Ныне региональные программы в России призваны выполнять новую роль как наиболее активная форма прямого регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных национальных проектов, проведения региональной политики государства.
Региональное целевое программирование является инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.
|
|
Программно-целевой метод опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства, необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формула применения программно-целевого метода звучит как «цели — пути — средства» и отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных, в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.
Новая сущность целевых программ состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.
Способы привлечения исполнителей и распределения ресурсов основаны ныне на принципах полной добровольности, большей индивидуальной и коллективной заинтересованности, усиления материального стимулирования. Адресность и обязательность выполнения всеми участниками программы запланированных мероприятий обеспечивается не директивностью заданий, как прежде, а хозяйственными договорами (контрактами) в сочетании с системой экономических стимулов (в том числе на конкурсной основе).
План и программа имеют много общего, но и различаются между собой. Такие черты, как приоритет национальных (народнохозяйственных) интересов, целенаправленность, комплексность, сбалансированность (пропорциональность), эффективность, адресность, присущи и плану, и программе. План - это более общая программа, а программа — детализированный план, отвечающий на вопрос не только, что делать, но и как делать, в какие сроки, в какой последовательности и т. д. И программа, и план (прогноз) базируются на одних и тех же предпрограммных, предплановых разработках (схемы развития регионов и т. п.).
|
|
В самом общем виде региональная целевая программа (РЦП) представляет совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.
Сущность и содержание целевых программ проявляются не только в их признаках и свойствах, но и в той роли, которую они призваны играть в управлении экономикой, в планово-управленческих функциях, реализуемых посредством разработки и реализации программ.
Целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем.
Основное назначение целевых программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества в целом и отдельных сфер общественного производства на данном этапе, в сложившихся условиях. В свете этой главной задачи целевые программы служат средством реализации принципа ведущего звена в управлении, создания приоритетов стратегически важных для экономики страны, региона, отрасли линий развития, обеспечения структурных сдвигов, обусловленных требованиями интенсификации производства, концентрации ресурсов на наиболее значимых, направлениях научно-технического и социального прогресса.
На современном этапе в Российской Федерации функционирует несколько уровней целевых программ. Среди них: президентские, федеральные, региональные, местные, отдельных предприятий.
Нормативной правовой базой разработки и реализации программ являются Конституция Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как известно, регион – часть территории Российской Федерации, характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально-культурным потенциалом и представляющая собой отдельный субъект Российской Федерации или его часть, либо несколько субъектов Российской Федерации. Поэтому основным отличием Федеральных целевых программ от региональных является их общеприменимость для всех субъектов РФ, в то время как региональные программы разрабатываются персонофицированно для отдельного региона и зачастую не могут быть применены в другом регионе.
Региональная целевая программа (РЦП) развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
|
|
Заказчиком РЦП выступает орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию разработки и реализации целевой программы. Заказчик является координатором программ, организует эффективное взаимодействие субъектов программы. Кроме того, он формирует организационную структуру, осуществляющую текущее управление целевой программой – Дирекцию целевой программы.
Очень остро стоит проблема федерального или совместного ведения целевой программы, оказывающая негативное воздействие на развитие, как этого региона, так и страны в целом, для преодоления которой необходимы целенаправленные действия органов государственной власти страны и регионов.
Региональная целевая программа состоит из следующих разделов:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В данном разделе излагается краткий анализ проблемной ситуации, формулируются возможные предложения и пути решения.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
Этот раздел содержит информацию о поставленных в программе целях и задачах, определяются сроки реализации программы, а также предлагаются конкретные этапы работы программы.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты. Излагаются программные мероприятия, порядок действий, а так же даётся прогноз результатов исполнения программы.
4. Ресурсное обеспечение программы. Представляется ресурсная база для исполнения программы, анализируются возможности и резервы для успешного функционирования.
5. Механизм реализации программы. Данный раздел представляет собой изложение самого механизма функционирования ЦП, его детальное описание.
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
|
|
Как будет организован контроль за исполнением программы.
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы. Представляются результаты реализации программы, прогнозируются последствия.
8. Паспорт программы.
Также к целевой программе должны быть приложены пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы (части программы) на очередной год, лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду) и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.