пользования железнодорожного транспорта. Сведения о грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин на железнодорожных станциях назначения приведены в перечне станций, в местах общего пользования которых имеются грузоподъемные механизмы для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов.

14. Размещение и крепление транспортных пакетов в вагонах и контейнерах осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

15. При заполнении накладной на грузы, предъявляемые к перевозке в транспортных пакетах, грузоотправитель указывает в соответствующих графах накладной: в графе «Количество мест»: в числителе - количество транспортных пакетов, в знаменателе - количество мест в одном пакете; в графе «упаковка» – указывается «тр. пакет»; в графе «Масса груза в кг, определенная» - масса груза брутто (вместе со средствами формирования транспортных пакетов), для транспортных пакетов, сформированных на поддонах, кроме того, через дробь указывается масса транспортного пакета нетто (масса транспортного пакета без учета массы поддона); при перевозке сборных повагонных отправок в транспортных пакетах – сведения о транспортных пакетах (наименование груза, количество мест, масса) для каждого наименования груза, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов.

16. Перевозчик в местах общего пользования принимает и выдает груз в транспортных пакетах без проверки количества мест и массы.

17. При обнаружении на железнодорожной станции назначения поврежденных транспортных пакетов, выгруженных средствами перевозчика, перевозчик должен проверить содержимое пакета (количество мест, массу и состояние груза). Результаты проверки оформляются перевозчиком в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

18. Порядок использования и сроки возврата грузополучателем средств крепления многоразового использования и поддонов грузоотправителю определяются грузоотправителем и грузополучателем. Перевозка средств крепления многоразового использования и поддонов, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям, производится повагонными, контейнерными и мелкими отправками на общих основаниях.

11. Транспортировка грузов на открытом подвижном составе.

Перевозка значительной части грузов разрешена на открытом подвижном составе. В основном это промышленная продукция, не подверженная вредному воздействию атмосферных осадков, а также изделия, которые по своим размерам нельзя погрузить в крытые вагоны. Перечень грузов, допускаемых к перевозке на открытом подвижном составе приведен в Правилах перевозок грузов. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, в зависимости от основных свойств, способов размещения и крепления в вагоне подразделяются на три группы.

В первой группе объединены сыпучие и кусковые грузы, перевозимые навалом, - минерально-строительные материалы, каменный уголь, руда, торф и т.д. Дополнительного закрепления в вагоне они не требуют, а их устойчивость в процессе транспортирования обеспечивают борта платформы и стенки полувагонов.

Вторую группу составляют штучные грузы: машины всякие, станки, кабели и т.д. После погрузки их закрепляют в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

В третью группу входят штабельные грузы, представляющие собой однородные по геометрической форме и размерам предметы, укладываемые в несколько ярусов по высоте и в один или несколько штабелей по длине вагона. После погрузки штабеля увязывают и закрепляют в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

12. Содержание маркировки, характеризующей тару.

Содержание маркировки, характеризующей тару:

- товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;

- номер тары по нормативному документу;

- обозначение нормативного документа.

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. Маркировку, характеризующую тару, наносят:

- на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;

- на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;

- на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;

- на баллонах — на дне.

Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

Способы нанесения маркировки тары:

- деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;

- картонной — типографским способом, штемпелеванием;

- металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;

- пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами. На транспортную тару, предназначенную для упаковывания, транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 26319.

Маркировка грузов является неотъемлемой частью процесса грузовых перевозок. Цель маркировки состоит в том, чтобы охарактеризовать отправляемый груз в полном объеме. То есть, в зависимости от вида перевозимого груза на упаковку наносятся приведенные ниже манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. На территории Республики Казахстан маркировка и нанесение этикеток на упаковку грузов производится согласно Межгосударственному стандарту маркировки грузов, введенному в действие с января 1998 года (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Маркировка грузов

Надпись Обозначение Описание
  Хрупкое. Осторожно Размер - 74 х 105 мм Рамка: черная полоса Цвет бумаги: белый. Рисунок: бокал черного цвета. Бьющийся груз. Осторожно.
  Беречь от солнечных лучей Груз следует защищать от тепла
  Беречь от влаги   Размер - 74 х 105 мм Рамка: черная полоса Цвет бумаги: белый. Рисунок: раскрытый зонт черного цвета с шестью каплями воды. Надпись (значение): Предохранять груз от сырости.
  Беречь от излучения Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их
  Ограничение температуры Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им.
  Скоропортящиеся грузы Перевозка скоропортящихся грузов: мясо, рыба, рыбныеизделия
  Крюками не брать Запрещение применения крюковпри поднятии грузов.
  Герметичная упаковка При транспортировании, перегрузке и хранении открывать упаковку вопрещается.
  Место упаковки Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза.
  Здесь поднимать с тележкой запрещается Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза
  Верх Указывает правильное вертикальное положение груза.
  Центр тяжести Место центра тяжести груза. Примечание. Пример расположениязнака указывают место тяжести груза. Знак наносится, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести.
  Тропическая упаковка Когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортирования и хранении могут привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т – знак тропической упаковки; 00-00 – месяц и год упаковывания.
  Не штабелировать Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы.
  Поднимать непосредственно за груз Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается.
  Открывать здесь Упаковку открывать только в указанном месте
  Беречь от тепла и радиоактивного излучения Тепло или проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза.
  Не катить Груз не следует подвергать качению.
  Штабелирование ограничено Ограничена возможность штабелирования груза.
  Зажимать здесь Указывает места, где следует брать груз зажимами.
  Не зажимать Нельзя зажимать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  Предел по количеству ярусов в штабеле Ограничения количества ярусов штабелирования
  Вилочными погрузчики не использовать Нельзя использовать вилочные погрузчики

13. Место нанесения маркировки на канистрах, флягах и других видах транспортной тары.

14. Правила нанесения маркировки грузов при перевозке с участием морского транспорта.

15. Классификация маркировки.

16. Правила обращения с товаром при его перевозке, перегрузке, хранении.

17. Мероприятия, снижающие опасность хищения грузов.

Перечисляемые ниже мероприятия могут помочь гру-зоотправителям снизить опасность хищений грузов, вызывае-мых неудачными приемами маркировки и нанесения этикеток:

• не следует раскрывать содержимое наиболее ценных или легко расхищаемых грузов (например фото- и кинокамер или переносной аудио- и видеотехники) при помощи реклам-ных или иных наружных этикеток. Фирменные рекламы, осо-бенно хорошо известных компаний и изделий, которые при-влекают внимание похитителей, являются для них прямым приглашением;

• необходимо убедиться, что каждая отправка груза ясно, отчетливо и надежно замаркирована именем и адресом только одного грузоотправителя и одного клиента прежде, чем она будет передана транспортной фирме;

• следует отмечать этикеткой или ярлыком каждую тару или штуку груза в соответствии с классификационными справочниками и тарифами транспортной организации;

• рекомендуется маркировать хрупкие грузы (напри-мер, стекло) заметными ярлыками, указывающими на харак-тер данных грузов;

• не следует заказывать для грузов контейнеры с пре-дупредительными маркировками, если они не нужны;

• в отправках грузов для следования по заказу необ-ходимо маркировать соответствующим образом каждую наружную тару опознавательными символами или номером, указав его на отправительском заказе и договоре перевозки;

• следует указывать фамилию и адрес комиссионера или агента в пункте экспорта, а также получателя экспортируемого груза;

• надежно, с использованием хорошего клея необхо-димо прикреплять этикетки к таре;

• по возможности следует избегать применения по-держанной тары. В случае ее использования необходимо уда-лить или стереть старые этикетки и маркировки;

• при адресовании тары не рекомендуется пользоваться мимеографами или печатными устройствами трафаретного типа. Такие приспособления обязательно при-водят к изображению трудно различимых адресов;

• необходимо снабжать соответствующими маркировками тару, содержащую грузы, которые требуют особого обращения или складирования. Такая информация должна быть отражена также и в договоре перевозки;

• следует предусматривать обучение ра-ботников перевалочных пунктов. Основной курс обучения должен содержать меры по борьбе с потерями, в частности инструкции, которые относятся к маркировке, нанесению этикеток, погрузочно-разгрузочным операциям, соблюдению указаний, сообщаемых на предупредительных этикетках, маркировке тары, имеющей плохое состояние и обращению с тарой (включая способы ее ремонта);

• если требуется предупредительная мар-кировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СО-ДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные ин-струкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок;

• рекомендуется информировать транс-портно-экспедиторские организации относительно необходи-мости новых маркировок. При отправке груза за границу сле-дует предусматривать помещение с наружной стороны тары инструкции относительно погрузочно-разгрузочных операций на двух языках (особенно на языке страны назначения). Применение символов международного типа является более эффективным, чем каких-либо слов.

Для улучшения работы и удобства существует Межго-сударственный Стандарт маркировки груза. Ниже приведены выдержки из него.

18. Опасные грузы. Классификация и маркировка.

В зависимости от агрегатного состояния (газ, жид-кость, твердое вещество), обобщенной характеристики опасных физико-химических свойств и их проявления в транспортном процессе опасные грузы (ОГ) в соответствии с ГОСТ 19433-88 (Грузы опасные. Классификация и маркировка) подразделяются на девять классов транспортной опасности:

• класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);

• класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (СГ);

• класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

• класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые и самовоз-горающиеся вещества (ЛВТ и СВ);

• класс 5 - окисляющие вещества и органические пе-роксиды (ОК и ОП);

• класс 6 - ядовитые и инфекционные вещества (ЯВ и ИВ);

• класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);

• класс 8 - едкие и коррозионные материалы (ЕК);

• класс 9 - прочие опасные вещества (ПОВ).

Кроме того, в соответствии с установленными ГОСТ 19433-88 классификационными критериями и стандартными методами испытаний каждый класс подразделяется на под-классы, категории и группы. Если класс определяет обобщен-ную характеристику опасного груза (вид транспортной опас-ности), то подкласс - основные опасные свойства и характер их проявления; категории: первая - соответствует подклассу и указывает на отсутствие в нем дополнительных видов опасно-сти, последующие - на наличие в этих подклассах грузов с дополнительными опасными свойствами (степень проявления которых ниже основных); группа указывает на степень прояв-ления транспортной опасности.

При проведении стандартных испытаний опасные гру-зы относятся к тому классу транспортной опасности, которая имеет наивысшую степень проявления в транспортном про-цессе.

Для опасных грузов, кроме классов 1, 2 и 9, установле-ны три степени транспортной опасности: высокая, средняя и низкая.

Взрывчатые материалы (класс 1) степеней опасности не имеют, они подразделяются на группы совместимости (возможности совместной перевозки).

Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлени-ем (класс 2) подразделяются на 6 степеней опасности.

Прочие опасные вещества (класс 9) имеют только низ-кую степень опасности.

19. Классификация взрывчатых материалов по характеру и скорости физико-химического превращения.

Взрывчатые материалы представляют особую опасность, обладают способностью принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, повреждения и разрушения жилых производственных объектов, транспортной инфраструктуры.

В зависимости от процесса протекания физико-химической реакции ВМ подразделяют на детонирующие и дефлагрирующие взрывчатые материалы. В детонирующих ВМ реакция происходит при ударно-волновом возбуждении и его перемещении в веществе со сверхзвуковой скоростью (детонации). В дефлагрирующих ВМ реакция происходит в виде быстрого горения (дефлаграции), хотя по внешнему эффекту она может выглядеть как взрыв, в результате которого давление газов значительно повышается и в окружающей среде возникает ударная волна. Поэтому для инициирования взрывов применяются или детонаторы - для возбуждения детонации, или воспламенители - для начала дефлаграции в цепи взрывателя ВМ.

По характеру и скорости физико-химического превращения ВМ подразделяются на четыре группы:

• группа 1 - инициирующие ВМ - применяются для инициирования детонации в других ВМ. Они обладают наиболее высокой чувствительностью к простейшим внешним начальным импульсам (воздействиям: удару, наколу, проколу, прострелу, трению, нагреву, искре, огню) и наибольшей (сверхзвуковой) скоростью детонации (гремучая ртуть, озид свинца, тетразен, тринитрорезорцинат свинца - ТНРС). Инициирующие ВМ в чистом виде, как правило, не применяются;

• группа 2 - бризантные ВМ - обладают большой скоростью детонации (до 8,5 км/с) и способны производить при взрыве местное дробление среды. Они могут быть повышенной мощности (тетрил, тен, гексоген и др.), нормальной (тротил, пикрин и др.) и пониженной мощности (аммониты и аммоналы);

• группа 3 - метательные ВМ - способны к горению с образованием большого количества газообразных продуктов, энергия которых используется для метания пуль, снарядов и т. п. (дымные и бездымные пороха, пороховые и ракетные топлива, а также другие смеси);

• группа 4 - пиротехнические ВМ - предназначены для снаряжения изделий в целях получения различных зажигательных, осветительных и сигнальных эффектов, взрывных фейерверков. Они, как правило, обладают низкой чувствительностью к различным возмущающим воздействиям.

Таким образом, основными свойствами ВМ, влияющими на безопасность их перевозки железнодорожным транспортом, являются:

• чувствительность к внешним воздействиям (начальному импульсу), т. е. к инициированию детонации;

• способность к детонации и взрыву;

• воспламеняемость с переходом в режим возмущенной горения и возможность последующей детонации.

При этом чувствительность ВМ к внешним воздействиям (начальному импульсу) является одной из основных характеристик, определяющих возможность и условия их транспортирования. В соответствии с перечисленными основными свойствами, влияющими на безопасность транспортирования ВМ, их класс подразделяется на шесть подклассов:

• Подкласс 1.1 - ВМ со способностью (опасностью) взрыва массой, т. е. такого взрыва, который практически мгновенно охватывает весь груз ВМ;

• подкласс 1.2 - ВМ, как правило, не взрывающиеся все массой, но обладающие значительным эффектом взрыва, разбрасывания и поражения;

• подкласс 1.3 - пожароопасные ВМ, характеризующиеся высокой степенью воспламенения и выделения при горении большого количества тепла или последовательного загорания с незначительным эффектом взрыва;

• подкласс 1.4 - незначительно чувствительные ВМ, представляющие опасность только в случае инициирования или воспламенения. Действие взрыва ограничиваете упаковкой;

• подкласс 1.5 - очень нечувствительные детонирующие ВМ, как правило; не вызывающие при транспортировании случайного инициирования или перехода от горения к детонации. Эти BМ, как минимум, не должны взрываться в случае пожара снаружи;

• подкласс 1.6 – чрезвычайно низкой чувствительные ВМ, характеризующиеся ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.

Таким образом, ОГ подклассов 1.1-1.3 представляют собой очень чувствительные ВМ со значительной степенью опасности, а подклассов 1.4-1.6 - слабочувствительные ВМ с более низкой степенью опасности.

Категорий взрывчатые вещества не имеют. В зависимости от опасных свойств, назначения и возможности совместной перевозки ВМ подразделяются на 13 групп совместимости, обозначаемых латинскими буквами от А до N и S:

• А - инициирующие первичные ВМ;

• В - изделия, содержащие инициирующие ВМ и имеющие не менее двух предохранительных устройств;

• С - метательные и другие дефлагрирующие ВМ или изделия, их содержащие;

• D - вторичные детонирующие ВМ и дымный порох без средств инициирования и метательных зарядов;

• Е - изделия, содержащие вторичные детонирующие ВМ, без средств инициирования, но с метательными зарядами (кроме содержащих ЛВЖ);

• F - изделия, содержащие вторичные детонирующие ВМ, средства инициирования и метательные заряды (ЛВЖ и гели) или не содержащие метательного заряда;

• G - пиротехнические вещества и изделия, содержащие как взрывчатые, так и осветительные зажигательные, слезоточивые или дымообразующие вещества;

• Н - изделия, содержащие ВМ и белый фосфор;

• J - изделия, содержащие ВМ и ЛВЖ и гели;

• К - ВМ, содержащие ядовитые вещества;

• L - взрывчатые вещества и изделия, содержащие ядовитые вещества и обладающие особой опасностью, требующей изоляции каждого вида;

• N - изделия, содержащие только детонирующие вещества, нечувствительные в исключительной степени;

• S - вещества или изделия, так сконструированные и упакованные, что любое опасное проявление ограничено самой упаковкой.

При аварийных ситуациях и проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ с ВМ необходимо в первую очередь исходить из характеристики их подкласса, а с Другими ОГ - и из степени транспортной опасности.

20. Знаки опасности, наносимые на транспортную тару.

21. Знаки опасности при перевозке груза железнодорожным транспортом.

Для обозначения и характеристики транспортной опасности перевозимых опасных грузов ГОСТ установлены соответствующие знаки опасности (таблица 4.1), которые должны наноситься в качестве отличительной маркировки на тару и транспортных средства.

Порядковые номера чертежей знаков опасности на приведенном рисунке соответствуют номерам классов транспортной опасности, а буквенные обозначения -- их подкласса, (за исключением РМ, знаки опасности которых характеризуют степень проявления транспортной опасности).

Знаки опасности – разделяются на: основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз; дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности.

Аварийная карточка (номер аварийной карточки) - утвержденный документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников и ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке.

Номер ООН – порядковый номер, присвоенный опасному грузу или группе грузов, сходных по своим свойствам, на основе рекомендаций комитета экспертов организации объединенных наций по перевозке опасных грузов (таблица 4.1).

Классификация опасных грузов (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида и степени опасности груза в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, грузовых единиц и транспортных средств, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и Правилами перевозок грузов (таблица 4.1). Эти знаки опасности используются для характеристики опасных свойств грузов (классов и подклассов ОГ) и дополнительных опасных свойств (категорий).

КЛАССЫ ПОДКЛАССЫ
  Класс 1   Взрывчатые материалы (ВМ) 1.1 - ВМ с опасностью взрыва массой
1.2 – ВМ с опасностью разбрасывания, не взрывающей массой
1.3 - пожароопасные ВМ
1.4. – незначительно чувствительные ВМ
1.5. – очень нечувстви-тельные детонирующие ВМ
1.6. - чрезвычайно низкой чувствительные ВМ
Класс 2 Газы сжатые, сжиженные и растворённые под давлением 2.1 – невоспламеняющиеся и неядовитые инертные газы;
2.2– ядовитые газы
2.3 – воспламеняющиеся газы
2.4 – ядовитые и воспламеняющиеся газы
Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) 3.1 — ЛВЖ, у которых Т ниже минус 18 °
3.2 — ЛВЖ, у которых Т более минус 18 °С, но менее плюс 23 °С
3.3 — ЛВЖ, у которых Т более 23 °С, но менее 61.
Класс 4 Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой Самовозгорающиеся вещества (СВ); 4.1 — легковоспламеняю-щиеся и самовозгорающиеся твердые вещества (ЛВТ);
4.2 — самовозгорающиеся (на воздухе) вещества (СВ)
4.3 — вещества, выделяю-щие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
Класс 5 Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП) 5.1 – Окисляющие вещества
5.2 – Органические пероксиды
Класс 6 Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ) 6.1 – Ядовитые вещества (ЯВ)
6.2– Инфекционные вещества (ИВ)
Класс 7 Радиоактивные материалы (РМ) Категории: 0 - РМ, перевозимые по определенному соглашению 1- делящиеся (ядерные) РМ 2- РМ с низкой удельной активностью (концентраты руд), но перевозимые только на специальных условиях 3 - РМ с низкой удельной активностью 4 - РМ пирофорные (самово-згорающиеся в мелко дробленном состоянии) 5 - РМ окисляющие 6- объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением 7 - радиоактивные изотопы; 8 - коррозионные РМ.
Категория I
Категория III
Класс 8 Едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК) 8.1- ЕК, обладающие кислотными свойствами 8.2 -ЕК, обладающие щелочными свойствами 8.3- разные ЕК (йод, ртуть и др.).
Класс 9 Прочие опасные вещества Все остальные грузы
  Знак ООН, СМГС Табличка оранжевого цвета с указанием кода опасности груза и номером ООН

22. Органолептический метод оценки груза. Недостатки и преимущества.

Органолептический метод предполагает выявление каче-ственных свойств груза только с помощью органов чувств человека- зрения, осязания, вкуса, обоняния и слуха. С помощью этого метода оценивается внешний вид груза или его тары, определяются: гранулометрический состав, цвет, твердость, гибкость, шершавость, загрязненность, зараженность вредителями, наличие посторонних запахов и пр. Органолептический метод предполагает создание оптимальных условий наблюдения: дневного освещения, определенной температуры продукта, наличия образцов продукции каждого сорта и т.д. Преимущества этого метода являются возможность его широкого применения, простота и быстрое выполнение, отсутствие дополнительных расходов продукции при исследовании. К недостаткам следует отнести субьективность оценки и невозможность дать количественную оценку свойств груза.

23. Лабораторные метод оценки груза и его виды.

Для проведения лабораторных исследований из каждой партии груза отбирают пробы. Отбирают и хранят пробы в соответствии с действующими правилами контроля. Затем исследуют пробы с помощью различных приборов и реактивов. Различают следующие виды лабораторных исследований грузов: механический для определения и количественной оценки упругости, растяжению, сопротивления сдвигу, скручиванию, разрыву и пр.; физический для определения плотности, влажности, угла естественного откоса, вязкости, температуры вспышки, температуры застывания; оптический для изучения природы и внутренного строения веществ с помощью оптических приборов (микроскопов, лазерных устройств); химический для выявления химического состава вещества, изучения его активности в различных средах; биологический для проверки наличия в продукте живых организмов, способствующих его порче. Результаты лабораторных исследований, необходимых работникам транспорта, проводят в паспортах качества, ветеринарных свидетельствах, сертификатов и пр.

24. Натурный метод оценки груза и его особенности. Исследования грузов применяется для проверки внеш-него состояния продукта или его тары и упаковки, определе-ния обьемно-массовых характеристик, а также температуры, влажности, угла естественного откоса и т.д. в производствен-ных условиях. Кроме органов чувств человека, натурный ме-тод предполагает использование различных измерительных приборов (рулетка, весы, термометр, барометр и пр.) На прак-тике для оценки качества груза чаще применяются комплекс-ные методы, которые включают элементы органолептики, ла-бораторного и натурного метода.

25. Физические свойства грузов. Это прежде всего сыпучесть, угол естественного откоса, пористость, хрупкость, пылеемкость, распыляемость, абразивность, сводообразование и пр. Сыпучесть- способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть характеризуется углом естественного откоса и сопротивлением сдвигу. Углом естественного откоса называется двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Сопротивление сдвигу обьясняется наличием сил трения частиц груза и сил их сцепления. Для идеального сыпучих материалов, когда отсутствует сцепление частиц груза между собой, угол внутреннего трения равен углу естественного откоса. Значительными силами сцепления частиц вещества обладают влажные и плохосыпучие грузы – вязкие материалы. С ростом влажности груза возрастают и силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического состояния вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта. Пористость характеризует наличие и суммарный обьем внутренних пор и каппиляров и оценивается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: