По способу общения программы с пользователем прикладные программы подразделяют на программы, функционирующие в автоматическом режиме (без участия человека) и диалоговые программы. Диалог с программой может осуществляться в пакетном и интерактивном режимах. В первом случае параметры работы программы определяются пользователем до начала работы программы и передается в нее, например, в виде файла. В интерактивном режиме программа функционирует в режиме вопрос- ответ. Способ взаимодействия определяется интерфейсом программы.
Интерфейс – это система унифицированных связей, определяющих способ взаимодействия между компонентами аппаратного обеспечения, компонентами вычислительной системы, между человеком и вычислительной системой и т.д.
Взаимодействие в интерактивном режиме обычно организуется по следующей схемам:
1. Режим командной строки (программа получает параметры работы из строки ввода с помощью команд). Например, ОС MS-DOS.
2. Система меню (программа получает управляющий сигнал при выборе пользователя элементов из списков, в которых перечислены все возможные варианты функционирования программы). Также пользователь имеет возможность вводить различные числовые значения в поля ввода. Например, NortonCommander.
|
|
3. Интерфейс, ориентированный на координатное устройство, типа мыши. Включает в себя все элементы из 2 пункта, и также позволяет осуществлять выбор в соответствии с положением элемента интерфейса относительно окна с помощью мыши. То есть взаимодействие с программой осуществляется через окно.
При проектировании интерфейса человек-компьютер должны учитываться требования, призванные обеспечить эффективность взаимодействия пользователя и системы.
1. Интерфейс должен быть естественным, т.е. диалог с пользователем должен осуществляться на языке понятном для сферы решаемой задачи. Желательно, чтобы компьютер общался с пользователем с использованием терминологии, принятой пользователем до использования вычислительной системы.
2. Интерфейс должен быть последовательным: необходимо, чтоб каждое текущее действие пользователя определялось результатом предыдущих действий. Реализуется с помощью системы иерархического меню.
3. Интерфейс должен быть не избыточным. Реализация этого требования определяется правилом: количество воспринимаемой информации ограничено количеством знаков восприятия.
4. Интерфейс должен быть дружественным, т. е. должен обеспечивать поддержку пользователя. Достигается вызовом справочной информации по желанию пользователя, в которой указывается текущее состояние программы и варианты возможных действий.
5. Интерфейс должен быть гибким - реализуется с помощью включения в систему функций настройки интерфейса.