double arrow

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Суриков А. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

Григорьев Р. В.

МБОУ «Сятракассинская СОШ Мограушского р-на Чувашской Республики

Основной причиной роста заболеваемости, снижения уровня физического развития и физической подготовленности студентов является прогрессирующий дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим ученые и педагоги приходят к заключению о дидактической беспомощности традиционных технологий физического воспитания студентов перед сложностью задач формирования личности, подготовленной к эффективному присвоению ценностей физической культуры для оздоровления и физического совершенствования.

Отсюда вытекает необходимость разработки педагогических технологий физического воспитания студентов СМГ, при реализации которых существенно повышается уровень развития их физической культуры и, прежде всего, таких ее компонентов как здоровье, физическая и функциональная подготовленность.

Одним из перспективных подходов выступает физическое воспитание студентов на основе модульного обучения. Между тем богатый дидактический потенциал модульного подхода остается невостребованным в физическом воспитании студентов с отклонениями в состоянии здоровья.




С учетом этогопроблема исследованиясформулирована нами следующим образом: Какие педагогические условия применения личностно-ориентированного модульного обучения в физическом воспитании являются необходимыми и достаточными для существенного повышения уровня развития физической культуры студенток специальных медицинских групп?

Решение этой проблемы выступает как цельнашего исследования.

Гипотеза исследования: Повышение эффективности формирования физической культуры студенток СМГ в процессе физического воспитания возможно, если:

· в качестве стратегической цели физического воспитания определить формирование физической культуры личности, обеспечивающей готовность к творческому применению физических упражнений в целях сохранения и укрепления здоровья с учетом имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья;

· разработать с учетом требований Государственного образовательного стандарта и примерной учебной программы по физическому воспитанию студентов вузов модульную программу, усвоение содержания которой позволит каждой из студенток СМГ повысить уровень развития физической культуры;

· создать комплекс информационно-методических средств, отражающих содержание модульной программы;

· определить систему средств, методов и форм организации и контроля результативности учебно-познавательной деятельности студенток, создающих в своем взаимодействии оптимальные педагогические условия для развертывания и последующего качественного усвоения содержания модульной программы;



· включить студенток СМГ в разработку и практическую реализацию индивидуальных программ занятий физическими упражнениями с учетом содержания модульной программы и имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья.

Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:

1. Выявить на основе теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы основные противоречия традиционной практики физического воспитания студенток СМГ.

2. Определить особенности развития основных компонентов физической культуры студенток СМГ, занимающихся в условиях традиционной практики физического воспитания.

3. Разработать модульную программу физического воспитания и определить педагогические условия ее эффективного применения для формирования физической культуры студенток СМГ.

4. Экспериментально обосновать повышение эффективности формирования физической культуры студенток СМГ на основе модульной программы физического воспитания.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Чувашский государственный педагогический университет.

Результаты исследования. Анализ литературы и программно-нормативных документов показывает, что сформулированные в них задачи физического воспитания студентов отражают его социогуманитарную направленность на формирование личности, подготовленной к деятельностному присвоению ценностей физической культуры в интересах оздоровления и физического совершенствования. Выявлено, что в настоящее время имеется богатый арсенал различных средств, которые могут эффективно применяться для формирования физкультурно-деятельной личности.



Однако реализации социогуманитарной направленности физического воспитания студентов препятствует объективно существующее противоречие между индивидуальным своеобразием развития компонентов их физической культуры и традиционно используемыми подходами к организации их учебной деятельности.

Одним из способов разрешения данного противоречия является осуществление физического воспитания студенток СМГ на основе личностно-ориентированной модульной программы (рис. 1).

Рис. 1. Структура личностно-ориентированной модульной программы

физического воспитания студенток специальных медицинских групп

Комплексной дидактической целью модульной программы является формирование физической культуры студенток СМГ.

Интегрированными дидактическими целями:

· вооружение теоретическими знаниями о физической культуре;

· вооружение методическими знаниями и умениями применения средств физической культуры для оздоровления и физического совершенствования;

· развитие физических качеств;

· укрепление и сохранение здоровья.

С учетом интегрированных целей модульная программа включает 3 взаимосвязанных блока: теоретический, методическийи физкультурно-оздоровительный. В модульную программу включены базовые модули, усвоение которых является обязательным для всех студенток, и вариативные модули, изучаемые по выбору.

На основании анализа и обобщения литературных данных нами выделено семь наиболее часто встречающихся среди студентов видов заболеваний: сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения.

С учетом характера заболеваний,нами разработаны и включены в содержание каждого блока модульной программы соответствующие вариативные модули. В зависимости от направленности обучения на вооружение знаниями или способами деятельности нами разработаны модули познавательного и операционного (деятельностного) типов.

Модули познавательного типа входят в содержание теоретического и методического блоков модульной программы. Они включают:

1. Логическую структуру в виде пирамиды (графа) интегрированной и частных целей.

2. Тестовые задания для определения исходного уровня знаний как фактора готовности к усвоению модуля.

3. Учебные элементы, соответствующие частным целям.

4. Резюме-обобщение информационного материала модуля.

5. Средства промежуточного и выходного контроля.

Модули операционного (деятельностного) типа предназначены для обучения студенток способам физкультурно-оздоровительной деятельности. Они входят в содержание методического и физкультурно-оздоровительного блоков, и включают:

1. Логическую структуру в виде пирамиды (графа) интегрированной и частных дидактических целей. Интегрированной дидактической целью базового и вариативного модулей операционного типа, входящего в содержание методического блока, является вооружение студентов умениями и навыками рационального использования средств физической культуры при характерных для студентов СМГ заболеваниях. В соответствии с содержанием примерной учебной программы по физической культуре» для студентов вузов выделяются 10 частных дидактических целей в базовом модуле и 5 частных дидактических целей в вариативном модуле, решение которые в своей совокупности приводит к достижению студентками данной интегрированной дидактической цели.

В физкультурно-оздоровительном блоке выделяются два модуля: физкультурный и оздоровительный.

Интегрированной целью базового и вариативного модулей, составляющих содержание физкультурного модуля, выступает развитие физических качеств с учетом отклонений в состоянии здоровья. Частными целями являются развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и ловкости.

Интегрированной целью оздоровительного модуля выступает укрепление и сохранение физического здоровья с учетом отклонений в его состоянии. Частными целями являются двигательная реабилитация нарушенных вследствие заболевания или травмы функций организма.

2. Средства измерения и оценки исходного уровня физических качеств, функциональных возможностей организма и здоровья.

3. Учебные элементы, соответствующие частным целям.

4. Средства оперативного, промежуточного и выходного контроля.

Нами выделены 11 педагогических условий, которые в совокупности необходимы и достаточны для достижения комплексной, интегрированных и частных целей модульной программы:

1) стратегическая целевая направленность физического воспитания студенток специальных медицинских групп на формирование личностной готовности к деятельностному использованию ценностей современной физической культуры с учетом характера имеющихся отклонений в состоянии здоровья для оздоровления и физического совершенствования;

2) высокая личностная значимость достижения этой цели для каждой студентки специальных медицинских групп;

3) высокий уровень профессиональной готовности преподавателей к решению задач физического воспитания с учетом имеющихся у студенток специальных медицинских групп отклонений в состоянии здоровья;

4) включение в модульную программу физического воспитания студенток специальных медицинских групп вариативных модулей, учебные элементы которых разработаны с учетом наиболее часто встречающихся у них видов заболеваний;

5) разработка студентками индивидуальных программ физического воспитания, учитывающих особенности отклонений в состоянии здоровья, уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма;

6) информационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных программ физического воспитания;

7) усвоение содержания индивидуальных программ физического воспитания через: а) выполнение теоретических, методических и практических учебных заданий репродуктивного характера; б) решение теоретических и методических учебных проблем;

8) усиление творческого, поискового характера учебно-познавательной деятельности через применение методов проблемного обучения;

9) повышение доли индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности на семинарских и практических занятиях, организация самостоятельной работы во внеучебное время;

10) осуществление входного, промежуточного и выходного контроля качества усвоения индивидуальной программы физического самовоспитания;

11) субъект – субъектный характер взаимоотношений студенток и преподавателя, предполагающий квалифицированную помощь (от информирования до консультирования) со стороны преподавателя в разработке и выполнении индивидуальной программы физического воспитания

В соответствии с этими условиями в физическом воспитании на основе реализация модульной программы выделялось несколько этапов: диагностический, целевой, разработки индивидуальной программы занятий физической культурой, практической реализации модульной программы, промежуточного и выходного контроля.

Для практического обоснования эффективности модульной программы нами был проведен педагогический эксперимент, продолжительностью в один учебный год с участием 19 студенток 1-го курса исторического факультета (контрольная группа) и 24 студенток 1-го курса физико-математического факультета (экспериментальная группа). Все испытуемые относились к специальной медицинской группе.

Учебный процесс по предмету «Физическая культура» в контрольной группе (КГ) осуществлялся по общему для всех плану с использованием одних и тех же средств и методов физического воспитания.

Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) занимались физической культурой по разработанной нами модульной программе.

Установлено, что в начале эксперимента обе группы испытуемых были примерно однородными по уровню развития функциональных возможностей организма, физических качеств и знаниям в области физической культуры. За время эксперимента в каждой из групп наблюдаются определенные изменения.

Функциональные возможности организма оценивались по индексу Руфье. За время эксперимента значения индекса Руфье улучшились в КГ незначительно - на 0,48 балла. У студентов ЭГ наблюдался существенный прирост индекса Руфье – на 1,01 балла.

За время эксперимента испытуемые ЭГ имели достоверное преимущество в темпах прироста результатов в беге на 100 м (Р = 0,035), в беге на 2000 м (Р = 0,0079), сгибании – разгибании рук в упоре лежа (Р = 0,014), поднимании – опускании туловища (Р = 0,001, приседаниях на одной ноге (Р = 0,001) и челночном беге 4 х 10 м (Р = 0,001).

Теоретические и методические знания. Тестирование знаний испытуемых обеих групп в начале эксперимента свидетельствует об их низком уровне. В среднем испытуемые обеих групп ответили правильно только на 17 из 50 вопросов.

По окончании эксперимента проводилось повторное тестирование знаний. Студенты КГ набрали в среднем 11,74 балла по 18 балльной шкале. Студенты ЭГ отличались более высоким уровнем усвоения знаний в области физической культуры: они набрали в среднем 13,04 балла (Р = 0,041).

Количественный анализ результатов анкетного опроса проводился на основе расчета индексов, отражающих особенности распределения вариантов ответа на каждый вопрос анкеты в сравниваемых выборках испытуемых.

Самооценка здоровья. В контрольной группе выявлена тенденция к снижению самооценки здоровья (от 0,16 до – 0,03 балла). Самооценка здоровья студентками ЭГ незначительно изменяется в лучшую сторону (от 0,02 до 0,08 балла).

Самооценка физической подготовленности в ЭГ практически не изменилась, в КГ наблюдалась тенденция снижения индекса - на 0,11 балла.

Значения индекса, отражающие оценку оздоровительной значимости занятий физическими упражнениями, в КГ повысились на 0,24, в ЭГ – на 0,42 балла.

Значения индекса эмоциональной привлекательности занятий физическими упражнениями за время эксперимента повысились в КГ на 0,13 против 0,35 балла в ЭГ.

Одним из условий эмоциональной привлекательности физических упражнений является переживание чувства удовлетворения («радости движения»). Индекс удовлетворенности в КГ не изменился, в ЭГ – повысился на 0,33 балла.

Значения индекса, отражающие отношение к учебным занятиям по физической культуре после эксперимента снизился в КГ на 0,06 баллов, у испытуемых ЭГ он повысился на 0,41 балла.

Индекс самооценки опыта физкультурно-оздоровительной деятельности у испытуемых КГ незначительно повысился – на 0,03 балла, более существенные изменения наблюдались у испытуемых ЭГ: значение индекса увеличилось на 0,44 балла.

За время эксперимента значения индекса, отражающие интерес к вопросам рациональной организации занятий физическими упражнениями, в КГ повысились на 0,48, в ЭГ – на 0,67 балла.

Одним из критериев интереса к физической культуре являются самостоятельные занятия физическими упражнениями. Выявлено, что величина прироста количества самостоятельных занятий в неделю в ЭГ составила в среднем 0,71 раза против 0,21 раза в КГ.

Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что физическое воспитание в условиях реализации личностно-ориентированной модульной программы приводит к положительным изменениям в уровне развития отдельных компонентов физической культуры: функциональных возможностей организма, уровня развития физических качеств, знаний в области физической культуры, умений и навыков организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, интереса к занятиям физическими упражнениями.








Сейчас читают про: