Три эпизода из его жизни

'Умар ион 'Абд-аль-'Азиз был человеком приятной наружности и благонравным, обладал большими знаниями, понимающей религию душой, богобоязненным и кающимся.

Аз-Захаби

О халифе — последователе сподвижников 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе можно говорить бесконечно. Стоит вам увлечься каким-нибудь одним эпизодом из его жизни, как он незаметно переносит вас в следующий, ещё более увлекательный и примечательный и производящий на вас еще более сильное впечатление.

Ранее мы уже приводили три эпизода из жизни пятого праведного халифа. Давайте же приведём ещё три, не менее прекрасных.

Первую историю рассказывает поэт Дукайн ибн Са'ид ад-Дарими.

«Как-то раз я похвалил в своих стихах 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, когда тот был правителем Медины, и он велел дать мне пятнадцать породистых верблюдиц. Когда они оказались передо мной, я принялся осматривать их. Вид их был столь прекрасен, что я побоялся вести их в одиночку по ущельям, опасаясь за них. Но и продавать их мне тоже не хотелось. И пока я так стоял в раздумьях, к нам подошли люди, которые как раз собирались отправиться в нашу область — в Неджд. Я попросил у них разрешения сопровождать их, и они сказали:

— Добро пожаловать. Мы отправляемся в дорогу ночью, так что готовься ехать вместе с нами.

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 247


Я зашёл к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, чтобы попрощаться с ним, и заметил сидящих у него двух шейхов, которых я не знал. Уже когда я собирался уходить, 'Умар посмотрел на меня и сказал:

— О Дукайн, поистине, у меня требовательная душа, и если узнаешь, что моё положение стало выше, чем сейчас, приди ко мне, и тебя ждёт добро и благодеяние от меня.

Я сказал:

— Пусть кто-нибудь засвидетельствует это, о предводитель.

Он сказал:

— Пусть Всевышний Аллах будет свидетелем.

Я спросил:

— А из Его творений?

Он ответил:

— Вот эти два шейха.

Я повернулся к одному из них и попросил:

— Да станут мои отец и мать выкупом за тебя, назови мне своё имя, чтобы я знал, кто ты?

Он ответил:

— Я Салим, сын 'Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба.

Я повернулся к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу и сказал:

— Вот какой свидетель попался мне!

Потом я посмотрел на другого шейха и спросил:

— А ты кто, да стану я выкупом за тебя?

— Абу Яхья, слуга наместника, — ответил он.

Я сказал:

— Что ж, свидетель из числа его близких.

Потом я попрощался и, забрав верблюдиц, отправился домой в Неджд.

Аллах сделал их благодатными для меня, и благодаря потомству этих верблюдиц я со временем обзавёлся верблюдами и купил рабов.

248 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Шли дни. И однажды, когда я был в пустыне в области Ямама в Неджде, приехал гонец, сообщивший о кончине повелителя верующих Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика.

Я спросил его:

—А кто стал халифом после него?

Тот ответил:

—'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.

Едва услышав это, я собрался и поехал в Шам. Добравшись до Дамаска, я встретил поэта Джарира, который возвращался от халифа. Я поприветствовал его и спросил:

— Откуда едешь, о Абу Хазра?

Он ответил:

— От халифа, который даёт беднякам и не даёт поэтам... Возвращайся откуда пришёл, это будет лучше для тебя.

Я сказал:

— Моё положение отличается от вашего.

Он сказал:

— Что ж, делай как знаешь.

И я отправился к дому халифа и увидел его самого в окружении сирот, вдов и подателей жалоб. Я не нашёл иного способа подойти к нему, кроме как заставить этих людей расступиться. Я возвысил голос, говоря:

О 'Умар благ, щедрот и достоинств!

О 'Умар, владелец блюд больших!

Поистине, я — человек из Катана, из Дарима,

Прошу я достойного брата мне долг уплатить...

Его слуга Абу Яхья внимательно посмотрел на меня и сказал:

— О повелитель верующих, в своё время я засвидетельствовал право этого бедуина.

'Умар сказал:

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 249


— Мне известно об этом.

Потом он повернулся ко мне и сказал:

— Подойди сюда, Дукайн.

Когда я подошёл к нему, он наклонился ко мне и сказал:

— Помнишь, как я сказал тебе в Медине, что душа моя такова, что, обретя что-то, она непременно начинает стремиться к тому, что ещё выше обретённого?

Я ответил:

— Да, о повелитель верующих.

Он сказал:

— Теперь я обрёл предел того, что есть в этом мире, став правителем. И теперь душа моя стремится к пределу того, что есть в мире вечном, — к Раю. Она стремится преуспеть, обретя довольство Всевышнего Аллаха. И если некоторые правители используют свою власть для достижения величия в этом мире, то я непременно буду использовать её, чтобы снискать величие в мире вечном.

Затем он сказал:

— О Дукайн, поистине, я, клянусь Аллахом, никогда не брал из имущества мусульман ни дирхема, ни динара с тех пор, как стал халифом. И поистине, у меня есть из личного имущества только тысяча дирхемов. Возьми половину, а другую половину оставь мне.

И я взял у него деньги, которые он отдал мне и, клянусь Аллахом, никогда не случалось мне видеть столь благодатное имущество».

 
 


Вторую историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза передал судья Мосула Яхья ибн Яхья аль-Гассани.

«Однажды 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз ходил по рынкам Хомса, чтобы понаблюдать за продавцами и узнать цены. К нему подошёл человек, одетый в две красные одежды, и сказал:

250 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


— О повелитель верующих, я слышал, как ты велел тем, кого притеснили, приходить к тебе.

'Умар ответил:

— Да, это так.

Он сказал:

— Вот, к тебе подошёл притеснённый и к тому же живущий далеко отсюда.

'Умар спросил:

— А где твоя семья?

— В Адене, — ответил он.

'Умар сказал:

— Клянусь Аллахом, поистине, место, в котором ты живёшь, далеко от места, в котором живёт 'Умар.

Спешившись, 'Умар встал перед ним и спросил:

— Какому же притеснению ты подвергся?

Тот человек ответил:

— Один из тех, кто прикрывается тобой, прибрал к рукам принадлежащую мне землю, отняв её у меня.

'Умар написал 'Урве ибн Мухаммеду, своему наместнику в Адене, письмо следующего содержания: «Когда получишь это моё письмо, выслушай доводы и доказательства того, кто принесёт тебе это письмо, и если выяснится, что правда на его стороне, то отдай ему то, что принадлежит ему по праву».

Он запечатал письмо и отдал тому человеку.

Когда тот собрался уйти, 'Умар сказал ему:

— Постой... Ты ведь прибыл к нам издалека. И ты, несомненно, потратил немало средств, чтобы добраться сюда. Ты, верно, износил новую одежду и изнурил своё верховое животное.

Он подсчитал убытки, понесённые этим человеком. Получилось одиннадцать динаров. 'Умар отдал ему эти деньги и сказал:

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 251


— Расскажи об этом людям*, чтобы ничто не мешало им приезжать ко мне для подачи жалобы из самых отдалённых мест».

 
 


Третью историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза рассказал много поклонявшийся Аллаху и равнодушный к мирским благам человек по имени Зияд ибн Майсара, относившийся к племени Махэум, но не бывший махзумитом по крови.

«Мой хозяин 'Абдаллах ибн Айяш как-то раз послал меня из Медины в Дамаск, потому что у него было некое дело к повелителю верующих 'Умару ибн Абд-аль-Азизу.

Между мной и 'Умаром существовала давняя связь — ещё с тех времён, когда он был правителем Медины. Я вошёл к нему и увидел, что у него сидит писец, который пишет для него что-то.

Остановившись на пороге комнаты, я сказал:

— Мир вам.

Он ответил:

— И тебе мир и милость Аллаха, Зияд.

Потом я подошёл к нему. При этом мне было стыдно, что я, обращаясь к нему с приветствием, не назвал его повелителем верующих. Приблизившись, я сказал:

— Мир тебе, о повелитель верующих, милость Аллаха и Его благословения.

Он сказал:

— Зияд, мы ведь не порицали тебя за первое приветствие. Так зачем нужно было второе?


* То есть сообщи им о том, что я покрою дорожные расходы тем, кто будет приезжать ко мне со своими жалобами, чтобы они смело пускались в путь, не опасаясь остаться без средств.

252 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


А в это время его писец зачитывал ему жалобы, которые гонец привёз из Басры. 'Умар сказал мне:

— Зияд, посиди, пока я не освобожусь,

Я уселся на деревянный порог. Писец читал. А 'Умар горестно вздыхал.

Когда писец закончил зачитывать письма и отправился восвояси, 'Умар поднялся со своего места, подошёл ко мне, сел напротив меня у двери и, положив руки мне на колени, сказал:

— Добро пожаловать, Зияд... Я согрелся о твою шерстяную одежду и сейчас отдыхаю от того, что у нас тут происходит...

А на мне была шерстяная одежда.

Потом он стал расспрашивать меня о праведных жителях Медины, мужчинах и женщинах, называя их имена одно за другим. Он спросил о каждом, никого не забыв.

Потом он спросил меня о том, исполнены ли веления, которые он отдавал, ещё будучи правителем Медины.

Я ответил на все его вопросы.

Потом он тяжело вздохнул и сказал:

— Видишь, Зияд, в каком положении оказался 'Умар...

Я сказал:

— Поистине, я надеюсь, что в этом благо для тебя и на града...

Он сказал:

— Увы...

Потом он заплакал так, что мне даже стало жаль его, и я сказал:

— Побереги себя, о повелитель верующих. Поистине, я надеюсь на благо для тебя.

Он сказал:

— Как далеко то, на что ты надеешься, Зияд... Теперь я обрёл такую власть, что могу ругать кого угодно, но никто не осмелится ругать меня. И я могу ударить кого угодно, но никто

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 253


не осмелится ударить меня, и я могу обижать людей, но никто не осмелится обидеть меня.

Сказав это, он снова заплакал так, что я почувствовал острую жалость к нему.

Я пробыл у него три дня, пока он выполнял просьбу моего хозяина, которую я передал ему. Когда я собрался в обратный путь, он вручил мне письмо для моего хозяина, в котором просил его продать меня ему. Потом он вытащил из-под своей постели двадцать динаров и сказал:

— Возьми эти деньги, потрать их на свои мирские нужды. Если бы ты имел право на поступающее в казну имущество, я дал бы тебе то, что тебе причитается.

Я отказался брать у него эти деньги, но он сказал:

— Возьми их. Они не из имущества мусульман, а из моих личных средств.

Я отказывался. Но он просил так настойчиво, что в конце концов я взял эти деньги и отправился в обратный путь.

Приехав в Медину, я отдал письмо повелителя верующих своему хозяину. Он сломал печать и прочитал письмо, после чего сказал:

— Поистине, он просит меня продать тебя ему для того, чтобы освободить тебя... А почему бы мне самому не отпустить тебя на волю?

И он освободил меня».

'АЛИ ИБН АЛЬ-ХУСЕЙН ИБН 'АЛИ

(ЗЕЙН-АЛЬ-'АБИДИН)

Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем 'Али ибн аль-Хусейн.

Аз-Зухри

В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.

 
 


Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры — такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. 'Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них.

И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха . говорил: «Проявляйте милосердие к знатному представителю народа, когда тот унижен».

Он подошёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:

— О повелитель верующих... Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение — не такое, как к остальным.

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 255


'Умар сказал:

— Ты прав... Но что же с ними делать?

'Али сказал:

— Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену.

'Умар согласился с предложением 'Али.

Одна из царских дочерей выбрала 'Абдаллаха, сына 'Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына 'Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха .

 
 


Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу.

Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной — мечта о ребёнке.

И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его 'Али в честь 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным).

Однако радость Газали продлилась недолго. У нее началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком...


Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного

256 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


ребёнка, и заботилась о нём больше, чем заботится мать о единственном сыне. Мальчик рос, не зная иной матери, кроме неё.

 
 


Стоило 'Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!..

Его первым учителем стал его отец — аль-Хусейн ибн 'Али. Ах, какой это был учитель!..

Второй школой 'Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха . в Медине. В те дни в мечети Посланника Аллаха ещё можно было встретить немало доживших до того времени сподвижников. Также она была наполнена старейшими последователями сподвижников.

И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха и разъясняли им их смысл, а также рассказывали им о жизни Посланника Аллаха и его военных походах. Кроме того, они читали им стихи арабов и учили их понимать красоту этой поэзии. Они наполняли юные сердца своих учеников любовью к Всевышнему Аллаху, страхом перед Ним и богобоязненностью. И они становились деятельными учёными и людьми, которые следовали прямым путём сами и указывали этот путь другим.

 
 


Но сердце 'Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят,

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 257


в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди — так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.

 
 


Когда 'Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело а его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных н благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями.

Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал:

— Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.

 
 


Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-'Абидин — «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.

Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий — «чистый».

258 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

       
 
 
   


Зейн-аль-'Абидин был убеждён в том, что духом поклонения и величайшим его видом является мольба. И он любил обращаться к Аллаху с мольбами, взявшись за покров Каабы. Он часто приходил к древнему Дому и говорил:

— Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь... Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере... Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!

 
 


Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-'Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал:

— О потомок Посланника Аллаха , я видел твоё состояние сейчас. Ты обладаешь тремя достоинствами, которые, как я надеюсь, спасут тебя от страха (в Судный день).

Зейн-аль-'Абидин спросил:

— Какие же, о Тавус?

Тот ответил:

— Одно из них заключается в том, что ты — потомок Посланника Аллаха . Второе — заступничество твоего прадеда за тебя. А третье — милость Аллаха.

Зейн - аль-' Абидин сказал:

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 259


— О Тавус, поистине, моё родство с Посланником М не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23:101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах — возвышенны слова Его! — говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21:28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).


Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-'Абидине многие достойные качества, благородство и кротость.

Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении.

Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-'Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл.

Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл.

Оказалось, что это Зейн-аль-'Абилин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя».

Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе!» Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».

260 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

       
 
 
   


Один из жителей Медины рассказывает: «Когда Зейн-аль-'Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-'Абидин повернулся к людям и сказал: "Оставьте человека в покое". И они оставили меня в покое. Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: "Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже". Потом он спросил меня: "Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?" Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил. Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: "Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха !"»

Один из слуг Зейн-аль-'Абидина рассказывает: «Я был рабом 'Али ибн аль-Хусейна и как-то раз он отправил меня куда-то с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: "Побойся Аллаха, о 'Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьешь меня?!" Он заплакал и сказал: "Иди в мечеть Посланника , соверши молитву в два рак'ата, а потом скажи: <О Аллах, прости 'Али ибн аль-Хусейну >. А когда сходишь и сделаешь это, ты свободен ради Лика Аллаха". И я пошёл в мечеть, совершил молитву и обратился к Аллаху с мольбой... Домой я вернулся уже свободным».

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 261

       
 
 
   


Всевышний Аллах дал Зейн-аль-'Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами.

В Медине было немало людей, которые жили, не зная, откуда и каким путём приходит к ним их обильный удел. И только когда 'Али ибн аль-Хусейн Зейн-аль-'Абидин скончался и удел этот перестал появляться у них, они поняли, кто приносил им его.

Когда тело покойного Зейн-аль-'Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:

— Что это?

Люди ответили им:

— Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.


Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-'Абидином — так много, что в это даже трудно поверить.

262 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Он отпускал раба на свободу, если тот совершал какой-нибудь хороший поступок, — в награду за это благое дело. И он освобождал раба, если тот совершал какой-нибудь скверный поступок, а потом раскаивался, — в награду за его покаяние. Утверждали даже, что он отпустил на свободу тысячу рабов и что он не держал у себя в услужении рабов и рабынь больше одного года. Больше всего рабов Зейн-аль-'Абидин освобождал в ночь на праздник разговения ('ид аль-фитр). В эту благословенную ночь он старался освободить так много рабов, как только мог. Он просил их повернуться в сторону киблы и сказать: «О Аллах! Прости 'Али ибн аль-Хусейну». А потом он щедро одаривал — так щедро, что праздник получался радостным вдвойне.

 
 


Зейн-аль-'Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.

 
 


Рассказывают, что однажды Хишам ибн 'Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы, собираясь прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди — Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся изда-

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 263


лека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов.

И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал.

Один из приближённых Хишама ибн 'Абд-аль-Малика спросил Хишама:

— Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение?

Хишам сказал:

— Я не знаю его.

А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал:

— Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю... И весь мир его знает. Это 'Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом.

Потом он продекламировал:

Он тот, чьи шаги знает Батха,

И Дом, и простая, и святая земля...

Потомок лучшего из всех рабов Аллаха,

Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха.

Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь,

И дед его сделан Всевышним печатью пророков.

Вопрос твой: «Кто он?» не вредит ему. Не знаешь?

И пусть... Арабам, неарабам — всем известен он.

Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят.

Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми.

Открыт и радушен, бояться его нет причины.

Украшают его благой нрав и благие деяния.

264 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Он «нет» не сказал никому — разве что в ташаххуде*,

И если б не это, он всем только «да» говорил бы...

Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся

Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения.

И завидев его, курайшиты уверенно скажут:

Великодушия предел — его великодушие.

Стыдливо он взор опускает, и люди тоже — почтение!

С ним говорят, только если ои улыбается.

И палка в руках его такой аромат источает,

Благоухает, и нос его столь благороден

Он от Посланника Аллаха род ведёт свой.

Прекрасны корни, качества, деянья...

 
 


Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха и да сделает Он его довольным!

Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.


* Подразумеваются слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, произносимые во время ташаххуда.

'АБДАЛЛАХ ИБН СУВАБ

(АБУ МУСЛИМ АЛЬ-ХАУЛЯНИ)

Абу Муслим поклонялся Аллаху с таким усердием, что в конце концов сам стал говорить: «Если бы я даже увидел воочию Рай или Ад, я не смог бы делать больше».

'Усман ибн Абу 'Атика

А равийский полуостров облетела весть о том, что после возвращения из хаджа, который потом получил название прощального, Посланник Аллаха заболел и слёг. И шайтан стал наущать аль-Асвада аль-'Анси, побуждая его вернуться к неверию, после того как он уверовал, и возвести ложь на Аллаха. И он объявил своим соплеменникам, что он пророк, посланный Всевышним Аллахом.

 
 


Аль-Асвад аль-'Анси был человеком очень сильным, с могучим телом и чёрной душой. Он просто излучал зло. Во времена невежества он занимался предсказаниями и умело обманывал людей. При этом он был красноречивым, умел произносить цветистые речи и изъясняться так, что ему без труда удавалось играть умами простых людей, умело преподнося им свою ложь.

В то же время он склонял на свою сторону и влиятельных и знатных людей с помощью подарков и подношений.

Перед людьми он появлялся только в чёрном, закрыв лицо чёрной тканью, намеренно окружая себя ореолом мрачной таинственности и внушая людям благоговейный страх.

 
 


Призыв аль-Асвада аль-'Анси распространился в Йемене молниеносно. Ему помогли в этом его последователи из числа его

266 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


соплеменников из бану Мазхидж. В те времена это племя было самым многочисленным, влиятельным и сильным в Йемене.

Помогла ему и его способность самостоятельно придумывать ложь, которую далеко не все могли распознать. В этом ему помогали самые умные и хитрые из его последователей.

Аль-Асвад утверждал, что к нему приходит ангел небесный, который приносит ему Откровение и сокровенное знание. Для того чтобы люди поверили ему, он использовал несколько путей.

Например, он рассылал повсюду своих шпионов, которые следили за людьми и вызнавали их секреты, раскрывая тайные, никому не известные стороны их жизни. И они старались узнать о людях всё, что можно, включая их боль и надежды. Одновременно они побуждали людей обращаться к аль-Асваду за помощью. Стоило человеку прийти к аль-Асваду, как тот уже сообщал ему о том, зачем тот пришёл и какие трудности и беды привели его к нему. Он демонстрировал людям, что знает все их секреты и ему хорошо известно то, что они скрывают в своих душах.

И он проделывал на их глазах разные удивительные трюки, которые приводили их в изумление и казались им чудесами, чем-то сверхъестественным.

Очень быстро влияние его усилилось, и он приобрёл известность. У него появилось множество последователей. Собрав их, он пошёл сначала на Сану, а потом и на другие области Йемена и подмял их под себя. Аль-Асваду удалось подчинить себе все земли, лежащие между Хадрамаутом и Та-ифом и между Бахрейном и Аденом.

 
 


Итак, аль-Асваду аль-'Анси покорилось множество людей и под его властью оказалась обширная территория. Он жестоко преследовал всех, кто осмеливался сказать ему слово по-

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 267


перёк. Он расправлялся с теми, кому Аллах даровал твёрдую веру и приверженность Его истинной религии, убеждённость в правдивости благородного Пророка и искреннюю преданность Аллаху и Его Посланнику. Это были люди, которые открыто, не таясь, произносили слово истины и противостояли ложному. Аль-Асвад жестоко преследовал их, подвергал страшным мучениям и безжалостно уничтожал.

Среди тех, кому довелось испытать это на себе, был и 'Аб-даллах ибк Суваб, известный как Абу Муслим аль-Хауляни.

 
 


Абу Муслим аль-Хауляни был человеком, беззаветно преданным своей религии, обладателем непоколебимой веры. С редкостным упорством открыто говорил он правду. Он был всей душой предан Аллаху, отвернулся от мира этого с его украшениями и был равнодушен к мирским благам. Он посвятил свою жизнь покорности Аллаху и призыву к Его религии, со спокойным сердцем обменяв тленное на вечное. И люди отвели этому человеку почётное место в своих душах, видя в нём чистого и богобоязненного человека, мольбы которого обычно не оставались без ответа.

 
 


Аль-Асвад аль-'Анси хотел уничтожить Абу Муслима, чтобы внушить страх всем тем, кто втайне или открыто противостоял его призыву, и нанести им сокрушительный удар.

Он велел сложить кучу дров на одной из площадей Саны и развести огромное пламя. Он велел людям собраться, чтобы посмотреть на то, как он будет «призывать к покаянию» фа-киха Йемена — усердно поклонявшегося Аллаху Абу Муслима аль-Хауляни, и побуждать его признать, что он, аль-Асвад, является пророком.

268 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


В назначенное время аль-Асвад пришёл на площадь, где уже полыхал огонь. Его окружала стража и командующие его войсками. Он сел на огромный трон, который поставили специально для него напротив огня. На глазах у собравшихся к нему привели Абу Муслима аль-Хауляни. Когда он предстал перед аль-Асвадом, лживый тиран бросил на него надменный взгляд, потом посмотрел на бушующее прямо перед ним пламя, после чего снова посмотрел на Абу Муслима и сказал:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

— Да. Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что он — господин посланников и последний из пророков, — ответил он.

Аль-Асвад нахмурился и сказал:

—А ты свидетельствуешь, что я — посланник Аллаха?

Абу Муслим сказал:

—Поистине, я глуховат и не слышу того, что ты говоришь...

Аль-Асвад сказал:

—Тогда я брошу тебя в этот огонь!

Абу Муслим сказал:

— Если ты сделаешь это, то с помощью этого огня, растопкой для которого служат дрова, я уберегусь от Огня, растопкой для которого являются люди и камни, а над ним — ангелы, грубые, сильные, они не ослушиваются Аллаха в том, что Он повелел им, и делают то, что им велено...

Аль-Асвад сказал:

— Я не стану спешить и дам тебе ещё одну возможность хорошенько подумать.

И он снова спросил Абу Муслима:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 269


Он ответил:

— Да, я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что Аллах послал его с религией верного руководства и истины и запечатал его посланием все предыдущие послания.

Аль-Асвад разгневался ещё сильнее и спросил:

— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?

Абу Муслим сказал:

— Разве я не говорил тебе, что я глуховат и не слышу эти твои слова?!

Аль-Асвада окончательно разъярил его решительный ответ и его спокойствие и невозмутимость.

Он уже собрался приказать бросить Абу Муслима в огонь, но один из его приближённых подошёл к нему и шепнул в ухо:

— Поистине, этот человек, как тебе известно, обладает чистой душой, и Аллах отвечает на его мольбы. И поистине, Всевышний Аллах никогда не оставит без помощи верующего, который остаётся предан Ему даже в самые трудные часы. И если ты бросишь его в огонь и Аллах спасёт его от этого огня, то ты в одно мгновенье разрушишь всё, что построил, и сам подтолкнёшь людей к тому, чтобы они перестали верить в твою пророческую миссию. А если он сгорит в огне, то люди только больше полюбят его и станут превозносить его больше, чем прежде, считая его мучеником. Лучше помилуй его и отпусти, и изгони его из своей земли, и тогда ты избавишь от него нас и сам сможешь отдохнуть от него.

Аль-Асвад послушал своего приближённого и велел Абу Муслиму немедленно покинуть его земли.

 
 


Абу Муслим аль-Хауляни отправился в Медину. Он мечтал встретиться с Посланником Аллаха . Он уверовал в него,

270 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


не видя его, и теперь желал удостоиться чести быть его сподвижником. Однако когда он добрался до окрестностей Медины, то узнал, что Посланник Аллаха уже скончался и Абу Бакр ас-Сыддик стал халифом мусульман вместо него.

Абу Муслима глубоко опечалила кончина благородного Пророка .

 
 


Прибыв в Медину, Абу Муслим направился в мечеть Посланника Аллаха . Он опустил верблюдицу на колени и привязал её недалеко от входа в мечеть, после чего вошёл в мечеть и призвал благословение на Пророка . Потом он встал поближе к одному из столбов мечети и начал совершать молитву.

Когда он закончил молиться, к нему подошёл 'Умар ибн аль- Хаттаб и спросил:

— Откуда ты?

Он ответил:

— Из Йемена.

'Умар спросил:

— Как поживает ваш товарищ, для которого враг Аллаха развёл огонь, а потом Аллах спас его от этого огня?

Абу Муслим ответил:

— С ним всё в порядке по милости Аллаха.

'Умар сказал:

— Заклинаю тебя Аллахом, скажи, ты и есть тот человек?

Он ответил:

—Да.

Умар поцеловал его между глаз и спросил:

—Знаешь ли ты, что сделал Аллах с Его врагом и твоим врагом?

—Нет, я ничего не знаю о нём с тех пор, как покинул Йемен, — ответил Абу Муслим.

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 271


'Умар сказал:

—Аллах погубил его руками уцелевших искренних верующих и опрокинул его царство и вернул его последователей в лоно религии Аллаха.

—Хвала Аллаху, Который не забрал меня из этого мира, пока не порадовал меня его гибелью и возвращением обманутых жителей Йемена в ислам! — сказал он.

'Умар сказал ему:

— И я восхваляю Аллаха, Который показал мне в общине Мухаммеда человека, с которым сделали то же, что в своё время сделали с халилем Милостивого, нашим праотцом Ибрахимом .

С этими словами 'Умар взял его за руку и отвёл его к Абу Бакру. Войдя к нему, Абу Муслим поприветствовал его, назвав его халифом, и присягнул ему. Ас-Сыддик усадил его между собой и 'Умаром и вместе они послушали его историю с аль-Асвадом аль-'Анси.

 
 


Некоторое время Абу Муслим аль-Хауляни прожил в пресветлой Медине, почти не покидая мечеть Посланника Аллаха .

Он много раз молился в ар-Рауде между минбаром Посланника Аллаха и его могилой и постарался перенять как можно больше знания у таких сподвижников, как Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах, Абу Зарр аль-Гифари, 'Убада ибн ас-Самит, My'аз ибн Джабаль и 'Ауф ибн Малик аль-Ашджа'и.

Потом Абу Муслим решил переселиться в Шам. Ему хотелось находиться вблизи границ, чтоб участвовать вместе с остальными мусульманами в походах против византийцев и получить награду за несение дозора на пути Аллаха.

Когда халифом стал Му'авия ибн Абу Суфьян , Абу Муслим стал часто приходить к нему и посещать его собрания.

272 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


До нас дошли рассказы, главными героями которых были Абу Муслим и Му'авия. Эти рассказы подтверждают, какое высокое место занимали эти два человека и сколь достойными и благородными они были.

Однажды Абу Муслим зашёл к Му'авии и обнаружил, что тот сидит в окружении людей, среди которых были государственные мужи, командующие войсками и другие влиятельные люди. Видя, что они относятся к Му'авии с величайшим почтением и возвеличивают его как только могут, Абу Муслим испугался за него и обратился к нему со словами:

—Мир тебе, о аджир* верующих!

Люди повернулись к нему и сказали:

—Амир верующих, о Абу Муслим...

Но он не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:

—Мир тебе, о аджир верующих!

Люди опять сказали:

—Амир верующих, о Абу Муслим...

Но он опять не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:

— Мир тебе, о аджир верующих!

Люди опять хотели поправить его, но Му'авия сказал:

— Оставьте его. Он лучше знает, что говорит.

Абу Муслим подошёл к Му'авии и сказал:

— Поистине, после того, как Аллах дал тебе власть над людьми, ты подобен наёмному работнику, которого наняли, чтобы он пас овец, и обещали ему награду при условии, что он будет заботиться об овцах и стеречь их, стараясь, что бы у них была хорошая шерсть и много молока. Если он

 
 


* То есть вместо слова «амир» (повелитель) Абу Муслим умышленно сказал: «аджир» (наемный работник).

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 273


выполнит эту работу согласно договору, так что маленькие овцы вырастут, истощённые нагуляют жир, а больные поправятся, то наниматель даст ему обещанную плату и даже добавит ему. А если он не будет заботиться об овцах и ухаживать за ними, так что истощённые погибнут, жирные исхудают, и их шерсть и молоко пропадут, то наниматель не даст ему обещанную плату, а разгневается на него и накажет его... Выбери же для души своей то, в чём благо и награда для тебя.

Му'авия, который всё это время сидел, понурив голову, поднял её и сказал:

— Да воздаст тебе Аллах благом и от меня и от паствы, о Абу Муслим. Мы знаем тебя только как человека, искреннего по отношению к Аллаху и Его Посланнику и ко всем мусульманам.

 
 


Абу Муслим однажды присутствовал на пятничной молитве в мечети Дамаска, и повелитель верующих Му'авия произносил проповедь и напомнил людям о том, что он велел им прокопать новое русло для реки Барада, чтобы её вода очистилась.

Абу Муслим обратился к нему из толпы:

— Вспомни, о Му'авия, о том, что ты сегодня-завтра умрёшь и что дом твой — одна из могил. И если ты придёшь туда с чем-то, то и там у тебя будет что-то, а если ты придёшь туда с пустыми руками, то там у тебя ничего не будет. И поистине, я прошу Аллаха уберечь тебя, о Му'авия, от того, чтобы ты считал, что правление халифа — это рытьё рек и собирание богатства. Поистине, быть халифом — значит трудиться во имя истины и говорить справедливо и искренне и поступать с людьми так, чтобы Всевышний Аллах был доволен тобою... О Му'авия, поистине, мы не станем обращать

274 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


внимания на мутную воду, если исток нашей реки будет чист, и поистине, ты — исток реки нашей. Прилагай же усилия для того, чтобы оставаться чистым... О Му'авия, поистине, если ты поступишь несправедливо хотя бы с одним человеком, то твоя несправедливость по отношению к нему уничтожит всю твою справедливость. Остерегайся же несправедливости, ибо поистине, несправедливость обернётся густым мраком в Судный день.

Когда Абу Муслим завершил свою речь. Му'авия спустился с минбара, подошёл к нему и сказал:

— Да помилует тебя Аллах, о Абу Муслим. И да вознаградит Он тебя наилучшим вознаграждением.

 
 


В другой раз Му'авия поднялся на минбар и начал произносить проповедь. А к тому времени он уже два месяца не выдавал людям то, что им причиталось. Абу Муслим обратился к нему со словами:

— О Му'авия, поистине, это имущество принадлежит не тебе и это не имущество твоих родителей. По какому же праву ты удерживаешь его от людей?

По лицу Му'авии было видно, что он разгневан, и люди смотрели на него, желая увидеть, что же он предпримет.

Му'авия жестом велел людям оставаться на месте, после чего спустился с минбара, совершил малое омовение, вылил на себя немного воды, после чего вновь поднялся на минбар, восхвалил Всевышнего Аллаха должным образом и сказал:

— Поистине, Абу Муслим упомянул о том, что это имущество не принадлежит мне и оно не принадлежало моим родителям. Абу Муслим сказал правду. И поистине, я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Гнев — от шайтана, а шайтан сотворен из огня, а вода тушит огонь. И когда

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 275


любой из вас гневается, пусть он омоется». О люди! Подойдите и возьмите то, что вам причитается с благословения Всевышнего Аллаха.


Да воздаст Аллах Абу Муслиму аль-Хауляни наилучшим воздаянием! Поистине он был уникальным примером человека, открыто говорящим правду.

И да будет доволен Аллах Му'авией ибн Абу Суфьяном, который являл собой прекрасный пример возвращения к слову истины.

Блажен сказавший:

Перестаньте ругать их, как вам, право, не совестно?

Для начала попробуйте им во всем уподобиться...

САЛИМ, СЫН 'АБДАЛЛАХА ИБН

'УМАРА (внук 'Умара ибн аль-Хаттаба)

Салим был заслуживающим доверия передатчиком, передавшим много хадисов, занимал достойное место среди людей и был благочестивым.

Ибн Са ' д

П еренесёмся в эпоху правления 'Умара ибн аль-Хаттаба .Вот в Медину — город Посланника Аллаха — привезли богатейшую военную добычу, которая досталась мусульманам после гибели Иездигерда, последнего персидского царя.

Среди доставшегося им богатства были и короны персидских правителей, украшенные драгоценными камнями, и их пояса, расшитые жемчугом, и их мечи, инкрустированные рубинами и перламутром. Это были сокровища невиданной красоты.

Помимо ценностей мусульманам досталось ещё множество пленных персов. Среди них были три дочери Иездигерда. Их купил 'Али , после чего предоставил каждой из них выбрать себе мужа по нраву из числа лучших юношей-мусульман.

Одна из них выбрала аль-Хусейна ибн 'Али, внука Посланника Аллаха , и родила ему Зейн-аль-'Абидина. Вторая выбрала Мухаммеда, сына Абу Бакра ас-Сыддика, и родила ему аль-Касима, одного из семи величайших факихов Медины. А третья выбрала 'Абдаллаха, сына халифа 'Умара ибн аль-Хаттаба, и родила ему Салима, внука аль-Шарука, который был похож на него поведением и манерами больше, чем кто бы то ни было.

Давайте же ознакомимся с некоторыми эпизодами из жизни Салима, сына 'Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах им, его отцом и его дедом.

Салим, сын 'Абдуллаха ибн 'Умара (внук 'Умара. ибн алъ-Хаттаба) 277

       
 
 
   


Салим родился в пресветлой Медине, в которой жил и скончался Посланник Аллаха и которая была местом его переселения.

В атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой сиянием Откровения, рос и воспитывался наш герой. Его воспитанием занимался усердно поклонявшийся Аллаху, равнодушный к мирским благам и много постившийся в знойные дни отец, и сын перенял от него благонравие, которое тот в своё время перенял от своего отца 'Умара ибн аль-Хаттаба.

Отец увидел в нём признаки богобоязненности и следования прямым путём. В его поведении он увидел воспетые исламом достоинства и коранический нрав. Он выделялся среди своих братьев.

'Абдаллах любил сына всем сердцем, любил так сильно, что его даже упрекали за это.

Но 'Абдаллах отвечал на эти упрёки:

Они меня упрекают за любовь мою к Салиму,

И я упрекаю их, потому что он для меня

Словно кожица, что между глазом и носом...

Абдаллах пересказывал Салиму хадисы Посланника Аллаха , помогая ему обретать глубокое понимание религии, и учил его Книге Аллаха, после чего отправил его в мечеть Пророка

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: