Размещение грузов на открытом подвижном составе, крытом, на платформе

Основные требования к размещению и креплению груза. Выбор схемы размещения груза в автотранспортном средстве (АТС) должен сопровождаться расчетом допустимых нагрузок и надежности крепления груза. Расчет загрузки и крепления груза в АТС или контейнере должен быть выполнен таким образом, чтобы не превысить весовые ограничения, как со стороны АТС, так и автомобильной дороги, по которой планируется перевозка, и обеспечить:

сохранность груза при перевозке;

сохранность АТС и контейнеров;

наиболее полную загрузку АТС или контейнера по грузоподъемности и грузовместимости; разумную стоимость крепежных и вспомогательных материалов.

Для составления плана размещения ГМ в АТС или контейнере необходимо иметь следующие данные:

• внутренние размеры (длина, ширина, высота) грузового помещения АТС или контейнера;

• размеры дверных проемов (ширина, высота) или грузовых люков;

• параметры грузоподъемности и грузовместимости;

• наибольшая допустимая удельная нагрузка на пол АТС или контейнера.

Несмотря на стандартизацию внешних размеров контейнеров, их внутренние размеры различаются, что связано с использованием для изготовления контейнеров разными производителями различных материалов. Размеры железнодорожных вагонов также различаются в зависимости от модели и организации-изготовителя. Характеристики ПС разных автотранспортных организаций (АТО) могут отличаться весьма существенно, поэтому данные по ПС не­обходимо получать непосредственно от перевозчика.

При размещении груза в контейнере и ПС необходимо соблюдать следующие основные условия:

• должны быть учтены свойства груза в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192–96 и знаками опасности по ГОСТ 19433–88, свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей ПС и контейнеров;

• грузы должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключить возможность перемещения ГМ в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта;

• для крепления груза могут быть использованы деревянные щиты, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и другие материалы;

• для обеспечения несмещаемости груза внутри контейнера следует по возможности использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и т.п.;

• при размещении грузов с зазорами у каждого поперечного ряда грузов вдоль зазора следует устанавливать стойки, скрепляя их между собой для устойчивости;

• одно или несколько ГМ, расположенных посередине контейнера, следует крепить с обеих сторон распорками с упором их в боковые стенки и пол. В местах упора распорок необходимо подкладывать брусья, доски, щиты и т.п.;

• при укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т.п.);

• в один контейнер следует укладывать грузы, совместимые по своим физико-химическим свойствам;

• максимальная масса ГМ, которое может быть установлено погрузчиком в контейнере, определяется из условия нагрузки на ось погрузчика не выше 2730 кг;

• укладка ГМ в контейнере должна производиться от боковых стенок к его продольной оси с оставлением зазора (в случае некратности размеров груза и контейнера) вдоль продольной оси контейнера;

• смещение центра тяжести груза по длине от геометрического центра не должно превышать 600 мм для контейнера типа 1С и 1200 мм – для контейнера типа 1А;

• для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала;

• не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого груза;

• при выборе сепарационных и крепежных материалов рекомендуется использовать материалы многократного применения для сокращения отходов и мусора после выгрузки;

• если контейнер следует в страну, в которой действуют карантинные правила в отношении обработки лесоматериалов, необходимо учесть, чтобы вся древесина в контейнере, упаковочных материалах и грузе соответствовала этим правилам. В подтверждение следует вложить или прикрепить на видном месте в контейнере копию Свидетельства об обработке древесных материалов;

• крепление груза со стороны двери контейнера является обязательным при расстоянии до двери более 100 мм, при этом нагрузка должна передаваться на угловые стойки контейнера, а не на дверь;

• по окончании загрузки контейнера должна быть обеспечена возможность свободного открытия и закрытия двери. С этой целью рекомендуется устанавливать деревянные распорки между задними стойками или применять другие меры для сохранения возможности свободного открывания дверей на всем пути транспортирования;

• при загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать на нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и др.) таре – на верхние;

• грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно; не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками;

• при загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, не допускается их установка друг на друга;

• размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер не полностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления ГМ и заданного положения центра тяжести контейнера;

• грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения;

• грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной, бумагой, либо в контейнер следует помещать влагопоглощающий материал, например силикагель, или специальную влагопоглощающую бумагу (типа нон свит), которой покрывают внутренние поверхности контейнера;

• жидкий груз в таре следует укладывать на нижний ярус; в случае, если возможна укладка поверх него других грузов, необходимо применение между ними сепарации из досок толщиной не менее 20 мм или листов фанеры достаточной площади, равномерно распределяющей нагрузку между ярусами;

• загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. Показателем оптимального размещения пакетированного груза в контейнере является остаточная площадь контейнера, когда она составляет меньше площади одного пакета, а объемная масса размещенного груза составляет не менее 430 или 530 кг/м3 для контейнеров1А и 1С соответственно;

• укладку ГМ в несколько ярусов, при наличии технологической возможности, необходимо производить перевязку так, чтобы каждый последующий ярус придавал устойчивость грузу предыдущих ярусов.

41. Грузы химической промышленности и их классификация.

К грузам химической промышленности относятся химические и минеральные удобрения, химико-фармацевтические и парфюмерные изделия, мыло, каучук и резинотехнические изделия, синтетические волокна, пластмассы, клей, коксохимическая и лесохимическая продукция, кислоты, щелочи, соли и т.д. Номенклатура грузов химической промышленности насчитывает свыше 1140 различных наименований. Отличительная особенность химических грузов – разнообразие их физико-химических свойств и объемно-массовых характеристик. Рассмотрим химические грузы по тарифным группам. Применяются для роста растений и представляют собой необходимые для роста растений элементы питания. Простые удобрения содержат один из элементов питания растений - азотные, фосфорные, калийные и различные микроудобрения. Микроудобрения содержат в небольших дозах такие питательные микроэлементы, как бор, молибден, медь, марганец, магний, цинк. Комплексные или сложные удобрения содержат два или три питательных элемента в различных пропорциях. Как правило, удобрения представляют собой твердые вещества с мелкокристаллической или порошкообразной структурой или вещества, состоящие из отдельных гранул. Исключение составляет жидкий аммиак- цветная прозрачная жидкость с характерным запахом.

Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: повышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылением, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся частей машин и подвижного состава, использования респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количественных потерь удобрений. Приведем наиболее распространенные удобрения. Фосфорные удобрения - фосфоритная мука, кость различных животных, суперфосфаты, различные металлургические шлаки. К калийным удобрениям относятся хлористый калий, сульфат калия. Калийные удобрения обладают повышенными коррозионным воздействием на металлы. При перевозке калийных удобрений навалом за 4-5 лет эксплуатации выходят из строя металлические кузова вагонов и устройства пневмовыгрузки у специального подвижного состава. К азотным удобрениям относятся карбамид (искусственная мочевина), аммиачная, натриевая, известково-аммиачная селитра, сульфат амония, цианамид кальция. Все виды селитр отличаются агрессивностью являются активными окислителями. С органическими и некоторыми другими веществами селитры образуют горючие и взрывчатые смеси. Так, например, взрыво- и пожароопасность аммиачной селитры возрастает в присутствии соломы, щепок и других органических примесей, минеральных кислот, меди, цинка и др. Ткани и бумага, пропитанные раствором аммиачной селитры, самовозгораются. К химическим грузамотносятся также медикаменты, различные химические препараты, лекарственное растительное сырье.

Медикаменты расфасовывают во флаконы, баночки, коробочки, пакеты, ампулы и укладывают во внутреннюю тару. В качестве транспортной (внешней) тары для медикаментов используют фанерные и деревянные ящики массой отдельных мест до 50 кг.

К растительному лекарственному сырью относятся травы, растения, цветы, семена. Сырье упаковывают в мешки, тюки, кипы с массой каждого места 30-100 кг. Большинство химико-фармацевтических грузов обладает специфическими запахами.

К парфюмерным грузам относятся душистые дезинфицирующие и освежающие вещества (духи, лосьоны, одеколоны и т.д.) и косметические товары (кремы, пудры, зубные порошки, зубные пасты, губная помада, лаки). Жидкие парфюмерные товары расфасовывают во флаконы с плотно пригнанными пробками; мази и пасты - в банки и тюбики; пудры и порошки – в коробки. В качестве транспортной тары используется фанерные и деревянные ящики, устланные изнутри бумагой. Масса отдельных мест до 20 кг. Духи, одеколоны и некоторые парфюмерные товары, содержащие спирт, относятся к классу легкогорючих грузов. Парфюмерные грузы обладают стойкими запахами и в то же время способны к поглощению посторонних запахов, поэтому недопустима совместная перевозка и хранение парфюмерных товаров с продовольственными товарами и грузами, обладающими собственными стойкими запахами. При попадании жидких парфюмерных товаров на соседние грузы образуются несмываемые пятна, снижающие их качественные характеристики. Хранение парфюмерных грузов осуществляется в сухих, хорошо проветриваемых помещениях.

42. Перевозочные документы на железнодорожном транспорте.

Основные документы первичного учета по перевозке грузов. На железнодорожном транспорте - это накладная, дорожная ведомость, передаточная ведомость по грузам прямого сообщения, передаточная ведомость по грузам прямого международного сообщения, вагонный лист, погрузочный ордер, багажная квитанция, сдаточная ведомость, путевой журнал, акт погрузки (выгрузки) сырья и коносамент; на автомобильном транспорте - путевой лист грузового автомобиля, товарно-транспортная накладная.

Накладная - составляется грузоотправителем на каждую отправку груза. В ней указываются: станция отправления и назначения, грузоотправитель и грузополучатель, род и масса груза, провозная плата и другие реквизиты.

Дорожная ведомость - состоит из трех частей: собственно дорожной ведомости, копии ее (корешок дорожной ведомости) и квитанции в приеме груза к перевозке. Корешок остается на станции отправления, квитанция выдается отправителю с целью удостоверения факта приема от него грузов для перевозки и получения с него провозных платежей, а дорожная ведомость следует вместе с грузом до станции назначения. Содержит все показатели накладной. На оборотной стороне ведомости предусмотрена отметка о пунктах перехода груза с одной дороги на другую. Корешок дорожной ведомости используется для учета погрузки и перевозок грузов по моменту отправления, а дорожная ведомость - по моменту прибытия, а также для учета продукции транспорта. Дорожная ведомость прямого смешанного железнодорожного и водного сообщения состоит из пяти частей.

Передаточная ведомость по грузам прямого железнодорожного сообщения (двусторонний документ) по каждой передаваемой отправке содержит название и массу груза, пункты отправления и назначения и др. Передаточная ведомость по грузам прямого междунар. сообщения содержит основные данные по каждой передаваемой отправке (названия, массы груза, станции отправления и назначения и др.), двусторонний документ; подписывается представителями дорог передающей и принимающей стран.

Вагонный лист содержит техническую характеристику вагона и данные о роде и количестве загруженного в него груза, сопровождает груженый вагон на всем пути следования.

Квитанция грузовая удостоверяет принятие груза железной дорогой или внутренним водным транспортом к перевозке; в случае утраты или повреждения груза является основанием для предъявления претензии или иска.

Погрузочный ордер составляется при перевозках в каботажном сообщении транспортно-экспедиционной конторой порта на каждую партию отправляемого груза.

Багажная квитанция составляется при оформлении перевозок багажа и грузобагажа. Состоит из трех частей: выдаваемой отправителю багажной квитанции, следующей с багажом багажной дорожной ведомости, остающегося в пункте отправления корешка.

Сдаточная ведомость составляется на грузы, багаж и грузобагаж портами (пристанями) при передаче груза на судно.

Акт погрузки (выгрузки) составляется портом (пристанью) совместно с отправителем (грузополучателем). Указываются название и номер самоходного (несамоходного) судна, мощность (грузоподъемность), принадлежность, порт (пристань) прибытия (отправления), время прибытия (отправления), начало (конец) погрузочно-разгрузочных работ, кол-во и наименование груза (мест), средства погрузки (выгрузки), способ определения массы, основные размеры судна, необходимые для расчета массы груза, замеры осадки судна (в см) до и после погрузки (выгрузки), время простоя судна (фактически), сумма штрафа и др.

43. Перевозочные документы на автомобильном транспорте.

Путевой лист грузового автомобиля - основной первичный документ учета работы грузового автомобиля и водителя; выдается водителю ежедневно при выходе грузового автомобиля на линию.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом; составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-трансп. накладными, составляемыми трансп. пр-тиями.

44. Перевозочные документы на воздушном транспорте.

К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

45. Основные места погрузки нефтегрузов на ж/д транспорт и используемое оборудование.

Для слива и налива большого количества нефтепродуктов служат эстакады (рисунок 2)

Чаще – двухсторонние. Для слива и налива масел (для защиты нефтепродуктов) крытые эстакады.
Предпочтительнее нижний слив наливных грузов (чище, быстрее, дешевле).
Существует способ и нижнего налива нефтепродуктов через наливные приборы.
Для интенсификации налива и слива применяют подогрев, слив под давлением, виброустройства. Для подогрева используют водяной пар, горячие нефтепродукты, электрогорелки.
Водяной пар подают в верхнюю часть цистерн под давлением до 0,7..0,8 МПа
Есть специальные цистерны с водяной рубашкой (поверхность = 28 кв. м)
В рубашку подается пар под давлением 0,2..0,3 МПа, подплавленнный груз лучше скользит по поверхности котла.
Сливные лотки, коллекторы – тоже с рубашкой.
При этом продолжительность слива нефтепродуктов в 2..4 раза выше, нет обводнения, остатки в цистерне меньше в 8..10 раз.
Битумы и смолы перевозят в опрокидывающихся полувагонах – бункерах.
Двойные стенки бункеров образуют паровую рубашку
Подогрев и разгрузка одного полувагона зимой занимает 30..40 минут (груз не надо разогревать до жидкого состояния, а лишь подплавлять поверхность соприкосновения).

46. Основные виды ящичной тары.

Тара ящичная

Тара ящичная - тара, в виде ящиков, картонных коробок.

В настоящее время практически нет таких товаров, которые не упаковывались бы в тару из картона. Картонные коробки приобретают всю большую популярность при перевозке самых разнообразных грузов. Важным преимуществом такого вида упаковки является то, что их доставка к месту упаковки изделий возможна в сложенном виде. При этом подготовка картонных ящиков к процессу упаковки может осуществляться даже вручную и не требует больших затрат времени и сил.

Ящичную тару из картона производят практически из всех разновидностей гофрокартона. Прочность такой тары зависит от количества и качества плоских и гофрированных бумажных слоев. Двухслойный картон применяется при изготовлении упаковок для изделий с небольшим весом. Напротив, для ящичной тары, предназначенной для крупногабаритной продукции, используется гофрокартон, имеющий пять или семь слоев. Микрогофрокартон в большинстве случаев используется для упаковки с использованием многокрасочной печати.

Важно отметить, что помимо используемого материала, принято классифицировать продукцию из гофрокартона, в зависимости от сложности процесса изготовления. Самым простым изделием является гофролист прямоугольной формы. Более сложным изделием считается четырехклапанная коробка и ее составляющие. Лотки, коробки разнообразной формы, ящики с отверстиями считаются наиболее сложными изделиями.

Существует огромное количество разновидностей ящичной тары из картона. Оно включает в себя: гофроящики, гофролотки, гофроконтейнеры, гофроподдоны, архивные короба, ящики для фруктов, коробки для пиццы, картонные уголки и т.п.

Благодаря простоте производственного процесса четырехклапанный гофроящик, без сомнения является самым удобным и доступным видом картонной тары.

Открытая или закрытая ящичная картонная тара, предназначенная для транспортировки сыпучих продуктов или крупнокусковых изделий, и имеющая большой объем, называется гофроподдоном.

Картонный ящик не только удобен в использовании, но и надежен. Он не только способен выдерживать большие ударные или механические нагрузки, но и обеспечивает защиту изделия от внешних воздействий окружающей среды. Помимо этого, производство ящичной тары значительно выгоднее производства ящиков из дерева и дает возможность сэкономить огромное количество древесного сырья и металла.

В производстве тары ящичной широко применяются штанцформы.

47. Свойства и параметры газообразных грузов.

Газообразные грузы характеризуются следующими свойствами и параметрами:

• плотность,т/м3 (зависит от давления и температуры);

• температура, градусы;

• давление, МегаПаскаль или кг/см2;

• ядовитость;

• взрывоопасность и другие свойства и параметры, отдельные из которых аналогичны свойствам жидких грузов.

Следует отметить, что сыпучие, жидкие и газообразные грузы, затаренные в некоторую тару (мешки, бочки, барабаны, баллоны и т. д.), рассматриваются как тарно-штучные или генеральные (на морском транспорте) грузы с позиций их транспортирования, перегрузок и складирования и характеризуются дополнительно параметрами, приведенными для этого рода грузов.

48. Свойства и основные параметры наливных грузов.

К категории наливных грузов относятся нефть и нефтепродукты, химические гру­зы, перевозимые наливом, сжиженные газы и пищевые продукты. В данной главе бу­дут рассмотрены вопросы, связанные с перевозкой нефти и нефтепродуктов, и в крат­кой форме дана информация по правилам перевозки пищевых грузов на танкерах.

Доля наливных грузов в международных морских перевозках составляет около 50%, из них свыше 80% приходится на нефть и нефтепродукты, около 6% мирового объема перевозок наливных грузов приходилось на долю СССР.

В настоящее время нам приходится фрахтовать иностранный танкерный флот для перевозки собственных наливных грузов, но уже началось строительство российско­го танкерного флота, что соответственно потребует и подготовки кадров для его эксплуатации.

Наливные грузы в зависимости от физико-химических свойств и транспортных ха­рактеристик, технических условий транспортировки и хранения, назначения и потреб­ления в производстве подразделяются на четыре вида:

— сырая нефть и нефтепродукты;

— химические наливные грузы;

— сжиженные газы, перевозимые наливом;

— пищевые наливные грузы.

С, D, обозначаются «III» в колонке категорий загрязнителя.

Физические свойства. Наливные грузы характеризуются общим свойством — текучестью жидкости, переливанием ее в сторону наклонения емкости, в которой он находится.

Жидкость, одно из четырех агрегатных состояний вещества, у которого незначительное различие в кинетической энергии теплового движения молекул и их потенциальной энергией.

Тепловое движение молекул жидкости состоит из колебаний около положений равновесия и сравнительно редких перескоков из одного равновесного положения в другое. Отличительной особенностью жидкости является ее текучесть, которая ев на с малыми силами трения при относительном движении соприкасающихся слоев. Жидкости имеют определенный объем и поверхность, но не сохраняют своей формы. Жидкости от газов отличаются большей плотностью при одних и тех же условиях и характером зависимости плотности от давления. Жидкость практически несжимаема — ее называют капельной жидкостью. В гидроаэромеханике, изучающей равновесие и движение жидкостей и газов, не учитывается их конкретное строение, они рассматриваются как сплошные среды, непрерывно распределенные в пространстве. Изменению объема сплошной среды препятствуют силы упругости, которые всегда перпендику­лярны к площадям, т. е. создают давление. Поэтому принято условное разделение жидкости от газа.

Техническое определение жидкости. Жидкостью называют вещества, давление паров которых не превышает 0,28 МПа (2,8 кг/см2) при температуре 37,8 °С (10O°F) по Рейду.

Движение жидкостей. В гидромеханике рассматривают два основных типа тече­ния жидкости — ламинарный и турбулентный. При ламинарном движении связь между движущимися слоями осуществляется силами молекулярного сцепления частиц, в результате которого слой жидкости, перемещающейся с большей скоростью, увлекает за собой соседний слои, движущийся с меньшей скоростью. Ламинарное движение жидкости характеризуется струйным течением, при котором отдельные ее слои дви­жутся с различными скоростями. При турбулентном движении частицы жидкости по­мимо главного направления перемешиваются в поперечном направлении. Отдельные частицы могут совершать и возвратные (вихревые) движения.

Химические свойства. Большинство наливных грузов (нефть и нефтепродукты, химические грузы и сжиженные газы) состоят из органических веществ. Органические вещества — это органические соединения, в состав которых всегда входит углерод с другими элементами, в основном, с водородом.

Органическое соединение, в молекуле которой соединены только атомы углерода с водородом называется — углеводород. В молекуле углеводорода может содержаться от одного до нескольких десятков атомов углерода (СН— формула предельных углеводородов). С увеличением в молекуле количества атомов углерода увеличивается молекулярная масса углеводорода, возрастает его температура плавления и кипения, меняется агрегатное состояние вещества. При обычных природных условиях органи­ческие вещества, в молекулах которых содержится следующее количество атомов уг­лерода, представляют собой:

— от С до С4 — газы (СН4 метан, природный газ с другими газообразными угле­водородами);

— от С5 до C — жидкость (нефть с растворенными в ней газообразными и твер­дыми углеводородами);

— CH34 и более — твердые вещества, например, битум, асфальт и парафин. Та­ким образом, наливные грузы являются смесью различных углеводородов (лег­ких и тяжелых), т. е. состоят из «легких и тяжелых фракций».

«Легкие фракции» имеют более низкую температуру кипения, следовательно, они подвержены при обычных природных условиях более интенсивному испарению — «летучести». Поэтому наливные грузы, в зависимости от соотношения в них легких и тяжелых фракций, подразделяются на «летучие» (бензин, керосин) и «нелетучие» (дизтопливо, мазут).

Свойства органического вещества зависят не только от количества атомов углерода и водорода в молекуле, но и от последовательности соединения этих атомов в молеку­ле и от порядка их взаимного расположения в молекуле, т. е. от структурного строе­ния молекулы.

Вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но различное структур­ное строение называются изомерами. Они обладают разными свойствами, например:

— температура кипения бутана (C4H) равна: — 0,5 °С;

— температура кипений изобутана (C4H) равна: — 11,7 °С.

Почти все органические вещества горючи и сравнительно легко разлагаются при нагревании, следовательно, являются огнеопасными и взрывоопасными. Углеводоро­ды нерастворимы в воде, но могут растворяться в органических растворителях.

Помимо углеводородов к органическим веществам относятся спирты (С2НО), уг­леводы (Сn(Н2О)m) и жиры. К неорганическим веществам, перевозимым наливом, от­носятся аммиак (NH3), различные кислоты, щелочи и др.

Для организации транспортного процесса перевозки наливных грузов необходимо знать и учитывать транспортные характеристики грузов и их физико-химические свойства. К числу таких характеристик относятся следующие.

Плотность — отношение массы вещества к единице объема. За единицу плот­ности принимают количество килограммов вещества в одном кубическом метре (кг/м3). Плотность жидкости зависит от температуры и атмосферного давления. Атмосферное давление учитывается только при перевозке сжиженного газа, при перевозке других наливных грузов давлением можно пренебречь, учитывая только температуру. Чем выше температура жидкости, тем меньше ее плотность, т. к. при нагревании вещества увеличивают свой объем. Поэтому при определении плотно­сти наливного груза с помощью ареометра необходимо всегда указывать темпера­туру, при которой производилось измерение плотности. Плотность жидкости обо­значают — р. Удельным весом — γ называют вес единицы объема жидкости. Следовательно, между весом G данной массы жидкости и занимаемым ею объемом V существует соотношение:

Y=G/V, (9.1)

Для пресной воды γ = 9,81 кН/м3. Между удельным весом и плотностью жидкости существует соотношение:

γ = рg, (9.2)

где g — ускорение свободного падения.

В практике перевозок наливных грузов для определения их количества Q пользу­ются относительной плотностью. Относительная плотность — это отношение массы жидкости в единице объема при определенной температуре к массе пресной воды в том же объеме при определенной температуре.

В России за единицу стандартной плотности принята плотность одного кубомет­ра пресной воды при температуре 4 °С, равная массе 1000 кг.

В грузовых документах на наливной груз указывается паспортная.плотность.

Паспортная плотность — это отношение массы одного кубометра жидкости при температуре 20 °С к стандартной плотности. Паспортная плотность обозначается р

р=, (9.3)

С помощью плотности определяется масса груза путем умножения объема груза на плотность. Как известно, с изменением температуры изменяется плотность жидкости, поэтому для определения действительной плотности при данной температуре необхо­димо произвести расчет, воспользовавшись следующей формулой:

р'=р20/4+λ(20-t°), (9.4)

где: р' — действительная плотность груза при данной температуре; t° — фактическая температура груза; р20'4 — паспортная плотность груза; λ — поправка на плотность груза при изменении его температуры на 1 °С, выбирается из специальной таблицы.

Плотность и температуру наливного груза определяют путем отбора проб груза и измерением параметров средних проб, взятых из каждого танка на нескольких уровнях. Если приборы для определения плотности градуированы не по стандарту, при­нятому в России, необходимо произвести пересчет показаний к стандартной плотно­сти р.

Пересчет показаний пикнометров, градуированных при температуре 20 °С и отне­сенных к плотности воды при температуре 20 °С, производится по формуле:

р=0,99823d(20/20), (9.5)

Пересчет плотности жидкого груза, определенный при температуре 15 °С и отне­сенный к плотности воды при температуре 15 °С, производится по формуле:

р20 = 1,00564 41d(15/15) -0,00908, (9.6)

В Великобритании стандартной считается плотность при 15,6 °С, или 60 °F, т. е. d(60/60). Перевод ее в стандартную плотность, принятую в России, производится по формуле:

р= 1,00477d/(60/60), (9.7)

Перевод шкалы API (American Petroleum Institute), принятый в США, в отечествен­ной стандарт осуществляется по формуле:

P20=142,175/(AP1+131,5)-0,00799, (9.8)

Чтобы определить массу груза, имеющего плотность, показанную в одной из при­веденных систем, необходимо перевести эту плотность в отечественной стандарт (р), затем ввести поправки на плотность при данной температуре (р1), и определить:

Q=W р1

где: Q — масса груза, кг; W — объем груза, м3 — определяется по счетчику или калиб­ровочным таблицам танков; р' — плотность груза при данной температуре, кг/м3. Определение количества груза по методике API производится следующим образом:

— объем груза переводится в баррели, средневзвешенную температуру груза пере­водят в градусы по Фаренгейту;

— при помощи таблиц API в соответствии с методикой AST M (American Society for Testing and Materials) выбирается переводной коэффициент;

— с помощью переводного коэффициента фактическое количество груза перево­дится в баррели США при стандартной температуре 60 °F;

— данное количество груза в US BBLS при f = 60 °F «Nett» заносится в коноса­мент (B/L).

Следует иметь в виду, что в основном ошибки, связанные с недостачей груза, происходят из-за неточности перехода с одной системы подсчета количества груза на другую, а также использования разных систем измерения количества груза при приеме и его сдаче: длинные тонны, метрические тонны, гросс и нет баррели, кило­граммы и т. д;

Наливные грузы одного наименования могут поступать из разных береговых ре­зервуаров с различной плотностью и температурой. В этом случае для определения массы груза необходимо воспользоваться средневзвешенной плотностью при t = 20 °С:

Q, Q,Q— количество груза из разных резервуаров.

ρ, ρ,ρ — плотность груза в каждом резервуаре по паспорту.

Затем необходимо перевести средневзвешенную плотность в действительную при данной температуре.

Вязкость (внутреннее трение) — свойство жидкостей и газов, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение.

Вязкость — важное свойство грузов, влияющее на способы его транспортировки, скорости грузообработки, величину остатков груза в танках (мертвые остатки). Вяз­кость уменьшается с увеличением температуры груза (при подогреве) и наоборот. Од­нако пропорциональной зависимости между вязкостью и температурой не существует. Вязкость разделяется на динамическую и кинетическую:

— динамическая (абсолютная) вязкость характеризует силу сопротивления относи­тельному движению двух слоев жидкости. Единица динамической вязкости ПУАЗ, обозначается «П». 1П = 0,1Нс/м2 = 0,1Па с (паскаль-секунда). Н — Нью­тон; 1Н = 105 дин = 0,102 кгс; МПа с — для высоковязких жидкостей;

— кинетическая вязкость — это отношение динамической вязкости к плотности жидкости. Единица кинетической вязкости Стокc, обозначается «Ст». Чаще применяется в 100 раз меньшая единица — сантис-стокс «сСт»; 1 сСт = 1мм2/с (квадратный метр на секунду) или 1сСт - 1 мм2/с, таким образом, размерность кинетической вязкости в технических расчётах используется: м2/с или мм/с.

Часто вязкость, если она больше вязкости воды, выражают в условных единицах, например, в градусах Энглера.

Условная вязкости (ВУ) — отношения истечения определенного количества жидкости (200 мл) при заданной ее температуре через калиброванное отверстие диаметром 2,8 мм ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С.

Полученная величина выражается в градусах Энглера. Определение вязкости про­изводится при температуре жидкости 50 °С, а для более вязких жидкостей — при 80° и даже при ] 00 °С. В качественных паспортах указывается вязкость в градусах Энглера при температуре: °Е5о или °Е80. Эта величина номинальной вязкости отличается от действительной при любой другой температуре.

По степени вязкости жидкости подразделяются на следующие группы:

— до 1,0 мм2/сек — невязкие;

— 1,0-35 мм2/сек — маловязкие при t- 50 °С;

— 36-148 мм2/сек — средней вязкости;

— свыше 148 мм2/сек — высоковязкие, к ним относятся: некоторые виды химиче­ских грузов, масел, топочные мазуты марок 40 и 100, жидкий битум и др.

При необходимости определить вязкость в другой системе измерения используют­ся специальные таблицы и номограммы.

Температура плавления и застывания — температура перехода твердого кристалли­ческого тела в жидкое состояние. Температура плавления при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) называется точкой плавления. Температура застывания харак­теризует подвижность наливного груза и позволяет оценивать минимально необходи­мую температуру, при которой возможна перекачка. Температура застывания (кристал­лизация или затвердение) жидкости совпадает с температурой плавления и зависит от химической природы вещества. Как правило, переход вещества из жидкого состояния в твердое происходит не в одной температурной точке, а постепенно.

Термин «температура застывания» в отношении нефтепродуктов носит условный характер, при этом условно принимается та температура, при которой вещество не меняет своего уровня в течение I минуты при наклоне сосуда на 45 градусов, в кото­ром оно находится.

Температура застывания имеет важное практическое значение при выборе типа танкера, способного осуществить минимально необходимый подогрев груза для его перекачки (выгрузки).

Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо подвести к телу, чтобы повысить его температуру на 1 °С или 1К: С = AQ/AT.

Теплоемкость тела зависит от его массы, химического состава, термодинамического состояния тела и вида того процесса, в котором телу передается энергия в форме тепло­ты. Теплоемкость единицы массы вещества называется удельной теплоемкостью.

49. Понятие и определения грузопотока.

Термин (поток груза) применяется в разных вариантах: от случая когда рассматривают действительно «поток» – непрерывную струю (конвейер), где каждое мгновение груз движется через определенное воображаемое сечение, до случая, когда привычного, зримого потока нет, например, локомотивной откатки, где груз транспортируется порциями, с перерывами. На средства транспорта сыпучие грузы могут поступать в виде непрерывного или прерывного (отдельными порциями) потока (грузопоток). Источники грузопотока: добычные и проходческие машины; предшествующие данному транспортные средства; бункеры и питатели, и др. Средства транспорта (конкретные транспортные машины, устройства), которые образуют транспортные комплексы и системы, призваны обеспечивать бесперебойный прием и одновременное, организованное по единому алгоритму транспортирование поступающего грузопотока. Грузопоток характеризуют: видом (характером), направлением, количеством перемещаемого в единицу времени груза. Виды: непрерывный неравномерный или непрерывный равномерный, например, конвейер; прерывный, периодический, например, локомотивный транспорт; одиночный – из одного забоя (источника); сходящиеся – из нескольких одиночных. Направления: главные – перемещение полезного ископаемого от забоев к стволу; вспомогательные – материалы, оборудование, люди; попутные – потоки одного направления; встречные – потоки разных направлений. В процессе транспортирования характер грузопотока может изменяться, например, непрерывный – прерывный и наоборот. Для количественной характеристики грузопотока пользуются той же величиной, что и для характеристики транспортных средств – производительностью. На схемах транспорта грузопотоки изображаются в виде цифр производительности средств транспорта или проще – в виде схемы цепи аппаратов.

50. Требования, предъявляемые к подвижному составу перед погрузкой.

51. Основные факторы, опасно воздействующие на груз при перемещении.

52. Классификация грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. Перевозка значительной части грузов разрешена на открытом подвижном составе. В основном это промышленная продукция, не подверженная вредному воздействию атмосферных осадков, а также изделия, которые по своим размерам нельзя погрузить в крытые вагоны. Перечень грузов, допускаемых к перевозке на открытом подвижном составе приведен в Правилах перевозок грузов. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, в зависимости от основных свойств, способов размещения и крепления в вагоне подразделяются на три группы.

В первой группе объединены сыпучие и кусковые грузы, перевозимые навалом, - минерально-строительные материалы, каменный уголь, руда, торф и т.д. Дополнительного закрепления в вагоне они не требуют, а их устойчивость в процессе транспортирования обеспечивают борта платформы и стенки полувагонов.

Вторую группу составляют штучные грузы: машины всякие, станки, кабели и т.д. После погрузки их закрепляют в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

В третью группу входят штабельные грузы, представляющие собой однородные по геометрической форме и размерам предметы, укладываемые в несколько ярусов по высоте и в один или несколько штабелей по длине вагона. После погрузки штабеля увязывают и закрепляют в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

53. Технические условия погрузки грузов.

54. Условия транспортировки и хранения грузов.

55. Сорта паллет.

Те или иные характеристики паллет позволяют различать их по типам. Учитываются самые разнообразные факторы: общие размеры паллет, ширина, длина и толщина досок в паллетах, количество этих досок, наличие или отсутствие фасок (среза угла) и клейма, технические условия производства паллет и т.д. Здесь мы рассмотрим основных и наиболее распространенных типов паллет и варианты их использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: